«Земская гимназия»: из опыта работы
Коллектив “Земской гимназии” формировался в рамках концепции, разработанной ее учредителями в 1991 году, как экспериментальное учебное заведение. Сюда приглашались педагоги творчески настроенные, ищущие, иногда неудобные в традиционной школе. Начинали с освоения опыта Б.П. и Л.А. Никитиных, С.А. Лысенковой, И.П. Волкова, Ш.А. Амонашвили.
Ведущей идеей, сплачивающей коллектив, была идея педагогики сотрудничества, причем сотрудничества равноправного — с родителями, с учащимися, с коллегами — педагогами из других школ, с административными органами. Отсюда и название учебного заведения — “Земская гимназия”. Оно отражает специфическую форму самоуправления исторической России.
В рамках концепции “Земской гимназии” был заявлен приоритет воспитания и психического, духовно-нравственного, физического здоровьесбережения учащихся. Проблемы, теперь очевидные для многих, уже в начале 90-х у нас вызывали тревогу. А именно: с каждым годом в первый класс приходил все больший процент детей с отклонениями в здоровье. Дети шли более нервные, физически ослабленные и поэтому педколлектив находился в постоянном поиске средств и методов, способствующих разрешению этих проблем.
В течение трех лет шла апробация различных педтехнологий и находок, с позиций их использования в учебном процессе школьного формата. Причем сама модель государственно-общественной школы, которую воспроизвела “Земская гимназия”, способствовала не только выявлению проблемы здоровьесбережения как ключевой, но и позволила предложить конструктивный управленческий механизм, способный активно подключить всех участников образовательного процесса не только гимназии (родителей, учителей и сотрудников, учеников), но и общественность региона.
Был создан консультационный центр “Центр Никитиных”, через который проходили родители малышей — будущих учеников гимназии. Именно в эти годы было сформировано понятие “Обучение в движении”. В детских садах и квартирах появились мини-спортивные комплексы — “стадионы в квартире”. На семинарах и встречах проводилась большая разъяснительная работа о пользе естественного воспитания и образования (о пользе материнского вскармливания, о вредном влиянии прививок, о значении воспитания отца и матери, о традиции питания и многом др.). Эти идеи были органичны и созвучны русскому православному воспитанию и культуре. Это и традиции культуры хорового пения, мастерства и рукоделия, традиции воспитания мальчиков и девочек, традиции питания, традиции русской литературы, богатой яркими образами праздников, традиции красоты каллиграфии.
Очень важное значение в создании комфортной психологической обстановки в обучении сыграла программа “Самооценка, достоинство, взаимоуважение и ответственность личности” (1991—1995 г.г). Реализация этой программы позволила в значительной мере снять напряжение и перегрузки детей в эмоциональном плане. Повышенная двигательная активность детей (занятия физической культурой преимущественно проходили на свежем воздухе), а также увеличенные перемены по 30 минут в середине учебного процесса с обязательной прогулкой частично снимали утомляемость детей от постоянного сидения за партой.
Не меньшее значение имело введение в программу занятий по русскому фольклору, танцевальным занятиям, народным ремеслам и промыслам, хоровому пению.
По желанию родителей настоятель Храма Рождества Богородицы отец Владимир проводил духовно-нравственные беседы с учениками.
Все это значительно обогащало учебный процесс и частично разрешало проблему гармоничного развития учащихся. Однако наиболее значительные успехи в этом направлении были достигнуты после системного освоения программы здоровьеразвивающих технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Реальному освоению в учебном процессе данных технологий предшествовала достаточно длительная подготовительная организационно-административная деятельность директора и научного руководителя “Земской гимназии”.
После первого знакомства по материалам прессы с результатами исследований В.Ф. Базарного началось изучение этого уникального опыта в школах и детских садах Сергиева Посада и Красноярска.
Впоследствии была проведена серия семинаров с участием педагогического коллектива и родителей (1996—1998 гг.) по изучению брошюр и методических разработок, опубликованных к тому времени. Поэтому программа “Здоровьеразвивающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса” органично вписалась в жизнедеятельность гимназии.
Администрация гимназии приняла активное участие, в том, чтобы вышеуказанная программа победила в конкурсе, объявленном главой Балашихинского района.
Однако в силу субъективных качеств зам. главы района, курирующего это направление, а также некоторых других обстоятельств широкое распространение данная программа в городе не получила. В то же время мы продолжали организационную работу по поиску единомышленников, одновременно осваивая шаг за шагом отдельные элементы в нашей гимназии.
На совещании директоров школ Балашихинского района и городском родительском совете была предложена следующая анкета.
1. В каком качестве вы лично и ваше учебное заведение готовы участвовать в программе “Здоровье”?
2. Готовы ли вы активно подключить для реализации программы родительский совет и меценатов?
3. Готовы ли вы распространить действие программы на всю школу или только младшие классы, или всего несколько экспериментальных классов?
4. Считаете ли вы целесообразным создание общественного совета по реализации программы и кто, на ваш взгляд, должен в него входить?
5. Какие проблемы, на ваш взгляд, возникнут при реализации программы “Здоровье”?
6. Ваши предложения по преодолению этих проблем.
7. Сколько комплектов брошюр В.Ф. Базарного и видеофильмов о данной методике вы готовы приобрести для своей школы?
Школам и детским садам Балашихинского района раздали демонстрационный материал (видеофильмы, методические материалы). Проведена серия семинаров, научно-практических конференций, открытых уроков.
Начало нашей работы вызвало определенную настороженность и недоверие органов здравоохранения и образования в городе. Однако реальные успехи и достижения детей в воспитании и обучении, а также поддержка родителей, через 2—3 года сделали свое дело (конкурс для поступления в гимназию достигал в 1992—1996 году до 10 человек на одно место).
В обучении активно используются экологические панно, сенсорные кресты, тренажеры для глаз, экологические прописи. Введено раздельно-параллельное обучение в 1—5 классах и письмо перьевыми ручками.
С начала основания гимназии проводились традиционные регулярные профилактические осмотры медицинских специалистов. А с 2001 года проводятся замеры по системе В.Ф. Базарного.
Последние годы (2002—2005 гг.) проводится мониторинг состояния здоровья учащихся “Земской гимназии”. Исследование проводилось на основе разработанных нормативных документов и методических документов, согласованных со всеми участниками образовательного процесса.
Итоги пятилетней работы с использованием здоровьеразвивающих технологий показывают значительное улучшение состояния здоровья учащихся.
Количество учащихся без нарушения осанки повысилось на 32%. Динамика состояния здоровья по группам здоровья: 1 группа — увеличилась на 4,5%. 2 группа — увеличилась на 1,6%. 3 группа — уменьшилась на 6,1%. Результаты исследования максимальной остроты зрения. Норма увеличилась на 9,6%. Спазм аккомодации после нагрузки снизился на 6%. Зрительная патология уменьшилась на 3,6% .
Уровень гибкости у девочек повысился на 12%. Проверка уровня силовых качеств у мальчиков показала увеличение числа детей с высоким уровнем на 8%. Увеличение со средним уровнем на 4%. Уменьшение с низким уровнем на 12%.
Результаты проверки уровня координационных способностей у учащихся 1—4 классов. Количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 9% у мальчиков, на 8% у девочек. Со средним уровнем — увеличилось на 6% у мальчиков, на 2% у девочек. С низким -уменьшилось на 15% у мальчиков, на 10% у девочек.
На наш взгляд, нынешний Базисный учебный план перегружен объемами содержания, необходимых для усвоения, а также недостаточно насыщен предметами, обеспечивающими двигательную активность.
Отношение местных властей можно характеризовать следующим образом: от полного недоверия и непонимания — 1991—1992 годы, через внимательное изучение и анализ — 1993—1998 годы, до признания и постепенной активной поддержки. В настоящее время регулярно проводятся семинары и научно-практические конференции на городском, областном и межрегиональном уровне, вызывающие большой интерес педагогической общественности.
Дети младших классов восприняли программу с огромным удовольствием. При введении парт-конторок и тренажеров для глаз в среднем звене наблюдалось некоторое сопротивление в среде детей, привыкших в согбенной позе сидеть за партами. Однако в течение 2—3 четвертей после эффективной разъяснительной работы с практическим вовлечением учителей и родителей практически все учащиеся, за исключением детей, имеющих медицинские противопоказания, осваивают программу.
К сожалению, наибольшее сопротивление (пассивное) наблюдается в учительской среде. Консерватизм мышления, нежелание менять стереотипы и т. д. в значительной мере сдерживали более эффективное и быстрое освоение здоровьеразвивающих технологий.
Отношение родителей во многом формируется из позиции принятия этой программы учителями, особенно классными руководителями.
Кравченко Г.В., директор НOУ “Земская гимназия”, кандидат педагогических наyк, г. Балашиха, Московская область.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.
Здоровьеразвивающие технологии Базарного в образовательном процессе Земской гимназии