Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в классах девочек с учетом гендерных особенностей
В учебно-воспитательном процессе многое зависит от того, насколько удачно педагогу удается осуществить индивидуальный подход к учащимся. До недавнего времени этот подход основывался на реальных возможностях ученика, а также психологических и физиологовозрастных особенностях. Половая принадлежность ребенка не бралась во внимание. Однако пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности и может служить достаточно прочной основой всей его индивидуальности. Значит, игнорировать половую принадлежность в учебно-воспитательной деятельности невозможно.
В чем выражается такой подход для меня и моих коллег, педагогов Лицея раздельного обучения «Гармония»?
В том, что, обучая и воспитывая, мы стремимся учитывать специфические интересы и склонности, присущие мальчикам и девочкам, особенности реакции на воздействие, особенности мышления, возрастные и психологические особенности, связанные с полом, половой интерес, а также предполагаем ориентацию на жизненные роли, обязанности, которые будут появляться с созданием своей семьи.
Именно поэтому мы творчески подходим к общеобразовательным программам по предметам. В частности, я как учитель литературы и русского языка учитываю тот факт, что девочкам легче, чем мальчикам даются гуманитарные предметы, они глубже увлекаются прекрасным, опережают мальчиков в чтении. Поэтому базовую программу по литературе для классов девочек расширяю и углубляю. Для углубления, на мой взгляд, удачен учебный комплекс под ред. Кутузова. Так, при изучении в 5 классе темы «Сказки», помимо бытовых, волшебных, сказок о животных, в классе девочек довольно успешно были рассмотрены философская сказка «Маленький принц», сатирическая сказка «Дикий помещик», современные сказки. Огромное впечатление произвели на девочек произведения для внеклассного чтения — повесть А. Лиханова «Мой генерал» и роман Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо».
В 6 классе было значительно расширено изучение Библии. Помимо глав, предполагаемых программой, мы рассмотрели главы «Гибель городов Содома и Гоморры», историю пророка Моисея, царя Соломона, притчу о милосердном самарянине, полнее изучили жизнь Иисуса, выучили молитву и заповеди. Изучение Библии на уроках литературы совпало со знакомством с русским православием на уроках МХК. Девочки настолько заинтересовались этим, что попросили сводить их в церковь. Им пошли навстречу. Огромное впечатление получили не только наши ученицы, но и мы, педагоги.
В том же 6 классе были проведены первые опыты анализа лирических произведений, изучен роман «Дубровский», повесть А. Лиханова «Последние холода», книга для детей В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
В 7-м классе углубление осуществлялось при изучении теории литературы. Рассматривались такие темы, как «Роль пейзажа в произведении» (Л. Андреев «Кусака», Ю. Казаков «Тихое утро»), «Пространство и время в произведении» (С. Есенин «Песнь о собаке»), «Анализ эпизода» (Ю. Казаков «Тихое утро»), закреплялись навыки составления сравнительной характеристики (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»). С большим интересом прочли и обсудили повести «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Солнечное затмение» А. Лиханова.
В 8 классе углубление идет в тех же направлениях: глубже изучается теоретический материал, увеличено количество произведений для чтения и анализа.
Включен в программу роман Э.Л. Войнич «Овод», роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», повесть В. Быкова «Обелиск», рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Все это органично вписано в общую тему: «Литература. Традиции и новаторство».
Литература — предмет особенный. Она воспитывает ребят, лечит и облагораживает детские души, готовит их ко взрослой жизни. Что потребует эта жизнь с ее сложившимися формами от девушек?
Прежде всего, быть матерью, хранительницей семейного очага. Ведь именно в этом и заключается важнейшая биологическая и социальная функция женщины.
Русская литература — благодатная почва для воспитания «добрых жен и полезных матерей семейств».
Это нужно делать год за годом, шаг за шагом, начиная с 5-го класса. В классах с раздельным обучением есть возможность поднимать на уроках гендерно окрашенные темы. Изучение «Сказки о мёртвой царевне» выливается в разговор о красоте внешней и внутренней в женщине с логичным выводом о необходимости второй. Сказка «Маленький принц» объяснит, что значит «создать узы».
Самобытные астафьевские рассказы позволяют вести разговор о семье, о доме, а продолжить его можно при изучении «Весенних перевертышей» Тендрякова и «Солнечного затмения» А. Лиханова, «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского. Тема дома, семьи должна стать «сквозной» для класса девочек. Тогда литература не будет казаться «предметом».
Изучая произведения литературы в 9 классе, гендерно окрашенные темы обойти стороной нельзя, иначе ребята не смогут глубоко понять, почему Лиза предпочла Молчалина Чацкому, а Татьяна Ларина увлеклась Онегиным. Страницы «Горя от ума» и «Евгения Онегина» дают возможность поразмышлать о роли женщины в семье, о женском характере и женском деспотизме. Мы пытаемся посмотреть на героев не только с точки зрения женской логики, но и мужской, увидеть разницу мировосприятия представителей обоих полов. И тогда Чацкий перестаёт быть «странным», Онегин «холодным эгоистом», а Печорин — бессердечным. Так литература помогает приобретать жизненный опыт.
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для моих девочек — не только портрет «целого поколения», но и рассказ о жизни, её духовных основах, о назначении женщины и мужчины в ней, о том, как должны строиться их отношения, чтобы они приносили не страдания, а счастье.
Общеизвестно, что точные науки девочкам даются сложнее. Девочки более речевые, более эмоциональные, но вот в логических операциях, в процессах анализа и синтеза уступают мальчикам.
Как учитель, я стараюсь развивать эти способности в девочках. С этой целью на протяжении многих лет на уроках русского языка и литературы использую опорный конспект. Это схемы, таблицы, алгоритмы. Они хорошо развивают логическое мышление, умение приводить в систему материал. Мы пользуемся опорными конспектами с 5-го класса. Причем, у девочек всегда был выбор: учить материал по опорному конспекту или по учебнику. Сначала соотношение было 50:50. Сейчас — 80:20. Работа с опорными конспектами предполагает несколько этапов: первое время учитель составляет их сам и предлагает детям; затем процесс составления конспекта становится коллективным, а 3-й этап предполагает самостоятельную работу учащихся. В 8 классе с опорными конспектами по теме «Синтаксис» девочки уже справляются сами. («Второстепенные члены предложения», «Способы связи слов в словосочетании», «Односоставные предложения»).
Увлекающиеся компьютером совершенствуют опорный конспект, составляют орфографические минимумы, увлекающиеся чтением открывают страницы «Войны и мира», романов И.С. Тургенева.
И неудивительно. Ведь мои девочки вступили в самый сложный возраст — переходный.
Бурная перестройка деятельности всех систем организма повлекла изменение психики, поведения, социально-бытовой ориентации, сместила интересы, повлияла на вкусы и пристрастия, на отношения с родителями и педагогами.
Сложно стало учителям, мамам и папам.
Но труднее всего самим девочкам. Осознание этой истины и легло в основу моей воспитательной деятельности, начиная с 7-го класса. Мне показалось, что будет лучше, если я не стану давить на них, конфликтовать с ними, а буду помогать. Помогать в решении тех проблем, которые их волнуют.
Ольга Александровна Кабошко, учитель русского языка и литературы, зав. кафедрой русского языка и литературы
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»;
Вместе или порознь? Сравнительная характеристика смешанных и раздельных классов