Современная модель эффективного частно-государственного парнерства
Среди важнейших задач модернизации образования выступает актуальность культурно-исторической преемственности, позволяющая реализовать такие традиционные для России ценности, как нравственность, духовность, гражданственность.
Естественное стремление каждого народа — возможность продуктивной передачи социокультурного опыта. Национальная традиция системы образования России — одна из самых эффективных в мире. “Образование каждого народа должно быть национальным”, — писал К.Д. Ушинский.
Построение земской школы могло бы стать первым звеном в формировании новой системы управления, а именно: исторически оправдавшая себя, отечественная традиция — социальная технология самоорганизации, самоуправления, саморазвития общества — позволит преодолеть навязанное ему отстранение от проводимых в стране реформ.
Для успеха и эффективности внедрения образовательных инноваций крайне важно вовлечение всех субъектов, влияющих на эту сферу, и их согласованное положительное воздействие. Во многом это удалось в процессе реализации концепции земского образования в современных условиях, в частности при построении негосударственного и муниципальных образовательных учреждений “Земская гимназия”.
Заслуживают пристального изучения методы эффективного взаимодействия родителей, общественности, педагогического коллектива, представителей бизнес-структур и властной вертикали при решении очень актуальной и сложной задачи: сохранение и развитие здоровья детей в условиях информационной и психологической перегрузки в процессе обучения. Консолидация всех вышеупомянутых заинтересованных сторон позволяет добиться значительных успехов в решении этой проблемы.
Для системной реализации этого направления имеются все необходимые условия: компетентность всех участников образовательного процесса в области сохранения и развития здоровья детей;
- ресурсные возможности (здоровьеразвивающие технологии, методология педагогической и управленческой деятельности).
- общественно-государственая форма управления, основанная на культурно-историческом опыте земского образования.
Здоровьеразвивающая деятельность в “Земской гимназии” осуществляется с опорой на личностно-деятельностный подход, с учетом индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ученика, на основе сотрудничества и совместной деятельности. Здоровье учащихся — показатель и одновременно критерий эффективности педагогического процесса.
В “Земской гимназии” за основу теоретического и практического освоения технологий, развивающих и сберегающих здоровье учащихся, принята программа доктора медицинских наук В.Ф. Базарного “Воспроизводство психических, нравственных и физических потенциалов подрастающих поколений в системе школьного воспитания и обучения”. Цель программы — остановить процесс деградации психофизических и нравственных потенциалов личности в системе школьного воспитания и обучения. Эта программа предложила конструктивный управленческий механизм, включающий самоорганизацию родителей как активных субъектов реализации программы, всех участников учебно-воспитательного процесса (управленческое звено, медиков, психологов, учителей, самих учеников).
Главными составляющими программы являются научно обоснованные и практически проверенные принципы:
1) раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек;
2) работа в классе в режиме динамической смены поз (попеременно стоя за конторкой и сидя за партой), при этом допускаются перемещения в классе, не мешающие работе других учеников;
3) письмо перьевой ручкой, при котором формируется и устанавливается ритм, согласующийся с естественными ритмами организма;
4) обязательная разгрузочная гимнастика для глаз с использованием специально разработанного офтальмотренажера;
5) использование специального массажного коврика для ног в процессе работы за конторкой.
Многократно увеличивается число практически здоровых выпускников, полностью предупреждаются “школьные” болезни — миопия, сколиоз, плоскостопие. Применение методики В.Ф.Базарного не только предупреждает, но и лечит уже имеющуюся патологию. Статистические исследования убедительно доказывают ее высочайшую эффективность.
Внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебный процесс требует определенных усилий и перестройки сознания. Даже хорошим, творчески работающим педагогам трудно отказаться от выработанной годами методики проведения урока, которая не предусматривает перерывов на специальную гимнастику, перемещения учеников по классу и так далее. Перьевая ручка тоже может доставлять дополнительные хлопоты: кляксы в тетрадях, запачканные чернилами руки и одежда.
Особые организационные и психологические трудности вызывает переход к раздельному обучению мальчиков и девочек. Гимназия постепенно реализовывала этот переход. В одной параллели создавались классы как раздельные, так и смешанные. Но уже через год приоритет оставался за классами раздельного обучения. Это был свободный выбор родителей и детей. Положительными факторами гендерного разделения классов явились повышение мотивации к учебе, создание благоприятной однородной психологической среды в классном коллективе, учитывающей общность интересов и сходность стереотипов поведения. Раздельное обучение позволило в “мужском” классном коллективе создать атмосферу здорового соревнования, достижения успехов в учебе. Конечно, это требует определенного изменения системы преподавания. Упор должен делаться не на заучивание предмета, а на его аналитическое изучение и понимание.
Для мальчиков наиболее подходит принцип не простого решения задачи, а поиска иных, нетривиальных подходов к ее решению, не добросовестного изложения выученного по учебнику, а представления собственного взгляда на предмет или событие. Дети общаются не только на переменах, в трапезной, но и на уроках танцев, музыки, в кружках по интересам, на занятиях в театральной студии, во время внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение театров, музеев) мальчики и девочки находятся вместе, что опровергает опасения некоторых критиков об опасности гендерного замыкания и неадекватной социализации.
Кроме того, система обучения, принятая в “Земской гимназии”, предусматривает разделение учащихся старших классов по профильным направлениям: гуманитарное, естественно-научное, экономико-юридическое. Наш опыт реализации важнейшей составляющей программы “Здоровьеразвивающие технологии в учебно-воспитательном процессе” показывает, что гендерное разделение учащихся в 5—9 классах, продолжающее традиции прогимназии, целесообразно и эффективно в отношении качества педагогического процесса и его результатов. Среди выпускников гимназии медалисты ежегодно составляют 25—40 процентов. Мальчики, прошедшие обучение по раздельной системе с 1 по 9 класс, имеют более высокие физические (рост на 5—7 см выше среднего, чем у пришедших из других школ, отсутствие плоскостопия, сколиоза и миопии) и психологические (уровень самооценки, пониженные тревожность, агрессия и так далее) показатели в сравнении с их сверстниками, пришедшими в гимназию из других школ.
Следует отметить, что едва ли не важнейшим фактором в системе раздельно-параллельного обучения является личность классного руководителя. Именно это обстоятельство — наличие подходящих кандидатур на должности классных руководителей — рассматривается как определяющее условие для организации в учебном заведении системы гендерного обучения (обязательно по типу раздельно-параллельного варианта). Классный руководитель находится с детьми в течение всей недели. Если классный руководитель отсутствует, то организуется замена. Классный руководитель ведет портфолио на каждую семью, где отмечаются все нюансы взаимодействия.
Школьные программы, методики преподавания и оценки знаний в основном ориентированы на “женский” тип сознания. Учителя-предметники учитывают, в каком классе — мальчиков или девочек — им предстоит провести урок.
Работа с родителями доведена до уровня отработанных технологий. На первую встречу в гимназию обязательно приглашают всю семью и просят предварительно ознакомиться с сайтом, подробным описанием концепции здоровьеразвивающей организации учебно-воспитательного процесса гимназии. Родители заполняют анкету. На встрече с родителями выясняется их отношение к раздельному обучению мальчиков и девочек, приоритету нравственного и духовного воспитания, рассказывается специфика раздельно-параллельного обучения. Родители пишут сочинение “Мой ребенок”, в котором рассказывают в свободной форме о своем ребенке, его характере, специфике его здоровья, интересов. В сочинении родители формулируют свой “заказ” на образование и воспитание ребенка в гимназии.
С родителями заключается договор на обучение, где принцип “согласование” выделен как ведущий, основной. Через 2 месяца родители приглашаются на собеседование по проблемам адаптации ребенка в гимназии. Собеседование обязательно ведется под протокол. В конце каждого учебного года администрация встречается с родителями на предмет выполнения гимназией “договора на обучение” также с ведением протокола и анкетированием. На эту встречу приглашаются классный руководитель, психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, дается характеристика ученика каждым предметником.
Гимназия работает как открытая система: родители могут посетить любой урок, но должны предварительно письменно предупредить учителя или завуча и после посещения урока обязаны написать отзыв об уроке, ознакомив с ним педагога. Это — следующий шаг оценки общественностью и родителями работы учителя и реализация принципа согласования.
В гимназии земские принципы (самоуправление, самоорганизация и саморазвитие) реализуются по следующей процедуре. Более 19 лет в “Земской гимназии” успешно работает Управляющий совет — Гимназическая Дума — высший орган власти гимназии. От каждого совета (педагогического, попечительского, родительского, ученического, трудового коллектива, административного) в Управляющий совет делегируются по два представителя. В функции каждого из советов входит организация и общественная оценка качества, результативности учебно-воспитательной работы гимназии, в том числе и эффективность реализации программы “Здоровьеразвивающие технологии”.
Родительские собрания в гимназии ведутся родителями. За три дня до проведения собрания заседают классные советы, которые формируют повестку собрания, обязательно согласовывая ее с классным руководителем. Протокол родительского совета класса, родительского совета гимназии ведется самими родителями. Протокол родительского совета класса представляется директору; родительское собрание класса проходит более эффективно, так как имеет предварительную содержательную и организационную подготовку. Если в гимназии обучается мальчик, то в гимназии на собрании обязательно должен быть отец. В настоящее время создаются советы отцов в классах.
Вновь приходящие дети и сотрудники гимназии окружены вниманием членов групп поддержки, которые помогают адаптации ученика или сотрудника в гимназии.
В гимназии действует система наставничества в плане методической поддержки учителя в области сохранения здоровья.
Благодаря реальному вовлечению общественности (в том числе представителей бизнеса, государственных и общественных организаций, церкви, родителей, учителей) в процесс создания и развития была успешно реализована современная модель земской школы. В настоящее время работа двух школ (НОУ и МОУ “Земская гимназия”) в статусах негосударственного и муниципального учреждений представляет собой перспективную модель частно-государственного партнерства.
И.Л. Кравченко, директор НОУ “Земская гимназия”, почетный работник общего образования
Здоровьеразвивающие технологии Базарного в образовательном процессе Земской гимназии