Проблематика и современные возможности женского образования на примере ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
Образование всегда, во все времена, в любых развитых странах было и остается основной целью для людей, которые хотят соответствовать духу времени. Образование достаточно долго было недоступно для женщины. На протяжении последних 250 лет отношение к женскому образованию менялось. Таким же метаморфозам подвергалась и идея раздельного образования. На сегодняшний день ситуация изменилась.
Наша женская гимназия-интернат была открыта 12 сентября 2001 года по инициативе и поддержке губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева для девочек 15-17 лет, нуждающихся в поддержке государства. По аналогии с женской гимназией в Кемеровской области созданы и кадетские корпуса для той же категории мальчиков той же возрастной группы. Создание подобных учебных заведений, на наш взгляд, способствует формированию условий для комплексного решения проблем детей из социально незащищённых слоёв населения. Данный тип образовательных учреждений создаёт условия для их полноценной жизни и интеграции с обществом, в том числе позволяет научным и педагогическим кругам исследовать практические аспекты гендерной педагогики и психологии, интерес к которым возрастает в нашей стране в последнее время.
Основными особенностями нашего учебного заведения являются следующие:
• в гимназии проживают и обучаются только девочки, то есть на практике реализуется гендерное образование;
• возраст воспитанниц 15-17 лет;
• обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении;
• гимназия является учебным заведением интернатного типа, находится в 30 км от областного центра (г. Кемерово) в сосновом лесу, т. е. учреждение изолировано от общества;
• прием в гимназию осуществляется по результатам собеседования с кандидатами, проявившими определенные способности и наклонности к учебной, исследовательской и творческой деятельности;
• в гимназию принимаются девочки из городов и районов всей Кемеровской области;
• в составе обучающихся значительную долю составляют сироты и оставшиеся без попечения родителей (около 30%), девочки из многодетных и малообеспеченных семей (около 70%);
• в гимназии девочки обучаются 3 года (9,10 и 11 классы).
• Особенности работы педагога-психолога и социального педагога в женской гимназии-интернат заключаются в следующем:
• количество воспитанниц, обучающихся в гимназии небольшое (примерно 180), что позволяет наладить более тесный контакт с ними по сравнению с большими школами;
• особый социальный статус воспитанниц гимназии, изменяющееся соотношение группы социальной нормы и «группы риска» с тенденцией к увеличению последней с каждым новым набором;
• на время проживания в гимназии снижается влияние родителей или лиц, их заменяющих, на воспитанниц гимназии, в результате чего происходит перенос детско-родительских отношений на сотрудников гимназии;
• существует возможность каждодневного наблюдения за жизнью воспитанниц гимназии, за изменениями, происходящими в их поведении и развитии;
• в гимназии возможно профессиональное оказание помощи и поддержки в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), усугублённых поло-возрастным кризисом юношеского возраста и негативным социальным опытом предыдущего периода жизни;
• в гимназии возможна профессиональная помощь (содействие) воспитанницам гимназии в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами;
• в гимназии созданы условия для осуществления самостоятельного выбора и принятия решений в различных жизненных ситуациях, в том числе трудных, с учётом личного внутреннего потенциала, с переходом к стратегии собственного жизнетворчества.
Небольшие масштабы гимназии позволяют создать благоприятные условия для более тесного взаимодействия обучающихся с администрацией, с системами дополнительного, допрофессионального образования, с психологической, медицинской, социальной службой. Сегодня трудно представить учебно-воспитательный процесс без сотрудничества самых разнообразных специалистов: педагогов общего и дополнительного образования, воспитателей, социальных педагогов, медицинских служб, психологов и т. д. Каждый из специалистов вносит свой ощутимый вклад в работу образовательного учреждения.
В процессе практически 8-летней деятельности гимназии мы столкнулись с самыми разнообразными проблемами, возникающими как у воспитанниц гимназии, так и у педагогического коллектива. К основным проблемным областям воспитанниц гимназии относятся: социальная адаптация, профессиональное самоопределение, самореализация личностного потенциала, учебная деятельность. В каждой проблемной области выявлены свои более специфичные проблемы.
Отсутствие опыта работы подобных учреждений в стране заставило искать новые эффективные пути решения этих проблем. Педагогическому коллективу гимназии пришлось впервые разрабатывать всю систему сопровождения образовательного процесса. На сегодняшний день разработаны уникальные программы воспитательной деятельности, дифференцированного обучения, психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогического сопровождения, научно-исследовательской деятельности, в том числе с развитием навыков данной деятельности у гимназисток.
Девушки поступают в гимназию из различных районов Кемеровской области. Для многих поступление в гимназию является первым опытом расставания с домом, близкими и родными людьми. Поэтому довольно часто многие из них чувствуют себя неуверенно при резкой смене условий жизни и ближайшего окружения. Процесс адаптации к новым условиям у многих девушек проходит болезненно. В процессе первичной психодиагностики составляются «группы риска» социальной дезадаптации, что даёт возможность более пристально направлять внимание и усилия педагогического коллектива на формирование навыков более эффективного, адаптивного поведения у представительниц этих групп. Это позволяет улучшить климат внутри классов, улучшить взаимоотношения между воспитанницами, регулировать взаимоотношения педагогов и воспитанниц гимназии.
В гимназии постоянно проводится мониторинг различных показателей учебного процесса и это является частью общей программы развития и функционирования учебного заведения. Мониторинг показателей даёт возможность отследить основные тенденции в изменении личностных особенностей воспитанниц, влияющих на характер межличностных взаимоотношений.
В одном случае с воспитанницами происходят явные позитивные изменения во всех отношениях, в других эти изменения частичны. Среди воспитанниц есть также и те, кто никак не изменил своё поведение, отношение к себе и другим за время учёбы в гимназии. Данные диагностики говорят о разнообразии стратегий поведения воспитанниц в условиях совместного проживания и обучения: от стратегий лидерства и доминирования до стратегий зависимости и подчинения. Неоднозначные результаты отражает, на наш взгляд, преобладание защитных механизмов в поведении воспитанниц, которые формировались в их жизни на протяжении проживания в детских домах и сиротских приютах. Огромное значение имеет и учёт особенностей развития воспитанниц в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, изменение интересов, ценностей, значимых лиц и главного новообразования данного возраста — стремления к самоопределению во всех сферах жизни и взаимоотношений человека.
На наш взгляд, основным критерием успеха в данной деятельности является самоопределение каждого из членов педагогического коллектива гимназии. Собственная неравнодушная позиция по отношению к личному вкладу в создание благоприятных условий для развития, самореализации, дальнейшей эффективной социализации гимназисток позволяет находить, а иногда и открывать заново пути решения возникающих проблем. Личная включённость, научная обоснованность, высокий профессионализм педагогического коллектива даёт нам право прогнозировать успешное функционирование гимназии и создание новых практически ориентированных программ и методических разработок. В течение всего периода работы гимназии осуществлялась подготовка и переподготовка педагогического коллектива на базе Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), факультета повышения квалификации Кемеровского государственного университета культуры и искусств (ФПК КемГУКИ), Областного психолого-валеологического центра (ОПВЦ) и т. д. В рамках экспериментальной деятельности разработаны уникальные материалы, содействующие созданию благоприятных условий для формирования механизмов социализации у воспитанниц через:
• введение отдельных тем в предметах базового компонента учебного плана, создание программ вариативной части, интеграцию предметов художественно-эстетического цикла; технологии организации образовательного процесса, учитывающие социальные и психофизиологические особенности развития воспитанниц;
• систему воспитательной работы, направленную на педагогическую поддержку и социализацию воспитанниц;
• систему взаимодействия с областными социокультурными учреждениями г. Кемерово;
• различные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования;
• различные формы допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанниц;
• систему научно- исследовательской деятельности воспитанниц и педагогов. Ежегодно на базе гимназии проводятся научно-практические конференции, воспитанницы принимают участие в региональных и российских школьных и студенческих конференциях.
Показателем повышения уровня готовности педагогов гимназии к решению проблем стал выпуск трех сборников: «От теории к практике», «Формирование социального опыта воспитанниц в условиях гимназии-интернат» (в 2 частях) и сборника статей педагогов. За отчётный период изданы сборники с материалами по всем направлениям обозначенной деятельности. С 2002 по 2008 год наше учебное заведение являлось экспериментальной площадкой по теме «Формирование эффективных механизмов социализации девочек, нуждающихся в поддержке государства, в условиях гимназии-интернат». С 2009 года на базе гимназии открыта новая экспериментальная площадка по теме «Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая явилась логическим продолжением первого эксперимента.
Наш практический опыт позволяет высказаться по поводу проблем и достижений практического гендерного образования.
Отсутствие постоянного повседневного общения с представителями противоположного пола одинакового возраста имеет положительный момент: позволяет воспитанницам сосредоточить внимание на учебе и профессиональной самореализации.
Важным компонентом раздельного обучения девочек следует считать особую роль педагогов мужского пола. Своим примером и личными качествами они задают положительный тон в обучении и социализации девочек. Администрации следует обратить особое внимание на количественный и качественный состав мужской части педагогического коллектива в женских образовательных учреждениях. Наличие в образовательном учреждении гендерного типа педагогов-мужчин высокой профессиональной квалификации, образцов успешной развитой личности создает высокую положительную мотивацию.
Специализированные программы основного и дополнительного образования, составленные с учетом особенностей воспитанниц гимназии, позволяют при однородном гендерном составе классов получать более высокие результаты в формировании у них толерантности, сложного интегративного личностного качества, стимулирующего активную творческую жизнь воспитанниц и эффективное взаимодействие с окружающим миром.
Галина Николаевна Билетина, педагог-психолог,
Сания Мансуровна Халиуллина, социальный педагог,
ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат»