Хором… против болезней
Решением № 8 Ставропольской городской Думы от 23.06.1999 г. была утверждена комплексная программа “Образование и здоровье города Ставрополя на 1999—2001 гг.”. В основу разработки программы были положены рекомендации Ставропольской региональной научно-практической конференции “Здоровый город — здоровые дети”, состоявшейся в марте 1999 года. Решением городской Думы № 166 от 28 ноября 2001 года утверждается и целевая комплексная программа “Образование и здоровье города Ставрополя на 2002—2006 гг.”. Здоровьесберегающие технологии в образовании как системно-комплексная деятельность интенсивно развиваются на Ставрополье с 2001 года, с принятием постановления губернатора А.Л. Черногорова № 19 от 24.01.2001 года “О краевой целевой программе “Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001—2004 гг.”, в котором определяются цели, задачи и механизмы реализации основных направлений программы улучшения здоровья школьников в Ставропольском крае. Краевая целевая программа базируется на идеях доктора медицинских наук В.Ф. Базарного и ученых СКИПКРО.
Отделом образования города Буденновска был издан приказ № 132 от 04.09.2001 года “Об организации опытно-экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения города”.
На основе приказа отдела образования администрации города Буденновска был издан приказ по МОУ “Начальная образовательная школа № 10” от 5.09.2001 г. “Об организации опытно-экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий”.
В школе была разработана программа и план опытно-экспериментальной работы по теме: “Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы” Работу координировал Центр содействия охране и укреплению здоровья учащихся. Основными направлениями деятельности центра являлись: оздоровительная работа, валеологическое образование, комплексная диагностика и консультативная деятельность. Процесс внедрения здоровьесберегающих технологий проводился по всей школе, а в трех экспериментальных классах велся еще и углубленный мониторинг здоровья.
Работа по здоровьесбережению в школе широко рекламировалась, в первую очередь, среди родителей, через родительские собрания школы, города. Неоднократно материалы нашей школы по здоровьесбережению использовались и на краевом родительском собрании, были показаны по краевому телевидению.
Школа участвовала в краевых семинарах. К этим семинарам оформлялся стенд по здоровьесбережению. Кроме того, в школе имеются стенды: “Здоровье, успех, отдых”, “Вместе — это здорово”. Медсестра систематически выпускает бюллетень, в котором информирует родителей об эпидемиях и мерах профилактики.
Для реализации здоровьесберегающих технологий были приобретены конторки, люстра Чижевского, спирометр, установка для определения роста и веса детей, аппарат “Иллюзион” для коррекции зрения и прибор для аэронизации воздуха.
Рабочий день в нашей школе начинается с 15-ти минутной зарядки для всех. Для каждого времени года разработан отдельный комплекс упражнений. Зарядка проводится во дворе, на свежем воздухе. На уроке не должно быть монотонности. Учителя школы принимают во внимание детскую психологию, естественные склонности учащихся. Подбираются формы работы, нацеливающие на пробуждение интереса и творчества, принуждение заменяется игрой.
Одним из наиболее эффективных методов активизации учащихся является периодическая смена поз. С целью сохранения и укрепления осанки используются конторки. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию используются схемы зрительных траекторий. С помощью офтальмотренажеров у детей развивается зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветочная функция. Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме “зрительных горизонтов” — размер предъявляемого дидактического материала: самые мелкие детали по высоте не менее 1 см, крупные — 2—3 см. Еще один вариант расширения зрительно-пространственной активности — использование разного рода траекторий.
Хороший метод активизации — хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Дети поют на всех уроках.
Народное хоровое пение несет в себе не только художественное начало, но и помогает изучать историю Родины, традиции, обычаи своего народа. Коллективное пение — вполне “естественная”, сообразная природе технология развития у детей чувства гармонии, сонастроенности, сопричастности, сопереживания гармоничной целостности жизни. А это — краеугольный камень коллективного нравственного сознания.
В основе благополучия и процветания личности лежит ее культура, образованность. Каждый человек должен знать и бережно относиться к традициям, культурному наследию, ценностям своего народа. Одним из направлений воспитания личности ребенка в рамках экспериментальной работы по здоровьесбережению в начальной школе стала концепция этнокультурного воспитания. Была разработана программа к этнокультурным курсам “Музыкальный фольклор”, “Народоведение”.
Важнейшая особенность уроков в экспериментальных классах состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения заданий. Для этого учителя используют подвижные “сенсорные кресты”, на которых размещаются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов. По воле учителя они могут оказаться в любой точке класса.
На уроках письма дети работают со стендом “пальцевых узоров”. Буквы делаются из наждачной бумаги. В процессе овладения чтением используется шаговый алгоритм. Применяется специально разработанный “Экологический букварь” (картина-панно).
Физкультминутки — обязательная часть урока. Учителя не ограничиваются только упражнениями на развитие мелких мышц кистей рук, активизацией позных мышц (наклоны). Проводится также стимуляция биологически активных точек, дыхательные упражнения, самомассаж. Физкультминутки помогают снять утомление, являются одной из активных форм отдыха на уроке. Учитывая, что близорукость стала самой распространенной патологией, мы проводим упражнения для глаз.
Использование методик Базарного В.Ф. по расширению пространственной активности зрительного анализатора во время учебных занятий способствует повышению функциональных резервов зрения у детей и тем самым предотвращает возникновение близорукости.
С давних времен известна народная медицина, основанная на чистой фармакологии. Для детей, состоящих на диспансерном учете, с целью снижения хронических и рецидивирующих заболеваний на уроках, а также во внеурочное время (группе продленного дня) используется фитотерапия.
Наш регион беден содержанием йода в воде. Поэтому для профилактики заболеваний щитовидной железы один раз в неделю используется антиструмин. В настоящее время в пищеблоке получают йодированный хлеб, а для приготовления пищи используют йодированную соль. В третьи блюда для повышения иммунных сил организма и пополнения витамином С мы добавляем аскорбиновую кислоту.
В кабинетах по графику проводится аэронизация воздуха, а также ионизация под люстрой Чижевского.
Весной и осенью проводится профилактика хронических заболеваний, гриппа. Для профилактики гриппа используются схемы приема лекарств, специфическая профилактика, то есть прививка, применяется медикаментозное лечение, фитотерапия, точечный массаж.
Медсестра проводит тестовое обследование и анкетирование вновь поступающих детей. В результате выявляются различные отклонения в их здоровье. В дальнейшем с этими детьми проводятся определенные коррекционные мероприятия.
Кроме того, медсестра распределяет детей по группам здоровья и физкультурным группам. С каждой подгруппой проводятся занятия с применением специального спортивного инвентаря. Для группы с нарушением осанки и сколиоза используются скакалки, гимнастические палки, мячи, шведская стенка, “колючая стежка”. В группах с нарушением зрения и с отдельными детьми — занятия на тренажере “Иллюзион”, упражнения для глаз “метка на стекле” и т.д. Медсестра проводит беседы о профилактике инфекционных заболеваний, вреде курения, наркомании, о правилах личной гигиены, гигиены жилья, рабочего места.
Школа отработала собственную систему работы с детьми. В течение семи лет ни один ученик не стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, несмотря на то, что район, в котором расположена школа, в социальном плане “трудный” и в нем много проблемных семей. Школа добивается этого благодаря преемственности и единству учебно-воспитательного процесса. Большое внимание уделяется ученическому самоуправлению. Вся воспитательная работа основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, на развитии творческих начал в каждом из них. Работают кружки и секции по интересам детей, изо-студия, танцевальная студия, спортивные секции: фехтование, каратэ, гимнастика, туризм.
В этих объединениях задействовано до 240 учащихся нашей школы. Дети имеют возможность бесплатно посещать их в свободное время. Они с нетерпением ждут занятий фехтованием, постигают и овладевают навыками владения рапирой, что развивает мышление, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
На занятиях гимнастикой девочки совершенствуют гибкость, пластику, осваивают сложные элементы акробатики. Вместе с руководителем секции дети придумывают и составляют под музыку акробатические композиции.
В туристическом кружке ребята получают навыки подготовки и проведения походов. Учатся ориентироваться на местности, пользоваться топографической картой, преодолевать естественные препятствия в горнолесной местности, выбирать место для привала, ставить палатку, разжигать костер и готовить пищу, оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
Занятия в спортивных объединениях влияют на физическое и общее развитие ребенка. Наши дети принимают участие во всех городских мероприятиях и соревнованиях. И хотя школа начальная, в своей возрастной группе в турнирной таблице мы всегда выглядим хорошо. Например, в ушедшем учебном году мы заняли I место в соревнованиях “Веселые старты”, “Мама, папа, я — спортивная семья”, III место в эстафете по плаванию и “Эстафете туристят”, V место в туристических соревнованиях по спортивному ориентированию.
Особое внимание уделяется в нашей школе музыкальному театру, так как театральная деятельность — основа общей культуры человека.
Любая работа в школе невозможна без тесного взаимодействия с родителями. Просветительная работа с родителями по здоровьесберегающим технологиям велась через родительские конференции по темам: “Роль семьи в воспитании здорового школьника”, “Здоровый образ жизни формируется в семье”, “Духовно-нравственное, физическое здоровье детей, их взаимосвязь”. Родительский лекторий содержал лекции по темам: “Физический труд и здоровье”, “Как сохранить хорошее зрение”, “Питание человека, роль витаминов для роста и развития человека”, “Дурные привычки”.
Традиционными стали семейные праздники “Моя родословная”, “Час семейной песни”, “Русские посиделки”. Эти праздники способствуют воспитанию русского самосознания, развитию духовности, создают атмосферу интеллигентности и культуры.
Стали традиционными спортивно-массовые мероприятия (“В гостях у Спортландии”, “Вместе с мамой, вместе с папой”, “Вперед Мальчиши!”, “Веселые страты”, “Рыцарские турниры”), Дни здоровья (“Мы тоже хотим олимпийцами стать”, “Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим!”); праздники, посвященные 23 февраля с участием пап, с приглашением военных из 205 дивизии; праздники 8 марта, в котором принимают участие мамы.
В зимний период проводится День здоровья под названием “Зимние забавы” с участием родителей.
В весенне-осеннее время организовываются походы вдоль озера Буйвола, русла реки Кумы, поездки на гору Бештау и в спортивно-оздоровительный лагерь Архыз.
В результате тесного сотрудничества с семьей повышается ее социальная значимость, сплачивается коллектив детей, формируются правильные устои, происходит формирование ЗОЖ, идет профилактика дурных привычек.
Важную роль в формировании здорового образа жизни мы отводим работе с детьми-сиротами, детьми с неадекватным поведением, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Все эти дети заняты в течение всего дня в спортивных секциях и кружках. Все они состоят на строгом учете у социального педагога, с ними же ведет свою работу и педагог-психолог.
Большинство ребят испытывают потребность в самых разнообразных объединениях, клубах, кружках, в общественной жизни, хотят быть самостоятельными. У школы реальных возможностей для исполнения этих желаний явно недостаточно. Восполнить этот пробел во многом призвано дополнительное образование, специфическая среда, необходимая для социализации, самоопределения школьника. Известно, что примерно 70% ребят могут остаться без нужного дела, без интереса в жизни. Не окажутся ли они выброшенными из жизни в будущем? И это замечательно, когда в кружки приходят “трудные” ребята. Для них эти занятия особенно важны.
Школа работает в тесном контакте с эколого-биологическим центром. На базе школы работает мастерская “Избушка творчества”, которая является огромным подспорьем. Здесь дети имеют большие возможности в развитии своих творческих возможностей: не умеешь петь — мастери игрушку, танцуй, составляй орнамент или сочиняй сказку, изучай лекарственные растения или можешь собрать народные рецепты, которыми пользовались в старину. А что касается игр, то это тоже востребовано не только детьми, но и взрослыми. Мы проводим их на спортивных праздниках в течение всего года, знакомим детей с подвижными и комнатными играми, летними и зимними, для маленьких и взрослых.
Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает повышение уровня здоровья учащихся, психомоторного развития, улучшает качество образования, умственное развитие.
Результат работы — снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов, повышение квалификации учителей и качества преподавания — позволяют говорить о повышении эффективности учебной деятельности и педагогического процесса в целом.
Заметно улучшение здоровья детей в экспериментальных группах: при патологии желудочно-кишечного тракта, органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Система профилактики, которая нацелена не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на потенциал здоровья, позволила сформировать устойчивую мотивацию на ведение ЗОЖ у учащихся, семьи, педагогов.
Бугаева Л.Г., директор начальной образовательной школы № 10, г. Буденновск, Ставропольский край.