Технология раскрепощенного развития В. Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе учреждения типа «школа – детский сад»
Проблема массового нездоровья подрастающего поколения наиболее остро обсуждаемая в нашей стране. Сегодня среди основных задач современного ОУ важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей в учебно-воспитательном процессе. Именно на это нацеливает нас ст. 51 федерального закона «Об образовании». В основе реализации данной статьи лежит организация учебно-воспитательного процесса с учётом природных чувственных, моторных и психоэмоциональных потребностей ребёнка.
Исследования отечественных учёных показывают, что организация учебного процесса, к сожалению, не соответствует природе ребенка. Законы развития физической и духовной составляющих здоровья учащихся и воспитанников и принципы организации деятельности современной школы и дошкольных учреждений имеют противоположную направленность.
Возникла необходимость поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответствии с законами, не противоречащими природе ребенка. Если мы хотим воспитать здоровое подрастающее поколение, то целесообразно возвращение к природосообразному образованию.
Специалисты в области здоровьесбережения среди основных факторов риска для здоровья воспитанников и учащихся выделяют следующие:
- Чрезмерная вербализация (внечувственная информатизация) образовательного процесса.
- . Чрезмерная интенсификация образовательного процесса.
- Не соответствие программ и технологии обучения психомоторным, функциональным и возрастным особенностям обучающихся и воспитанников (например, когда мы заставляем детей читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации у каждого ребёнка строго индивидуально).
- Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся.
- Не соблюдение элементарных гигиенических и эргономических требований к организации учебного процесса.
- Недостаточная подготовка педагогов в вопросах психофизиологии развития и охраны здоровья детей.
- Пресечение физической активности учащихся на академическом уроке, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников.
- Неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием).
- Низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья воспитанников, учащихся и их родителей.
- Неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.
- Отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Снижение уровня медицинского контроля за динамикой состоянием здоровья школьников в учебном процессе.
- Отсутствие необходимых пришкольных спортивных площадок (залов) и высоко квалифицированных организаторов в области физвоспитания.
К настоящему времени в системе образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:
- здоровьеформирующие образовательные технологии, направленные на воспитание у воспитанников и учащихся культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре;
- здоровьеразвивающие технологии в построении самого учебного процесса, которые:
а) раскрывают моторно-активную организацию и проведение образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;
б) создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников и учащихся, воспитателей и педагогов).
Задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены педагогами только благодаря осуществлению комплексного подхода к их воспитанию и образованию. Таким образом, здоровьеразвивающая (здоровьесберегающая) образовательная технология – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые заменяют традиционные закрепощено – обездвиженные не эмоциональные технологии обучения, на активные моторно-поисковые, эмоционально интересные.
Целью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе здоровьразвивающих технологий является адекватная природе ребёнка эргономическая и психофизиологическая организация и проведение учебного процесса, а так же создание образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации учащихся и воспитанников.
Для достижения этой цели важно:
- обеспечить права ребенка на качественное сообразное его моторной и эмоциональной природе образование;
- реализовать преемственность и открытость в сфере образования.
- организовать воспитание детей в духе уважения к своей семье, школе, детскому саду, городу, краю, России;
- содействовать повышению роли семьи в воспитании детей;
- формировать культуру здорового образа жизни;
- внедрять инновационные утверждённые Роспотребнадзором РФ здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
- реорганизовать систему управления образовательного учреждения по конечному результату труда – показателям развития и здоровья обучающихся, воспитанников;
- максимальное использование технологий деятельностного метода обучения.
«Школа – 2000…» помогает поддерживать и сохранять психическое и физическое здоровье воспитанников; способствует развитию познавательной, эмоциональной и волевой сферы ребенка, толерантности, коммуникативности; развивать ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально-технического, кадрового, научно-методического); включить социальные структуры, содействующие здоровью, в систему образования.
В содержании здоровьесберегающей (ЗС) педагогической системы образовательного учреждения выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы:
- Образовательная подсистема, реализующаяся учебно-воспитательный процесс.
- Служба здоровья как подсистема сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Системообразующая роль принадлежит компоненту управления, который включает в себя научно-методический центр здоровья и административный центр по политике содействия здоровью.
- Все центры имеют свои чёткие функции.
В организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьеразвивающих технологий выделяются следующие направления деятельности:
1) формирование здоровьесберегающей пространственной среды;
2) организация здоровьеразвивающих (моторно активных, эмоционально значимых, интересных) занятий;
3) рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса;
4) организация рационального питания;
5) физкультурно – оздоровительная деятельность.
6) здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;
7) специальная оздоровительная деятельность;
8) диагностика состояния здоровья воспитанников и учащихся (мониторинг развития ребёнка и его здоровья).
Раскрытие всех этих направлений – это темы отдельных семинаров.
Формирование предметно – развивающей, пространственной среды, основанной на принципах здоровьесбережения обеспечивается деятельностью специалистов. В тесном взаимодействии создаются проекты пространственно-развивающей среды классных и групповых помещений, комнат отдыха и кабинетов с учетом природосообразности и возрастных особенностей воспитанников и учеников.
В нашем учреждении активно применяется технология здорового раскрепощённого развития детей, разработанная доктором медицинских наук, профессором, специалистом в области психофизиологии развития ребёнка научным руководителем В.Ф.Базарным.
Еще 33 года тому назад (см. «МГ» от 4.04.1979) в нашей стране родилась здоровьеразвивающее направление в педагогике, которую проблемная комиссия Академии Медицинских Наук СССР признала мировым открытием и рекомендовала в практику отечественного образования. Ее автором является В.Ф. Базарный.
После многолетней экспертизы в 1989 году его система была официально одобрена и рекомендована Минздравом России в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье, принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». Позже, как того требует закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» было выдано положительное заключение Роспотребнадзора. В настоящее время базовая технология – проведения урока в режиме прямостояния и прямохождения на основе специальной мебели (конторок) включена в САН и ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В.Ф. Базарный с научными аргументами в руках доводит до всех учителей и родителей то, что у нас давно сложилась чуждая природе ребенка организация учебного процесса. Система образования игнорирует сообразные природе ребёнка педагогические приемы формирования базовых «психоконструирующих» способностей – уверенной речи, пластического, лишённого судорг – зажимов почерка, осмысленного чтения, художественного рисунка, т.е. всего того, на основе чего у ребёнка формируются все духовно – творческие и психические способности.
Из многих элементов технологий В.Ф. Базарного обучение – воспитание мальчиков и девочек в параллельных группах (классах) почему то общественным сознанием воспринимается с трудом. Между тем наш опыт показывает, что наиболее простым, массовым и перспективным для сообразного природе мальчиков и девочек воспитания и необходимого социального развития является параллельно – раздельное их воспитание и обучение в одной школе или детском саду: девочек – в девичьих классах (группах), а мальчиков – в «мужских» классах (группах). Необходимые же навыки общения мы вырабатываем на различных играх, досуговых и общешкольных мероприятиях (Наталья Николаевна Куинджи – д.м.н., профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены детей и подростков РАМн).
Благодаря материалам ЮНЕСКО, мы узнали, что во многих странах «цивилизованного» запада, сексуальное меньшинство уверенно набирает силу и вот-вот станет сексуальным большинством. Европа, Америка, Англия обеспокоены данной проблемой. При этом самыми элитными школами Европы считаются школы раздельного обучения мальчиков и девочек в разных школах.
Из истории известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной эмоциональной, моторной, чувственной природы мальчиков и девочек. После прихода к власти большевиков в 1918 году вышло постановление «О введении обязательного совместного обучения», подписанное комиссаром просвещения А. Луначарским. В итоге без какого либо научного и разумного обоснования мальчиков и девочек усадили в общие классы, смешав их по календарному возрасту (зная, что девочки на целую эпоху старше по генетическому и духовному возрасту, в т. ч. и школьной зрелости). Но уже в 30 годы для новой власти стали видны негативные последствия такого «бесполого» обучения. Почувствовался дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей. И это притом, что в те годы на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание.
В 1943 году Совнарком СССР обязал: ввести раздельное обучение мальчиков и девочек. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив И. В. Сталин. После же его смерти в 1954 году детей вновь смешали в общие классы по календарному возрасту. Что же происходит? При смешении детей по календарному возрасту – мальчики, оказавшись среди более зрелых по генетическому и духовному возрасту девочек, начнут (а мы и не заметим как) развиваться по женскому типу: в начале по духу, а затем и телесно.
У учителей и родителей сегодня давно должен был бы встать естественный вопрос: с какого образа мальчики делают себя? В кого они воплотятся, если вся их современная жизнь, это непрерывная эстафета передачи из одних женских рук в другие?!
И после этого общество удивляется, что вместо мужчины – опоры и защитника, мы имеем все больше инфантильных и жёноподобных мужчин.
Многие поколения мальчиков воссоздаются по женским «лекалам» чувств и эмоций, воспитываются по законам подавления.
Девушки, сталкиваясь в жизни с такой тростниковой, не надежной «крепостью», испытывают страх за свое будущее. А это крах мечты, мечты о «принце», как символе мужества и надёжности.
И, как реакция разрядки, – агрессия, злоба на несостоявшуюся «крепость», несостоявшуюся опору жизни! Разочаровавшись, молодые девушки устремляются за зрелыми мужчинами. А переполненные страхом и комплексами, так называемые мужчины, в злобе, зависти и бессилии мстят всем и вся за свое несостоявшееся истинное Я.
Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при смешанном воспитании оказывается деформированной. Происходит гендерное смещение.
Девочки в этом случае вынуждены брать на себя роль лидерства, а это ответственность, воля, сила духа, вечная борьба за удержание лидерства.
В итоге, как результат они все больше развиваются по мужскому типу.
Отсюда нежелание женщины создавать семью, иметь детей. В итоге происходит угасание материнского чувства.
Самое ужасное – на клиническом уровне это проявляется в росте доброкачественных и злокачественных новообразований. Это рост бесплодия, а при беременности – различных патологий в процессе ее вынашивания.
Сейчас уже 90% женщинам требуется родовспоможение. При выяснении причин бесплодия, врачи вдруг стали находить вместо женской «X» – хромосомы, мужскую «Y». А у мальчиков – наоборот.
В итоге мы имеем, различные врожденные и генетические патологии новорожденных, и слабую их жизнеспособность.
В конце концов, самой кричащей проблемой современности стал «кризис» межполовых отношений и распад института семьи. Распадается та «колыбель» жизни, на основе которой воспроизводится сам человек и его духовная сущность – семья, основанная на любви.
Но, стоило развести мальчиков и девочек в параллельные классы и группы, как мальчики и девочки наконец-то начали приобретать свойственные полу характеристики.
Заведующая кафедрой педагогики детства, физиолог, нейропсихолог, доктор биологических наук г. Санкт – Петербург, Еремеева Валентина Дмитриевна в своем выступлении раскрыла нейропсихологический аспект гендерного подхода к обучению.
Мальчик и девочка – это два разных мира. Их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Надо постараться понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какими создала их природа (Творец). А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредив их , не сломав их – зависит только от нас с вами.
Мальчики и девочки, заявляет она, обладают разными типами психики, разными типами познания, что, в свою очередь, определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. И предлагает рассмотреть эту проблему с точки зрения функциональной специализации двух полушарий мозга.
Левое полушарие, – пишет В. Д. Еремеева, – можно назвать рационально-логическим, алгоритмическим, классификационным. Оно как бы разбивает информацию на блоки, отбрасывает конкретные несущественные детали, действует по алгоритму, оно выстраивает причинно – следственные цепочки, которые существуют только при большом потоке информации. А если знаний не хватает, то левое полушарие бессильно. Цепочка мышления рвётся и дальнейшая мыслительная деятельность становится невозможной.
Правое же полушарие не строит цепочек, поэтому даже если в знаниях есть бреши и прорехи, оно всё равно способно достроить мысленно до целого и принять решение.
В школе алгоритм – это правило, шаблон для решения типовых задач.
Правое полушарие – образное, пространственное, интуитивное. Оно воспринимает мир целостно, ничего не отбрасывая и не теряя. Его мышление панорамно.
И первый парадокс: в школе учитель всегда в нужный момент дает ученику нужную информацию – подпитывая развитие левого полушария для дальнейшего разворачивания цепи знаний.
А вот в жизни, никто нам вовремя нужной информации (алгоритма) не предоставит и решать приходится, опираясь именно на правополушарное мышление.
К сожалению, в обычной школе упор делается на развитие левого полушария. А ребенок, чем младше, тем более правополушарен, говорит ученый. У мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста левое полушарие развивается медленнее, чем у девочек, а у старшеклассников картина меняется. (Если мальчик маскулинного типа не получил в начальной школе «прививку неуспешности», то к старшим классам он может обогнать сверстниц по ряду школьных предметов). Только в левом полушарии у человека имеются центры речи, а значит, только оно владеет грамматикой и синтаксисом.
Прежде чем дробить картину мира на блоки, нужно создать эту целостную картину мира, тот целостный, чувственный фундамент мира, и только на нём уже можно будет выстраивать модель мира.
Следовательно: для гармоничного развития необходимо развивать и правое полушарие. И включать в школу и детский сад полноценный блок художественно – эстетического воспитания для мальчиков и девочек. А именно – занятия театром, музыкой, танцами, пением, изобразительной живописью.
И второй парадокс: педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, и создавали ее педагоги-мужчины, а по форме подачи материала – она женская, потому что большинство учителей это женщины.
Кто составляет программы и пишет учебники? Чаще всего те, кто любит и умеет письменно выражать свои мысли, то есть левополушарники. А преподносят эти знания –педагоги-женщины. Тексты, составленные левополушарниками, имеют свои особенности: они излишне громоздки, грамматически усложнены, неоправданно перегружены научными терминами, оторваны от реальности и чересчур абстрактны. Они трудно воспринимаются женщинами-педагогами, а тем более детьми.
Итак, ребенок – правополушарник, приходя в школу, попадает в образовательную среду, организованную учительницей, склонной к алгоритмическому мышлению и тотальному оречевлению всего процесса обучения и учебного материала, созданного левополушарными педагогами. Особенно трудно при этом приходится мальчикам.
А те дети, которые в силу индивидуальных и половых особенностей функциональной организации их мозга способны встроиться в данную образовательную среду, становятся отличниками (отличницами) и мы радуемся их успехам в школе.
Троечники же, особенно мальчики, выйдя из стен школы, тем не менее, нередко реализуют себя в дальнейшем очень успешно. И если удается поступить в вуз, заканчивают его удачно.
Этот парадокс объясняется тем, что полученные в школе знания (пусть и не очень богатые) они могут использовать и применить в жизни, в любой нестандартной ситуации, т.к. эти знания встроены в целостную систему мироздания.
Сложнее с отличницами, говорит Валентина Дмитриевна. Усвоив алгоритм, правила, последовательность мыслительных действий, они успешны в некоторых аналитических построениях, требующих упорядочивания уже имеющейся информации и опоры на память. В нестандартных же условиях, при творческой поисковой деятельности, в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах они могут оказаться несостоятельными. Знания, невстроенные в целостную систему, могут остаться только школьными знаниями, и их очень трудно будет применить в нестандартной жизненной ситуации. Школа помогла им развить левополушарное мышление, но оставила без внимания или даже затормозила развитие целостного правополушарного мышления. Более подвержены такой деформации девочки, которые по своей природе более адаптивны и склонны подстраиваться под обстоятельства, в том числе и под наши педагогические методики.
В. Д. Еремеева, проводя исследования, предложила учителям одной из школ перечислить качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный ученик. Первое место среди перечисленных учителями качеств занимало: желание учиться, интерес к учебе, внимательность, трудолюбие, ум, воспитанность и усидчивость. Когда тот же вопрос сформулировали с акцентом на пол ученика и на конечный результат обучения, ответы оказались совершенно иными. Мальчики в первую очередь должны уметь, говорили учителя: принимать самостоятельные решения, быть уверенными в собственных силах, целеустремленными, умеющими нести ответственность за свои решения, иметь собственное мнение, быть надежными и мужественными. Никто из учителей не вспомнил ни про покладистость, ни про усидчивость.
Никто из учителей ранее не указал этих качеств у юноши, заканчивающего школу. То есть при обучении, без учета тендерных особенностей, учитель и воспитатель чаще ориентирован на девочек.
Для того, чтобы наше общество нормально развивалось, говорит, заканчивая свое выступление ученая, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность.
Положение не изменится до тех пор, пока мы не научимся видеть в наших воспитанниках не просто школьников, а мальчиков и девочек.
Итак, отличительные особенности технологии В.Ф. Базарного состоят в следующем:
- Природосообразное поло-личностное (параллельно – раздельное) обучение мальчиков и девочек.
Говоря о личностно – ориентированном подходе к воспитанию и обучению, необходимо учитывать кто перед вами – мальчик или девочка.
ПРВ мы занимаемся с 1997 года. Основная цель – создать условия, обеспечивающие становление полоролевого поведения мальчиков и девочек в сообществе и в повседневной жизнедеятельности. ( то есть основная цель научить социализации пола в обществе).
Создавая пространственно-предметную среду в группе мальчиков и в группе девочек, мы учитывали основные принципы построения развивающей среды и включали элементы, важные для выражения дошкольниками своего мужского и женского образа.
Грамотно организованная развивающая среда позволяет мальчикам и девочкам самостоятельно проигрывать жизненные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета, обозначить ценности, определяющие и направляющие поведение мальчиков и девочек.
Цель гендерного подхода реализуется путём переориентации воспитания на гендерную природу детей, на ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку половой индивидуальности, создание культуросообразной среды, проектирования личностно ориентированных стратегий гендерного воспитания.
- Организация учебного процесса в режиме моторной свободы, динамических поз, работа за конторками. К сожалению, в школу дети приходят уже «засиженные», психомоторно слабо активные. Всё это требует постепенного введения ребёнка в свою видовую телесную вертикаль, на которую замыкается активность генофонда.
Учебные занятия в дошкольных группах и классах проводятся в режиме динамических (подвижных) поз, для чего используется специальная эргономическая мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки, обеспечивающие оптимальный физиолого- эргономический режим ребенка. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка, а главное, поддерживается необходимый уровень активности генофонда.
3.Использование в процессе обучения зрительно – вестибулярных тренажеров. Для чувственной и энергетической активизации телесно – координационных и зрительно – моторных функций , а также для развития внимания и скорости реакции на занятиях и уроках используется «Зрительный стадион» , расположенный на потолке. Он представляет из себя схемы – траектории (восьмёрка, овал, крест), прослеживая по которым глаза совместно с головой делают скользящие энергичные движения (В.Ф.Базарный с соавт.: Патент № 2026627)
В дошкольных группах используются автоматизированные зрительно – вестибулярные игровые тренажёры, которые повышают энергетическую ёмкость организма, развивают скорость зрительно – моторной реакции в пространстве, а так же предупреждают наступление различных форм утомления (В.Ф.Базарный, И. И. Казакевич: Авторское свидетельство на изобретение № 921561)
- Ограничение книжного обучения на фоне расширения визуально – образного моделирования различных сказок и сценариев жизни. Последнее достигается с помощью специального широкоформатного экологического панно (В.Ф.Базарный с соавт.: Патент № 2088413).
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанное «Экологическое панно» (картина), расположенная на одной из стен группы, изображающий уходящую в бесконечность в виде прямой и обратной перспективы и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду и, тем самым, минимизировать закрепощение работы зрительно – моторного сканера в свободном пространстве. Данный подход повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует слово и образ, гармонизирует развитие личности в целом.
- Выработка пластического, лишенного судорожных зажимов почерка (перьевая ручка, чернильница-непроливайка, экологические прописи).
В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи с перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и
развивающие психомоторную систему «глаз – рука» (В.Ф.Базарный, 1996). Использование при письме чернильницы – непроливайки, перьевой ручки способствует укреплению и развитие вегетативных и психомоторных ритмов.
- Дидактические приёмы повышения эффективности зрительно локализационных и психомоторных функций, а так же разучивания и запоминания необходимого материал.
- Работа педагога в режиме ближнего и дальнего зрения. С этой целью используются ручной, настенный и потолочные фиксаторы дидактического материала.
- Использование мячиков при разучивания стихотворений.
- Использование энергичных ритмических движений головой в процессе фиксаций настенного увеличенного шрифта текстов (стихотворений).
- Использование логоритма в процессе овладения свободой ритмичного чтения.
- Замена мелькающего утомительного для зрения и мозга люминесцентного освещения на электроламповое.
Во всех кабинетах, группах и классах люминесцентное освещение, которое негативно влияет на зрение и мозг, а в конечном счёте, на психику ребёнка, заменено электроламповым. Такая замена предотвращает зрительное утомление и его расстройства, а так же обеспечивает мягкую спокойную освещенность рабочего места.
Для интегрированного развития правого и левого полушарий ребёнка, а в итоге, для целостного и гармоничного развития духовной сферы мы включаем полноценный блок художественно – эстетического воспитания (музыкальное, театральное, изобразительное искусство, вокальное и хоровое пение).
Как средство духовного развития и оздоровления различных дефектов психического развития детей мы широко используем музыкотерапию, арттерапию, коллективное пение, которые весьма благоприятно на психоэмоциональную сферу ребенка.
В нашем учреждении воспитанники приобщаются к богатому миру искусств уже с двух летнего возраста. На протяжении девяти лет они получают возможность реализовать себя и раскрыть свои творческие потенциалы в различных видах деятельности, благодаря чему растет потенциал их интеллектуальных и творческих способностей. Особую эффективность художественно – эстетическому циклу придает интеграция всех видов искусства и внедрение его в различные виды деятельности.
Внедрение нетрадиционных форм проведения занятий и уроков в учебном процессе реализуется через следующие дисциплины:
- музыкальное искусство;
- эстетическое восприятие;
- опыт музыкально-творческой деятельности;
- студия эстрадного вокала;
- изобразительное искусство;
- живопись;
- скульптура (глина, пластилин);
- образы в бумагопластике;
- аппликация из различных материалов;
- беседы о художниках и жанрах изобразительно-прикладного искусства;
- компьютерное конструирование;
- танцевальное искусство
- ритмика движений;
- пластика движений;
- классический танец;
- выразительность жеста;
- театральное искусство;
- актерское мастерство;
- художественно – образная речь;
- Этика
В нашем учреждении педагоги используют и другие содействующие здоровью технологии:
– точечный массаж, массаж стоп;
– различные приёмы дыхательной гимнастики;
– оздоровительная ходьба, бег;
– подвижные игры в зале и на свежем воздухе;
– уроки танцев.
Образовательный процесс строится в технологиях деятельностного метода обучения «Школа 2000…». По заключению государственной санитарной службы РФ она признана здоровьесберегающей и отмечена Премией Президента РФ в области образования за 2002 год.
Итак, взяв за основу здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии В.Ф. Базарного в организации и проведения учебно-воспитательного процесса, мы получили следующие результаты:
- низкая заболеваемость и высокий индекс здоровья;
- легкую адаптацию детей в группах раннего возраста;
- благоприятный микроклимат в коллективе;
- безболезненная адаптация детей в начальной школе;
- расширение контактов в профессиональном сообществе;
- снижение утомляемости, тревожности воспитанников.
- высокий уровень активности детей и развитие их творческих способностей;
- заинтересованность родителей, которые становятся равноправными участниками всего воспитательно – образовательного процесса.
Литература:
- Базарный В. Ф. Педагогический механогенез нивелирования потребностей детей к физическим усилиям и движению. — Физкультура в профилактике, лечении и профилактике. — Научно-практический журнал—М., 2010
- Базарный В. Ф. Здоровый образ жизни и учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах. — Тез. Всесоюзной научно-практической конференции “Физическая культура и здоровый образ жизни”. — Севастополь (16—21 февраля, 1995). – М., 1990.
- Базарный В. Ф., Гуров В. А., Оладо Э. Я. Методология оздоровления детей и подростков. — Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни. – М., 1994. – С. 46-55.
- Еремеева В. Д. Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира.- Санкт – Петербург, «Тускарора», 2003.
- Шон Берн Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения.- Санкт – Петербург, Прайм – Еврознак, 2008.
Зеленцова Н.Н., директор МОУ «Начальная школа- детский сад №115», г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012
О Центре Базарного, целях его создания и основных направлениях нашей деятельности