О том, как красивы, но беззащитны наши дети перед современной системой образования…
Год «Педагога и наставника»
Почему взрослые так любят и одновременно так не любят своих детей.?
Уважаемые коллеги!
Учителя и родители!
Бабушки и дедушки!
Сегодня, 01 августа 2023 года.
До начала нового учебного года осталось совсем немного дней.
И вновь новые первоклассники перешагнут пороги своих школ.
И вновь малыши еще раньше переступят пороги своих детских садов, как первой ступени современной образовательной системы.
И вновь сотни тысяч детей в нашей стране сядут за школьные парты.
В этой связи.
Мы хотим сегодня пригласить Вас посетить международную фотовыставку «О том, как красивы, но беззащитны наши дети перед современной системой образования.».
И при знакомстве с нашей выставкой постараться подумать над вопросом: «Почему взрослые так любят и одновременно так не любят своих детей.?».
И, наверное, попробовать задуматься над тем, почему, когда наши дети начинают учиться дома, затем в детском саду, а потом в школе, они катастрофически теряют свое, в частности, зрение.?
В создании выставки нам помогла группа юных фотокорреспондентов, которые прислали нам свои фотоматериалы из домашних фотоархивов и фото зарисовки из детских садов и из своих школ.
Уважаемые коллеги! Учителя и родители! Бабушки и дедушки!
Небольшое вступительное слово перед просмотром фотовыставки «О том, как красивы, но беззащитны наши дети перед современной системой образования…».
В человеческом обществе за многие и многие годы сформировался устойчивый стереотип в отношении организации образовательного процесса. Этот стереотип из поколения в поколение передается от родителей к своим детям, от педагогов педагогических институтов и колледжей к своим студентам (будущим учителям), от учителей к своим ученикам.
Процесс обучения ребенка рисованию, письму и письменной речи большинство пап и мам, бабушек и дедушек начинают, как правило, с того, что усаживают ребенка на стульчик, который затем придвигают к столу или детскому столику. На столике раскладывают перед ребенком цветные карандаши, цветные фломастеры, листы бумаги. И начинаются первые уроки овладения ребенком изобразительного и письмо творческого искусств.
Если обратить внимание на то, как сидит ребенок во время своих первых занятий, то можно увидеть, что в 99 % случаев ребенок находится в состоянии постоянного напряжения зрительных анализаторов.
Столики или столы, за которыми взрослые организуют занятия и игры детей, как правило, имеют плоские поверхности, расположенные параллельно уровню пола. И ребенок, играя (работая) карандашами или фломастерами, с каждой новой то верхней, то нижней строкой или частью листа бумаги, где он рисует или выводит буквы, вынужден постоянно перефокусировать оптику своих глаз. Крышки столов или столиков, за которыми маленькие дети начинают усваивать под чутким руководством своих родителей азы рисования и письмо-творчества, как правило, расположены не ниже 15 – 20 сантиметров от подбородка ребенка. Или располагаются на уровне нижней части живота, что заставляет ребенка наклоняться вперед и ложиться грудью на крышку стола. И очевидно, что в обеих ситуациях ребенок производит действия на листах бумаги в режиме нарушения оптимального расстояния для своих глаз.
Аналогично маленькие дети используют подобные столы или столики для самостоятельного просмотра или чтения детских книжек.
Механизмы и технологии чтения, рисования и письма, сидя за столами или столиками, начинают формировать в сознании ребенка единственно правильный алгоритм процесса обучения. Так показали и так научили любимые Мама или Папа, любимые Бабушка или Дедушка. Авторитет и воля близких людей начинают длительный путь ребенка в мир знаний и получения учебных навыков, или, что сегодня стало модным, в мир, получения особых и очень значимых для ребенка компетенций…
И так самые близкие люди для ребенка, безусловно, хотят для него только самое хорошее. Хотят, чтобы он с самого раннего возраста уже в семье, в домашних условиях, за долго до детского садика и тем более за долго до школы умел и читать, и что-то рисовать, и, возможно даже писать.
Но какова цена этого раннего процесса обучения ребенка в своей семье для его здоровья, в частности, для его зрения, это пока остается под вопросом. И без особых нравоучительных комментариев.
А вот и радостный для родителей и, возможно, для детей момент.
С завтрашнего дня ребенок может начать посещать соседний или не совсем соседний с домом детский садик.
О, это новый этап в образовательной жизни детей. Сегодня детский садик — это не только камера хранения для ребенка, не только место, где ребенок живет по очень важному для него расписанию дня. Все вовремя: завтрак, игры, прогулка, обед, сон и . Но сегодня детский сад – это первая ступень государственной системы образования детей. В таком городе, как Москва, фактически все государственные детские сады вошли в составы учебных образовательных комплексов под едиными номерами школ, в состав которых они вошли. И все заведующие детских садов стали руководителями структурных подразделений или заместителями директоров школ, отвечающих за самых маленьких жителей школьных «государств».
С целями, задачами. и обязательными результатами, которые определяет государство и должен реализовывать и достигать каждый детский садик как первой ступени воспитания и обучения ребенка, можно подробно познакомиться, прочитав Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”.
Вот один из типовых вариантов постановки целей и задач рабочей годовой программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи детского сада на 2023/24 учебный год.
ЦЕЛИ РАБОТЫ: по итогам анализа деятельности детского сада за прошедший год с учетом направлений программы развития и изменений законодательства необходимо создать образовательное пространство, направленное на повышение качества дошкольного образования, для формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, инициативности и самостоятельности в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социальными запросами, потребностями личности ребенка и с учетом социального заказа родителей.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
ЗАДАЧИ: для достижения намеченных целей необходимо:
• организовать образовательное пространство, направленное на непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
• совершенствовать систему взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечению физической и психической безопасности, формированию основ безопасной жизнедеятельности;
• обеспечить развитие педагогических подходов и технологий осуществления преемственности образования, направленных на формирование фундаментальных личностных компетенций дошкольника и необходимых для учащегося начальной школы в соответствии с ФГОС ДО и НОО;
– совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий воспитания и развития личности ребенка- дошкольника посредством адресной методической поддержки.
Цели и задачи вполне разумные и отвечают требованиям, которые определенны государством.
И что, как правило, приятно радует родителей при посещении детского садика – это сохранение традиционных (из поколения в поколение) методов в организации образовательного процесса их детей. Все почти по-домашнему…
Как здорово идет учебный процесс. Дети, как и дома, сидят на стульчиках за столиками или столами. На столиках или столах. Книжки. Листочки бумаги. Карандаши. О.! Фломастеры. И . Шариковые ручки (как в будущей школе) .
И что совсем не удивительно, дети, как и дома, рисуют и пишут за столиками-столами с горизонтальной поверхностью, параллельной уровню пола. Все так же, как и дома, склоняются к листам бумаги, если стол на уровне нижней части живота. Или водят глазами по рисунку в режиме, весьма отдаленном от оптимального режима зрения, если уровень стола на уровне 15 – 20 сантиметров ниже подбородка. Процесс обучения детей в детском саду действительно продолжает и отражает взгляды целых поколений тех, кто был призван к ранней образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет.
С трех до семи лет опять, как и дома, если не на прогулке или не игры на полу в помещении одной из групп детского сада, то сидя на стульчике за столом или столиком в весьма странном, но традиционном и совсем не природосообразном режиме для зрения ребенка. А ведь природосообразный режим был с выше определенной самой природой при работе с объектами в режиме ближнего зрения. Но какой. ?
Но вот в этом и весь парадокс. Парадокс не в совсем природосообразных традициях. И в том, что, в частности, сегодня утверждают специалисты офтальмологи.
Специалисты утверждают:
– самое лучшее расстояние от глаз до текста — 30 – 40 сантиметров (чаще всего встречается значение 33 сантиметра) и расстояние до страницы не должно быть меньше длины от локтя до кончиков пальцев. Это удобно, ведь ваша «линейка» у вас всегда под рукой. Обычно такая дистанция получается, когда вы сидите прямо и кладете руки с книгой на стол;
– во время чтения держать текст необходимо постоянно на удалении 3040 сантиметров. Ведь только в этом случае периферическое зрение используется на полную мощность. Кроме того, для считывания информации взгляду нужно будет проходить минимальный путь по тексту. Не рекомендуется читать, поднося тексты слишком близко к глазам. От этого не только портится зрение, но и быстрее наступает утомление.
Но как можно держать текст или рисунок ребенку постоянно на одном оптимальном расстоянии, если поверхности столов или столиков параллельны уровню пола без всякого наклона, и ребенок в добавок ко всему сидит на стуле или очень близко, или очень далеко от листа бумаги…? Да, это вопрос. Но. Вопрос вполне риторический. Это невозможно. Здесь следует задуматься. И, возможно, несколько усомниться в тех самых традиционных методах обучения детей, которые практикуются и дома, и во многих детских садиках.
Но какова цена этого второго этапа обучения для здоровья ребенка, в частности, его зрения в детском садике, пока так же остается под вопросом. И без особых нравоучительных комментариев.
А вот и радостный, и волнительный и для родителей, и для детей момент. Скоро первое сентября. И. Ребенок, наконец, перешагнет порог особого мира. Мира в первую очередь Знаний и Умений, а также Компетенций и Компетентностей.
Первое сентября. Первый учитель (учительница). Первый урок. Первая парта. Все дети красивые. И. Все дети в ожидании чего-то нового и интересного.
Да. Школа — это целый мир и нового, и интересного.
И. Цели и Задачи «Школы» определены и весьма значительны.
С целями, задачами. и обязательными результатами, которые определяет государство и должна реализовывать и достигать каждая школа в вопросах воспитания и обучения ребенка можно подробно познакомиться, прочитав Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”.
Вот один из целеполагающих вариантов для постановки целей и задач при составлении основной образовательной программы основного общего образования образовательной организацией (школы).
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
– достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
– обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
– обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
– обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
– обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
– взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
– социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Цели и задачи вполне разумные и отвечают требованиям, которые определенны государством.
И, что вновь, как и при поступлении в детский садик, как правило, приятно радует родителей. Это сохранение традиционных (из поколения в поколение) методов в организации образовательного процесса их детей. Все, как и в их не такие далекие школьные годы. Хорошо, когда школа для ученика или ученицы – второй родной дом и все в нем почти по-домашнему…
По-домашнему, то по-домашнему. Но. В школе — это не дома и не в детском саду. Уроки проводятся ежедневно по расписанию в соответствии с нормативами, определенными в “Школьных” СанПиН(ах) – 2022: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам.
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону.
В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий по 40 минут предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов: 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю.
Аналогичный подход, только на 1 урок больше, применяется для обучающихся 2-4-х классов.
Для 5-6-х классов – максимум 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день.
В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа.
При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю. Но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Иными словами, дети в школе проводят, сидя за партами и еще дома выполняя домашние задания. Значительное суммарное количество часов.
И от одной ступени обучения к каждой следующей (начальная, средняя, старшая школа) все это время становится все больше и больше. Достигая пиковых значений в канун пред сдачей экзаменов (ОГЭ) в конце 9 класса и еще больше в период активной подготовки к так называемому ЕГЭ в конце 11 класса..
Организация классно-урочной системы в школе устойчиво стабильна. Пришли в класс. Сели за парты-столы. В основном за парты-столы с плоской параллельно полу крышкой. Бывает, конечно, что в начальной школе крышки парт имеют возможность подниматься под некоторым углом (10 – 12 градусов) к уровню пола. И конечно, бывает, что в разных классах средней и старшей школы в классах стоят парты с разными номерами по высоте для ребят разного роста. Но это как повезет. Или не повезет с централизованными поставками мебели, учитывающей разный рост школьников.
И если опять попробовать заглянуть почти в любой класс почти любой школы, то мы опять увидим традиционный вариант обучения детей. Все сидят за партами. Все во время письменных работ согнулись к своим тетрадям. Расстояние до тетрадок далеко от рекомендуемых специалистами окулистами. И опять, как и дома, и как в детском саду, тетрадка или листок с диагностической проверочной работой на расстоянии 10 – 15 сантиметров от глаз учащегося. И. Так из года в год, на протяжении девяти или одиннадцати лет обучения в школе.
Какова цена этого этапа обучения для здоровья, в частности, для зрения ребенка в школе осталась бы под вопросом. И без особых нравоучительных комментариев.
Если бы не.
Для примера и размышлений.
Открываем статью на странице РИА НОВОСТИ (НАУКА) от 18.11.2022 года (и обновленной: 27.01.2023).
И читаем.
Каждый второй выпускник школы: какая опасность грозит детям…
МОСКВА, 18 ноября. РИА Новости. Николай Гурьянов.
В России и мире — “эпидемия” близорукости. Точные причины роста заболеваемости до сих пор неизвестны. Однако последние исследования приближают нас к пониманию того, почему все больше людей носят очки или контактные линзы.
Полмира будут близорукими.
Миопия (научное название болезни) активно распространяется по миру со второй половины ХХ века. Особенно резкий рост начался с конца предыдущего столетия. Сегодня от близорукости страдают примерно 30 процентов жителей стран Запада. В США число таких пациентов удвоилось с 1970-х. В странах Восточной Азии, таких как Япония и Южная Корея, порядка 80 процентов населения — близорукие. В крупных городах региона доля еще выше — около 90 процентов.
В России, по данным Минздрава, плохо видит вдаль каждый третий- четвертый житель страны.
“Болезни глаз, по данным Минздрава на 2018-й, подтвердили у 20,5 миллиона россиян. Пятнадцать лет назад было в полтора раза меньше”, — говорит Виталий Иванов, офтальмолог Европейского медицинского центра. По оценке австралийского Института зрения Брайена Холдена — самой авторитетной в мире научной организации по проблемам миопии, — к 2050 году примерно половина населения планеты, то есть пять миллиардов человек, будет близорукой в той или иной степени.
При этом в 2000-м болезнь диагностировали у 1,4 миллиарда — это 22,9 процента населения Земли.
Образованные видят хуже.
С недавнего времени распространение близорукости все чаще связывают с тем, что за последние полвека дети стали больше учиться — в ущерб другим, более “естественным” занятиям.
Представление о том, что наличие очков связано с развитым интеллектом и приобретением знаний, небезосновательно. Начиная с конца 1980-х исследования подтверждали корреляцию между плохим зрением и высоким IQ. В работе 2014 года датские офтальмологи Эрнст Гольдшмидт и Нина Якобсен, отмечая влияние генетики, главной причиной “эпидемии” миопии в Восточной Азии называют именно распространение образования.
По мнению некоторых врачей, иногда детей слишком рано начинают усиленно обучать.
“Многие родители чересчур увлечены развитием дошкольников и хотят, чтобы ребенок как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранные языки”,
— говорит Болдырева (детский офтальмолог).
По данным главного внештатного офтальмолога Минздрава Владимира Нероева, в России частота близорукости в младших классах — от шести до восьми процентов, а к окончанию школы — почти 50. “Все потому, что зрительная нагрузка школьника сопоставима со зрительной нагрузкой взрослого человека”, — приводят его пояснения на сайте ведомства.
Эти цифры уточняются в совместном исследовании НИИ глазных болезней имени Гельмгольца и МТК микрохирургии глаза имени академика СПбГУ Федорова. Согласно подсчетам, близоруких учеников первого класса в России — в среднем два с половиной процента, пятых классов
— в восемь раз больше (19,7 процента), а к 11-му классу — в среднем 38,6 процента.
При этом в обычных общеобразовательных школах количество близоруких учеников в 11-х классах составило 30,9 процента, а в гимназиях и лицеях с усложненной программой — 57,7. Приведенные цифры — всего лишь зарегистрированные случаи, подчеркивает Виталий Иванов из Европейского медицинского центра.
В свежем исследовании группа ученых под руководством Джереми Гуггенхайма из Университета Кардиффа (Великобритания) обнаружила пять генов, которые отвечают за развитие близорукости у людей в результате длительного образования.
Авторы работы использовали данные о генетике и состоянии здоровья более чем 340 000 человек европейского происхождения. И выявили пять генетических вариантов, которые постепенно повышали риск развития близорукости у людей, по мере того как увеличивался срок получения образования. То есть у тех, кто оканчивал вузы, риск был выше.
Это некоторые выдержки из этой публикации.
Полностью статью можно прочитать, воспользовавшись следующей ссылкой Каждый второй выпускник школы: какая опасность грозит детям – РИА Новости, 27.01.2023 (ria.ru).
А теперь откроем статью на странице «Комсомольская правда» от 24 июля 2023 года.
И читаем.
Близорукость помолодела: из-за чего у детей портится зрение.
Офтальмолог Круглякова: зрительная система ребенка готова к чтению к 5-6 годам.
Близорукость, приобретенная в школьном возрасте, – такой диагноз ставят детям все чаще. По данным российского Минздрава, в младших классах очкариков 6-8%, а к выпуску – почти 50%. Самое обидное, что именно с 6 до 18 лет, когда зрение формируется и его нужно поберечь, дети корпят над учебниками и тетрадками.
Какие нехорошие тенденции наблюдаете по своим клиентам?
– Близорукость сильно помолодела. Если раньше впервые обращались по поводу снижения остроты зрения в 12-14 лет, то сейчас – в 6-8. Влияет мода на раннее обучение грамотности – чтение с 4 лет. Я категорически против, ведь зрительная система будет готова к чтению только к 5-6 годам. А еще видим телефоны в руках малышей колясочного возраста.
Ребенок пошел в 1 класс с нормальным зрением. А мы знаем, что почти у всех детей в школе оно портится. Как не прозевать ухудшение?
– Профосмотр для здоровых детей один раз в год – этого достаточно. А для близоруких и детей из группы риска 1 раз в полгода. Однако если ребенок стал близко подходить к телевизору, щуриться, наклоняться к книге при чтении – срочно к врачу. Или из-за занятий ребёнок стал мало гулять. В группе риска дети-азиаты и те, у которых один или оба родителя с близорукостью. Также нужно быть начеку, если перед первым классом доктор сказал, что у ребёнка нет плюсового запаса (в 6-7 лет в норме зрение плюс 1).
ЭТО ПРАВИЛЬНО.
Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 40 см.
До экрана смартфона – 30-35 см.
Расположение – чуть ниже уровня глаз. Поможет вертикальная подставка.
Работайте на близком расстоянии не более 2.5 часов в день. Делайте 10минутные перерывы после 30-40 минут непрерывной зрительной работы вблизи (чтение, рисование, письмо, музицирование, онлайн-уроки и пр.).
С экраном – не более 20 минут работы и потом перерыв.
Проводите на свежем воздухе не меньше 2,5 часа в день.
Делайте гимнастику для глаз. Пример упражнения на каждый день: встаньте в 40 см от окна и закройте ладошкой один глаз. Вторым смотрите сначала на метку на стекле, потом – на дальний предмет. По 2 минуты каждым глазом.
Ешьте чернику и морковь (полезные вещества для зрения усваиваются только с жирами – сметаной, маслом) .
НА ЗАМЕТКУ
Как возникает близорукость
Медицинское название – миопия. Это дефект зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо. Длительная зрительная работы на близком расстоянии приводит сначала к астенопии (усталость глаз), потом – к спазмам аккомодации, вызывающим временное ухудшение зрения (так называемая ложная близорукость), потом – к истинной близорукости.
Это некоторые выдержки из этой публикации.
Полностью статью можно прочитать, воспользовавшись следующей ссылкой Близорукость помолодела: из-за чего у детей портится зрение – KP.RU.
Если продолжить просмотр наиболее свежих публикаций, посвященных причинам ухудшения зрения у детей, то можно констатировать, что большинство специалистов офтальмологов утверждают и пишут .
Что причина ухудшения зрения у детей — чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии. Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии — чтении, письме — глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в “привычном” напряжении. (Это еще называют спазм аккомодации.) Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока.
Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта — основные источники негативного воздействия на зрение детей и особенно школьника.
Из-за того, что расстояние меняется, цилиарная мышца напрягается еще больше. Ей постоянно нужно фокусировать изображение то ближе, то дальше. Вследствие этого напряжение еще больше усиливается.
По этой же причине не приучайте ребенка к чтению или выполнению домашних заданий в режиме «близкого расстояния» от книги или тетради.
Расстояние от глаз ребенка до книги или тетради должно быть не менее 30-40 см. И обязательно фиксированным.
Для более подробного ознакомления и изучения причин, которые способствуют ухудшению зрения у детей в процессе их включения в целенаправленную поэтапную образовательную деятельность с трех до семнадцати-восемнадцати лет можно, воспользовавшись материалами нашего сайта в разделе «Лаборатория центра» по ссылке «Лаборатория Центра».
Для ознакомления с практическим опытом внедрения и использования методик и технологий здоровьесохраняющего и здоровьеразвивающего обучения детей всех возрастов, способствующих сохранению и нормальному развитию зрительного аппарата ребенка, особенно школьного периода, можно, воспользовавшись материалами нашего сайта в разделе «Методическая копилка» по ссылке «Методическая копилка».
***
Фотовыставка «О том, как красивы, но беззащитны наши дети перед современной системой образования»
А теперь.
Уважаемые коллеги! Учителя и родители! Бабушки и дедушки!
Вы можете перейти к просмотру нашей международной фотовыставки «О том, как красивы, но беззащитны наши дети перед современной системой образования.».
Гармаш В.Ю., к.п.н, почетный работник общего образования РФ
01.08.2023 г.