Гонка в пропасть: кто её остановит?
О том, что уже сегодня некому работать на полях, заводах, некому рожать полноценных, здоровых младенцев — факт свершившийся.
Всем тем процессам, которые встали разворачиваться с нами и вокруг нас в 70-80-е и особенно 90-е годы прошлого столетия известный психиатр и писатель с мировым именем Владимир Леви ставит однозначный диагноз: социальная шизофрения.
Удивительно, но этот же диагноз многому тому, что сегодня происходит с молодежью и жителями Сергиева Посада, ставят не органы здравоохранения на законодательной и профессиональной основе, призванные защищать здоровью жителей Сергиево-Посадского района. А также через средства массовой информации своевременно информировать население о причинах и истоках формирования социально значимых. болезней, в т.н. активно проводить меры предупредительного характера (из Закона РФ «Об охране здоровья граждан»). Этот диагноз ставят депутаты, не медики В, Польский, П. Бондарь, И. Большаков.
Как специалист по физическому и духовному зрению, как научный руководитель целого ряда диссертационных исследований, имеющих прямое отношение к проблеме социальной шизофрении, не могу не отреагировать на данную сверхактуальную статью.
Во-первых, как это ни прискорбно, но я утверждаю: диагноз массовой шизофрении очень большой части молодых людей (и не только) Сергиева Посада поставлен точно.
К сожалению, жители Сергиева Посада не знают, что ведущие специалисты психоневрологи уже давно назвали истоки столь массовой шизофре-низации общества — это укоренившаяся методика образования, вся её система. Причем, если 8 70-80-е годы симптомы шизофрении выявлялись у учащихся средних и старших классов, сегодня — уже,с начальной школы. И вот как об атом пишет ведущий психоневролог, проф. В.И. Гарбузов:
Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление…
Вот как об этом пишет другой ведущий специалист по физиологии ребёнка, проф. Р.И. Айзман: «У многих детей в первые недели и месяцы обучения возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке».
Безусловно, и учителя, и родители хотят знать сам механизм развития столь грозного среди молодежи массового недуга. Проведенные под нашим руководством исследования позволяют указать на него довольно определённо.
В свое время руководители министерства и академии образования «торжественно» заявили обществу — официальной концепцией строительства отечественной школы является вербальная (левополушарная) основа. И вся наша беда в том, что такая концепция предполагает и весьма успешно «образовывает» детей на основе расщепления-нераздельного двуединства правого и левого полу-, шариймозга. При этом правое полушарие замыкает на себя всю реальную, объективную сигнализацию о мире, поступающую через органы чувств. Вот почему с правым полушарием связаны все процессы реального мироощущения. Левое же полушарие с помощью условных сигналов — слов — выводит на поверхность духовной жизни те образы, которые были ранее запечатлены в чувственную память.
А теперь представьте, что произойди детс психикой детей, если их, «образовывать» только на условных сигналах (словах), которые никогда не имели ассоциативных связей с реальными образами мира? Подобную практику можно сравнить, если нас поместить в среду инопланетян, в среду людей, общающихся на чуждом нам языке. Но именно это и означает сущность вербальной основы строительства отечественной школы. А если к этому добавить следующий «краеугольный камень» строительства отечественной школы, в т.ч. школ Сергиево-Посадского района: культ техник-скоростей чтения, письма, счета, т.е. культ техник-скоростей в образовании?! А ведь подобная практика административно была введена в 60-е годы XX столетия. К сожалению, ни учителя, ни родители не распознали, что здесь сокрыто страшное, очень страшное оружие массового психического поражения.
Оказалось, что те техмики-скорости чтения, письма, счета, которые подведены под начальную школу – есть те же приёмы расщепления слов-сигналов от чувство-образов. Есть не что иное, как формирование устойчивого, бессмысленного, автоматического стереотипа употребления слов, усилий и т.д. Любое же расщепление слов-сигналов от чувство-образов и есть расщепление личности или шизофрения.
Именно введением техник-схоростей в 60-е годы мы и объясняем тот 12-ти кратный рост психических нарушений среди выпускников школ, произошедший за экономически и политически стабильные 70-е – 80-е годы, и о котором сообщил в конце 80-х главный психиатр Министерства Обороны, проф. В. Смирнов.
Нет программ здорового духовного, нравственного и физического воспитания подрастающих поколений. В рабском униженном положении находятся учителя и директора школ.
Именно уже в конце 80-х годов рост психических нарушений среди старшеклассников достиг критического уровня для духовного выживания народа – 45%. Сегодня же, согласно официальным сообщениям, эта цифра достигает 70-80%. Проведённый психологами под нашим руководством выборочный осмотр учащихся старших классов выявил, что те или иные сисмптомы школьной шизофрении проявляются как минимум у двух третьих учащихся средних и старших классов.
И это мы лишь приоткрыли дверцу во внутренюю, скрытую от общества сущность нашей отечественной, так называемой вербальной школы.
О том, что здоровье психическое и телесное выпускников школ – призывников в армию угасает уже обвально, неоднократно заявляли в печати представители военного комиссариата. О том, что уже сегодня некому работать на полях, заводах, некому рожать полноценных, здоровых младенцев – факт свершившийся. Всё это неумолимо разворачивается по своим законам. Нет в Сергиево-Посадском районе главного: нет административных районных программ на радикальное пресечение и исправление человеко-убийственной работы школьного конвейера. Нет программ здорового духовного, нравственного и физического воспитания подрастающих поколений. В рабском униженном положении находятся учителя и директора школ.
Вероятно, не стоило писать о столь трагическом, если бы уже во многих регионах России под нашим руководством не была внедрена программа радикального исправления ситуации с детьми в школах (кстати, программа победила на целом ряде российских и региональных конкурсов). Однако она оказалась отвергнутой руководством района.
Отрадно, что в Сергиевом-Посаде,наконец зародился первый росток – родительское общественное движение. Хочется надеется, что выступление В. Польского, П. Бондаря, И. Большакова станет той искрой, тем катализатором, вокруг которого сплотится оставшаяся “нешизоидная” часть общества.
В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук.
Газета “Зеркало”, 1 августа 2002 г. №30