О том, какой выбрать сценарий жизни…
Год «Педагога и наставника»…К 200 – летию со дня рождения К.Д. Ушинского…
В основе педагогических взглядов Константина Дмитриевича Ушинского – идеал народности воспитания, разработка системы идей, направленных на всестороннее развитие гармонично сформированной личности с опорой на базовые ценности русской цивилизации – православие, державность, патриотизм.
По мнению Ушинского, русская педагогика должна быть неотъемлемой частью и русской идеологии в широком смысле этого понятия …
Начало педагогической деятельности Ушинского пришлось на сложный период в российском обществе, характеризующийся острым запросом на реформы во всех сферах жизни и особенно в образовании…
В это время огромный резонанс в обществе вызвала статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой ученый выступил за гуманизацию школы в духе отечественных религиозно-культурологических традиций и против сословного обучения и ранней специализации…
И еще раз хочется подчеркнуть, что еще в то время Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучке, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи.
Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором.
На языке современного образовательного процесса вначале человеку следует получить хорошее среднее образование, включающее содержание всех основных наук, преподаваемых в школе, а уже затем профильную специализацию на следующих ступеньках образования в специализированных средних и высших учебных заведениях…
Статья «Вопросы жизни» была впервые опубликована в журнале «Морской сборник» (Спб., 1856. Т. XXIII. № 9) и перепечатана сразу же многими журналами того времени. Она отразила важнейшие вопросы, поставленные общественным развитием России, привлекла внимание прогрессивной общественности резким обличением старой системы воспитания, глубиной поставленных вопросов и способами их решения…
Статья в известной мере определила направление развития в стране общественно-педагогического движения.
В самом начале своей статьи Пирогов приводит диалог:
«– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
– Быть человеком, – отвечал я.
– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества.
Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди»
– Правда это или нет?”…
Поднятые Н.И. Пироговым вопросы о воспитании человека как личности, а не представителя профессии зазвучали в российском обществе «вечевым колоколом» и, по словам Ушинского, «пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль»…
Пирогов поставил перед читателями статьи и всем обществом в целом середины 19 века ряд вопросов, о целях и смыслах жизни, предназначении человека, которые и сегодня в нашем цифровом, высокотехнологичном и …, 21 веке не менее актуальны и стоят в той или иной степени перед каждым из нас, вне зависимости от того задумываемся мы об этом или нет…
“В чем состоит цель нашей жизни?”…
“Каково наше значение?”…
“К чему мы призваны?”…
“Чего должны искать мы?”…
В решении этих вопросов должны были быть заинтересованы, и тогда… и сегодня…, как общество в целом так, и каждая отдельная личность…
В связи с этим Пирогов предлагает вниманию читателей некоторые варианты выбора сценария или даже стратегии жизни, которые он увидел в общественной жизни российского общества и, которыми может воспользоваться или не воспользоваться человек, в зависимости от его внутреннего мира, убеждений и гражданской позиции.
“Вот, например, первый взгляд – очень простой и привлекательный.
Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит – для наслаждений и трудов. Сон – опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение – для счастья”.
“Вот второй взгляд – высокий.
Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха”.
“Вот третий взгляд – старообрядческий.
Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется”.
“Вот четвертый взгляд – практический.
Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере, что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений”.
“Вот пятый взгляд – также практический в своем роде.
Хотите быть счастливым, думайте себе, что вам угодно и как вам угодно; но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Про начальников и нужных вам людей, никогда худо не отзывайтесь и ни под каким видом, не противоречьте. При исполнении обязанностей, главное, не горячитесь. Излишнее рвение не здорово и не годится. Говорите, чтобы скрыть, что вы думаете. Если не хотите служить ослами другим, то сами на других верхом ездите; только молча, в кулак себе, смейтесь”.
“Вот шестой взгляд – очень печальный.
Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое только то на свете, что хорошо было забыто. Что будет, то будет. Червяк на куче грязи, вы смешны и жалки, когда мечтаете, что вы стремитесь к совершенству и принадлежите к обществу прогрессистов. Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете. Белка в колесе, вы забавны, думая, что бежите вперед. Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная, зачем жили”.
“Вот седьмой взгляд – очень веселый.
Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете. Ищите счастья, но не ищите его далеко, – оно у вас под руками. Какой вам жизни еще лучше нужно? Все делается к лучшему. Зло – это одна фантасмагория для вашего же развлечения, тень, чтобы вы лучше могли наслаждаться светом. Пользуйтесь настоящим, и живите себе припеваючи”.
Вот восьмой взгляд – очень благоразумный.
Отделяйте теорию от практики. Принимайте какую вам угодно теорию для вашего развлечения, но на практике узнавайте, главное, какую роль вам выгоднее играть; узнав, выдержите ее до конца. Счастье – искусство. Достигнув его трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте. Против течения не плывите”…
“И прочее, и прочее, и прочее”…
В своем изложении “философии” жизни восьми весьма распространенных общественных групп Пирогов достаточно точно сформулировал господствовавшие в русском, так называемом образованном обществе язвы и пороки, которые можно видеть в той или иной степени, в тех или иных пересекающихся, взаимопроникающих моделях и в наши дни.
Очевидно, что подобные, весьма “лукавенькие модели” жизни отдельных индивидуумов, а при условии, что они выбираются достаточно большим числом наших сограждан, вряд ли будут способствовать прогрессивному развитию нашего общества в целом.
Очевидно, что эти модели поведения ничего общего не имеют с моделью “Гармоничного – Человека Созидателя”.
Сегодня вопросы, как и во времена жизни Пирогова и Ушинского о том, “Что делать…?”, “Как выстраивать стратегию жизни общества…?”, “Как каждому из нас найти свое место в жизни…?”, стоят не менее, а возможно и более остро, чем в том самом 19 веке.
И неслучайно 25 января 2023 года в Кремле был подписан Указ Президента Российской Федерации № 35 “О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808″.
Читая документ, уже с первых строчек становится очевидным, что в современной России необходимо серьезное осмысление и переосмысление многих накопившихся “Язв и Пороков” и “Лукавых Моделей” жизни, которые мешают сегодня целенаправленному развитию нашей страны.
В документе четко определены конкретные основополагающие положения и задачи, которые должны стать центральными государствообразующими направлениями в жизни российского общества.
В частности:
“1. Конституция Российской Федерации закрепляет статус культуры как уникального наследия многонационального народа Российской Федерации, поддерживаемого и охраняемого государством, и уполномочивает Правительство Российской Федерации на обеспечение проведения единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры.
2. Перед Российской Федерацией стоит задача сбережения народа России, сохранения фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества, обеспечения дальнейшего развития страны как социального государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни граждан. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.
3. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся: разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа Российской Федерации; снижение интеллектуального и культурного уровня общества; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.
4. Ряд недружественных государств, международных организаций и транснациональных корпораций, иностранных неправительственных организаций, а также различные экстремистские и террористические организации ведут деятельность, направленную на подрыв культурного суверенитета Российской Федерации, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе способствующую обострению конфликтов в глобальном информационном пространстве.
5. Государственная культурная политика охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, социальные и гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное культурно-гуманитарное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны. Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.
6. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждаются в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии социальных и гуманитарных наук и осуществляются при тесном взаимодействии государства и общества.”
Очевидно, что для решения выше поставленных задач перед нашим обществом, связанных в настоящее время с серьезными вызовами мировой геополитической ситуации, в первую очередь, потребуются конкретные действия всего педагогического сообщества.
Педагогическому сообществу придется серьезно задуматься над рядом вполне конкретных вопросов.
Какими могут быть первые и последующие шаги в образовательной сфере для решения поставленных задач?
Какие модели поведения (жизни) нужно сформулировать, а затем понять, как их преподнести и сделать жизненной необходимостью для обучающихся, в сегодняшних реалиях, чтобы решить поставленные обществом задачи?
Какие, в частности, изменения и дополнения необходимо внести в нормативные документы, определяющие регламент деятельность образовательных организаций ?
Какие, в частности, изменения и дополнения необходимо внести в содержание, изучаемых предметов в образовательных организациях ?
Какие, в частности, методики и технологии преподавания в учебном процессе смогут обеспечить решение поставленных задач ?
И…
Какой, в конечном счете, мы хотим видеть идеальный образ той самой гармоничной личности, о которой писал Константин Дмитриевич Ушинский, в частности, выпускника средней общеобразовательной школы, который в дальнейшей своей жизни будет способен решать выше поставленные задачи?
В. Ю. Гармаш, к.п.н., заслуженный педагог РФ