Организация учебно-воспитательного процесса и здоровьесбережения в условиях «Женской классической школы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа города Новосибирска «Женская классическая школа» ещё достаточно молодое учреждение, существующее с 2003 года.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 24.06.2003 года №1481 в целях развития традиций классического образования девочек, создания специальных условий для их подготовки МОУ СОШ №83 переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Женская классическая школа».
Целью явилось стремление создать образовательное учреждение как воспитательную систему девочки, в которой образовательный процесс строится с учётом гендерных особенностей и обеспечивает полноценное и интеллектуальное развитие, личностный рост обучающихся. Актуальность инновационного поиска объясняется тем, что правительством РФ одобрен документ: Концепция модернизации Российского образования. Этот документ признает вариативность образования одним из ключевых направлений модернизации Российской школы.
Организация образовательного пространства по раздельному обучению даёт возможность создания оптимальной образовательной среды для девочки и предполагает введение инноваций, учитывающих гендерные особенности, связанные с устройством и функционированием мозга. Организуя раздельное обучение, мы следовали принципу природосообразности, чтобы помочь девочке естественно и в полной мере стать самой собой, поощряя её природные достоинства и помогая преодолеть природные слабости. Поэтому в первую очередь важно создать необходимые условия для развития ума, чувств, воли. Такими условиями являются, на наш взгляд, пять сфер деятельности девочки: интеллектуальная (учебная) деятельность, художественно-эстетическая, социально значимая, игровая деятельность, спортивно-оздоровительное развитие.
Данная модель реализуется через основное и дополнительное образование. Основное образование — через реализацию учебного плана.
Школьный компонент учебного плана формируется в соответствии с заявленными целями и задачами образовательного учреждения, отвечает принципу самообразования девочек. Гуманитарно-социальная и художественно-эстетическая направленность содержания образования становится преобладающей.
Учитывая особенности нашей школы, для развития женственности и индивидуальности реализуется сквозной курс, включающий: «Этикет» (первая ступень образования), «Девочка, подросток, девушка» (вторая ступень), «Этика и психология семейных отношений» (третья ступень).
Авторский курс «Домоведение» не только совершенствует практические умения и навыки самообслуживания и экономного ведения хозяйства; не только развивает самостоятельность и творческие способности в процессе принятия решений и выполнения практических задач; но и ставит главной целью обучения развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой девушки, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности, воспитывает эстетический вкус, художественную инициативу путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа; воспитывает нравственные качества личности: человечности, обязательности; ответственности, трудового образа жизни; привитие культуры поведения и бесконфликтного общения; готовит к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности при выполнении профессиональных проб.
Для развития эмоциональной сферы, физического самосовершенствования введён предмет «Танцы» со 2 по 8 классы вместо третьего часа физической культуры, а сам предмет «Физическая культура» преподаётся по авторской программе в форме фито-аэробики, что востребовано девочками: уроки физической культуры у большинства учениц — самые любимые.
Реализация учебного плана и успешное развитие «Я-концепции» девочки сделала обязательным отбор и использование технологий личностно-ориентированного подхода в обучении и внедрение в учебный процесс коммуникативных и интерактивных приемов обучения. Особое внимание уделялось развитию речевой культуры.
С этой целью выделяются часы на усиление языкового и культурологического компонентов образования: основы русской словесности, секреты орфографии, загадки русской лингвистики, риторика, МХК. Школа уже второй год как присоединилась к программе «Оксфордское качество» в рамках городской экспериментальной площадки «Оксфордская школа». Программа «Оксфордская школа» для нас важна и интересна тем, что реализует компетентностный подход к обучению и воспитанию в предметной области «английский язык». Причём, одним из основных принципов программы является обеспечение воспитательного потенциала и его социально-гуманитарной направленности, что соответствует целям и задачам нашего образовательного учреждения.
Одним из пунктов прогностической модели выпускницы женской классической школы является ответственное отношение к труду и готовность к сознательному выбору профессии. Поэтому для содействия успешной социализации девочек, оказания им помощи в выборе профессии и получения трудового опыта, с одной стороны, в учебный план школы включены такие курсы по предпрофильной подготовке, как «Основы проектирования», «Психология общения», «Деловое общение», «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная карьера женщины», с другой стороны, мы тесно сотрудничаем с центром предпрофильной и профильной подготовки, наши девочки обучаются в педагогическом классе при НГПУ, изучают лабораторную диагностику и знакомятся с основами медицинских знаний при медучилище №3.
Большую роль в данном направлении играет деятельность школы в рамках городской экспериментальной площадки «Политехническая школа», целью которой является создание информационно-образовательного пространства в системе сетевого взаимодействия учреждений общего муниципального и начального профессионального образования как ресурсного центра профессиональной ориентации учащихся «Женской классической школы» с учетом гендерного аспекта, подготовки к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях. Весной этого года наша школа стала победителем областного конкурса проектов «Политехническая школа Новосибирской области».
Вполне понятно, что реализовать поставленные перед педагогическим коллективом задачи возможно только в том случае, если не разделять образовательный и воспитательный процессы. Воспитательный аспект образования осуществляется через регулярное проведение семинаров, семинаров-практикумов; через апробацию новых форм воспитательной деятельности; через обеспечение взаимодействия с воспитательными и иными социокультурными учреждениями, заинтересованными в вопросах воспитания девочек. В основу воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении положен принцип развития индивидуальности, женственности и сохранение духовного и физического здоровья. Эстетическое воспитание развивает чувственно-образные формы восприятия человеком окружающего мира и воздействует на его эмоциональную сферу. При этом предполагается формирование в девочке не каких-либо отдельных качеств, а универсальной способности восприятия мира, которая необходима во всех сферах жизнедеятельности. Женская школа — это школа полного дня. Работает в режиме шестидневной рабочей недели с 8.30 до 18.00 с учётом отдыха, обеда и дополнительных занятий по интересам.
Во второй половине дня в школе создаются условия для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их склонностями и интересам, в том числе и для реализации дополнительного художественно-эстетического образования. Конкретным шагом в переходе от традиционного образования к современной образовательной концепции и условием перспективного развития всей воспитательной системы школы является интеграция общего и дополнительного образования. Привлечение к сотрудничеству со школой специализированных учебных заведений (детская музыкальная школа № 1 Центрального района, детская школа искусств № 13, ЦЦТ «Содружество» Калининского района), КСЦ «Пашинский» способствует более полному, целостному развитию личности девочки.
Все мы прекрасно понимаем, что раздельное обучение является не только значительно повышающим уровень обученности, воспитанности, но и способствует решению такой важной проблемы современного общества, как здоровье наших детей. В нашей школе девочкам психологически комфортно, процесс адаптации проходит практически безболезненно. Опрос родителей показал, что за последние три года значительно вырос процент удовлетворённости образовательным учреждением. Конечно, ещё многое предстоит сделать, что-то изменить, что-то усовершенствовать, но мы твёрдо уверены, что выбрали верный путь и за гендерным подходом к обучению и воспитанию — будущее.
Елена Александровна Лысых, директор
Ирина Евгеньевна Шевцова, заместитель директора по УВР
МОУ «Женская классическая школа» Я 630111 г. Новосибирск