Раздельное обучение (мальчики, девочки) через предметы эстетического цикла и дополнительного образования
Современная система образования и просвещения ярко проявляется в разных вариантах учебных планов, направленных для использования в общеобразовательных школах, в которых заложены большие возможности для развития эстетического воспитания школьников. Сущность эстетического воспитания выражается в задачах научить раскрывать красоту человеческого общения, учить создавать и поддерживать красоту быта, учить понимать и ценить искусство, возбуждать интерес к художественной деятельности, развивать творческие способности. Способность замечать и чувствовать красоту дана человеку от рождения. Но эстетическое чувство нуждается в постоянном развитии, иначе естественная для ребенка непосредственная реакция на красоту начинает постепенно исчезать, превращаться в обыденное чувство.
На протяжении 20 лет Лицей № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края стремится к созданию целостной системы воспитания, образования, позволяющей «раскрыть» ученика: выявить его интересы, способности, таланты. Особое внимание уделено эстетическому воспитанию учащихся, дополнительному образованию. Так, с 1989 года открываются классы раздельного обучения (классы девочек и мальчиков). При составлении учебных планов классов раздельного обучения с перспективой до 11 класса мы учитываем направленность обучения. Изначально классы мальчиков имеют физико-математическое направление, классы девочек — художественно-эстетическое.
Наряду с общепринятыми предметами, на которых решается задача эстетического образования в классах раздельного обучения, дополнительно к основному плану через музыкальную школу вводятся такие предметы, как изобразительное искусство, искусство хорового пения, музыкальное искусство, хореография. Программа рассчитана на 6 лет. Три раза в неделю класс делится на три подгруппы (8-9 человек). Очень важно с самого начала продумывать, а затем из года в год совершенствовать учебный план, выдерживая систематичность и перспективность развития классов раздельного обучения. Развитие личности требует глубокого, продуманного педагогического руководства.
Приобщение учащихся к достижениям духовной культуры, формирование научных представлений о мире и его эстетическое восприятие, развитие способностей к творчеству.
- Базовое образование
- Введение в базовое образование дополнительных курсов с учетом возрастных особенностей:
- МХК
- Основы профессионального самоопределения Основы бизнеса и предпринимательства Основы менеджмента Школа и ты:современная организация экономической деятельности
- Культура речи
- Раннее изучение иностранного языка
- Русская словесность Стилистика
- Графика и пространство Основы электроники и электротехники Молекулярная генетика и генная инженерия Приемы выживания в экстремальных ситуациях Коммерческая география Биотехнология
Дополнительное образование
Целевые программы: Эстетическое образование Совместно с педагогическим коллективом Детской школы искусств им. М.Мусоргского (хор, музыка, изобразительное искусство, театр) Факультативы и кружки: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, черчение, дизайн, тележурналистика, журналистика, автодело, стилистика, «Меткий стрелок», основы экономики, эстрадные танцы.
Студии: театральная студия, фольклорная студия, вокально-инструментальная студия, АРТ-студия, студия индийского танца «Вассанти», студия бального танца «Гармония», Видеостудия «Школьный дом», Театр моды, ВИП-студия,
Секции:
ОФП, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, фехтование
Формирование благоприятной окружающей среды
Активная внеурочная деятельность учащихся-. выставки художественных произведений,театральные постановки, концерты, тематические вечера, фестивали искусств.
Массовое посещение школьниками театров, музеев, выставочных залов г. Железногорска и г. Красноярска. Экскурсии по достопримечательным местам города, краевого центра, России (заповедник «Столбы», пещеры, ежегодные поездки учащихся в г.Санкг-Петербург и др.) Клубы и секции по интересам: Выездной археологический лагерь старшеклассников, спортивные школьные секции. Активное привлечение семьи к учебной и внѳучѳбной жизни детей:
Родители-преподаватели кружковой работы, спортивные состязания семейных команд, просвещение родителей по различной тематике (здоровье, возрастные психологические особенности, молодежная культура и др.), совместная деятельность учащихся и их семей по украшению и модернизации школьного здания и пришкольной территории.
Стремление к знаниям, к творчеству может зажечь в детях тот учитель, который сам работает творчески. Качество эстетического образования определяется высоким уровнем квалификации педагогов эстетического отделения изобразительного искусства. У учителей изобразительного искусства Чихватовой O.K., Титовой Л.В. каждый урок — вдохновенная деятельность, мобилизация всех ресурсов своей личности для достижения успехов в выявлении потенциальных возможностей каждого ученика. На уроках художественно-эстетической направленности перед учителем открывается множество возможностей настроить учащихся на инициативу и творчество. Педагоги художественно-эстетического направления развивают в каждом ребенке способность к творчеству, воспитывают у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать то как исполнитель, то как творец. Преподаватели работают по программе Б. Неменского в сочетании с ТРИЗом. На уроках слушания музыки, которые ведет замечательный педагог Ошкина Л. В., дети не только учатся музыкальной грамоте, но и пробуют свои силы в игре на различных музыкальных инструментах, проявляют свои авторские таланты в музыкальных постановках.
Мир чувств, стремлений, мечтаний ребенка обогащают занятия музыкой. Преподаватели хорового пения Шумская И.В., Петрова Т.А. посредством своих уроков развивают у учеников эмоциональную чуткость, стремление к прекрасному. В школе 12 хоров. Имеется опыт хоровой деятельности и в классах девочек, и в классах мальчиков. Хор мальчиков — победитель городского и краевого фестиваля искусств. Взгляните на лица детей, когда они поют в хоре: они вдохновенны, одухотворены. Песня помогает воспитывать человека честного в своих мыслях и делах. При успешном подборе репертуара в классах раздельного образования хоровое пение гармонично воспитывает и помыслы, и чувства детей.
Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим вечно молодым искусством, не испытывая той радости, которую оно дарит людям? Без танца, равно как и без песни, музыки человек был бы духовно, эмоционально беднее.
Занятия хореографией рассматриваются как часть системного образования, воспитания и развития личности ребенка. Главной задачей педагога является не столько творческое развитие ребенка, сколько воспитательный аспект: воздействие через танец, межличностные отношения между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой. Кроме умения красиво двигаться, лицеисты учатся чувствовать своё тело, обретают презентабельность, умение самовыражаться. На занятиях формируется характер танцора, приобретается осанка, воспитываются манеры, вырабатывается непринуждённость и уверенность в себе.
Подбор материала происходит с учётом возрастных особенностей и способностей детей. Особенно дети любят сюжетные, игровые танцы. Преподавателю Л.А. Азаренко важно заинтересовать детей, увлечь путём рассказа, личного примера, посещения концертов профессиональных танцевальных коллективов.
Януш Корчак писал: «Ум бывает и активный и пассивный, живой и веселый, показной и глубокий, конкретный и абстрактный, ум математика и естественника или писателя». У ребенка есть круг основных способностей, которые определяют его будущую профессию. Остальные способности будут развиты меньше. Ребенок может, например, любить стихи, но сам сочинять их не будет. Поэтому надо найти поле приложения сил ребенка, в котором он с ранних лет стремится выступать как созидатель, творец. Чтобы найти такое дело, школа предоставляет возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности.
Дополнительно через факультативы, кружковую работу в классах раздельного обучения вводятся предметы: флористика, второй иностранный язык, театральное искусство, шахматы, уроки красоты, дизайн, архитектура, художественное проектирование и конструирование, речевая культура, МХК. В классах мальчиков с 1-го класса — информатика, занимательная физика, затем в старших классах на эти предметы и математику количество часов увеличивается. Ребенок весь обращен навстречу радости, всюду ищет и старается найти ее. Он весь в восторженном ожидании счастья. Так педагогический коллектив стремится к тому, чтобы ребенок был счастлив каждый день. Школа стала для своих учеников не только источником научных знаний, но животворящим ключом жизнерадостности. Эстетическая направленность школы создает все условия для развития у детей умения создавать красоту собственными силами. Уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых, радость осознания себя как творца — все это сохраняет и приумножает присущую детям жизнерадостность. Радостные воспоминания детства навсегда остаются с человеком, и навсегда они для него — светлый источник творческого отношения к жизни.
Образ женщины — одна из самых главных тем в искусстве на протяжении всего развития человечества, начиная с первобытных богинь плодородия, мадонн Леонардо да Винчи и современных художников. Женщина всегда помощник и вдохновитель мужчин. Так давайте растить красивых, добрых и умных женщин, мужественных, внимательных и добрых мужчин, которые приведут к нам в школу прекрасных своих детей.
Валентина Демьяновна Барнашова, заместитель директора по УВР
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»