Методы анализа физического развития воспитанников Кадетского корпуса
Введение
Состояние здоровья детей в Российской Федерации ныне продолжает ухудшаться. Этот вывод подтвердили в своих выступлениях участники международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.», проходившего в Москве в мае 2004 г. Состояние здоровья школьников катастрофическое. Менее 10% выпускников общеобразовательных школ могут быть признаны практически здоровыми. У 85% детей до 14 лет за последнее десятилетие обнаруживаются функциональные отклонения. У 84% — хронические заболевания. Заболеваемость органов зрения за время обучения в школе возрастает в 4-5 раз, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств, что является результатом хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. Если в 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: I группа — 36,5%, II группа — 23,5%, III группа — 40%, то в 2000 г. мы видим иную картину: I группа — 2,3%, II группа — 28,7%, III группа — 69%. К началу ХХІ века произошло лавинообразное падение доли здоровых детей. В московских школах здоровых учащихся не более 2-5%.
Состояние здоровья школьников рельефно отражается в ходе призыва выпускников в Российскую армию. За последние 20-25 лет существенно снизился уровень физической подготовки подростков. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству нынешних старшеклассников. Выросла общая заболеваемость учащихся, особенно старшеклассников. Из-за увлечения детей компьютерными играми, интернетом, телевидением гиподинамия стала массовым явлением.
На столь печальном фоне первоначальной задачей, которая стоит сегодня перед директорами школ, преподавателями физкультуры, родителями, призывными комиссиями военкоматов, является оптимальная и качественная оценка состояния здоровье детей. О проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся записано в статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» [1]. Результаты комплексных мониторинговых исследований призваны служить сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваемости.
Цель настоящей работы — мониторинг количественного и качественного уровня физического развития воспитанников Кадетского корпуса (КК). Авторы ставили перед собой следующие задачи:
1. изучить литературу, посвященную оценке физического развития старшеклассников,
2. собрать сведения о морфологическом и физиологическом состоянии разных возрастных групп учащихся,
3. провести сравнительный анализ разных возрастных групп по физическому развитию, а также по годам исследований,
4. проанализировать корреляции между уровнем физической нагрузки на детей и их физическим развитием,
5. выявить наиболее удобные для мониторинга здоровья учащихся критерии физического развития,
6. составить методические рекомендации для проведения мониторинга.
Авторы считают настоящую работу актуальной, так как до сих пор в полной мере не выработан научный подход к оценке физического развития воспитанников кадетского корпуса — будущих защитников Отечества.
Новизна работы состоит в том, что ранее проблема оценки физического развития воспитанников кадетских корпусов в сравнении с физическим развитием учащихся школ не изучалась.
По материалам исследований, представленных в данной работе, было сделано несколько докладов на конференциях различного уровня. На научно-практических конференциях кадетского корпуса «Потенциал 2008» и «Потенциал 2009» работа заняла первое и третье места соответственно. Работа привлекла внимание слушателей. Кадетам были предложены практические рекомендации по улучшению физического развития. В апреле и мае 2008 г. были сделаны доклады на областных научно-практических конференциях учащихся общеобразовательных школ «Истоки» и «Эрудит Кузбасса 2008». В марте 2009 г. новые обобщенные результаты были представлены на областной конференции «Истоки-2009», и жюри присудило нашей работе первое место.
1. Анализ публикаций
Физическое развитие — динамический процесс, поэтому при его оценке необходимо учитывать темп развития, его изменчивость и уровень развития, достигнутый учеником к определенному возрасту. Физическое развитие оценивается по совокупности многих параметров, из чего вытекает необходимость изучать взаимодействие этих параметров. С.Г. Куртев с соавторами [2] рекомендует оценивать его как «физическое развитие с признаками ретардации (задержки темпов развития)», «физическое развитие с признаками акселерации (ускорения темпов развития)», «физическое развитие соответственно возрасту».
Проблемой проведения мониторинга физического развития детей как дошкольного, так и школьного возраста разных классов занималось немало исследователей [3,4,5,6…]. С годами интерес к вопросу только усилился, в частности, и в связи со сложной демографической ситуацией. Как указывает Б.Х. Ланда [1], уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости) ныне не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение сегодня замещается детьми лишь на 60%. По мнению Б. Х. Ланда, в современной школе, кроме анализа качества знаний, настоятельно необходимо проводить постоянный мониторинг уровня физического развития детей. Значительный интерес к подобным исследованиям проявляют не только ученые, но и специалисты министерства обороны.
Сегодня существует потребность в простых, доступных и надежных критериях оценки уровня физической подготовленности детей и подростков. В научной литературе представлены многочисленные показатели и индексы физического развития. Чаще всего это комплексы антропометрических характеристик, сочетающихся с показателями работы сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательных систем.
Основу антропометрических (соматоскопических) данных составляют рост, вес и окружность грудной клетки (ОГК) человека. Встречаются также измерения длины ног, ширины плеч, толщины запястья. Наиболее важными являются рост и ОГК. Именно соотношение этих параметров, а также веса тела чаще всего составляет главный критерий уровня физического развития. К числу подобных критериев, по мнению исследователей [3,4], относятся индексы: Пинье, Кетле, Мануврие, Эрисмана, Соловьева и Брока-Бругша. Наиболее доступными и чаще используемыми для диагностики физического развития человека являются индексы Пинье, Кетле и Брока-Бругша.
Индекс Пинье (ИП) или индекс крепости сложения определяется по формуле [2]:
ИП = Рост (см) — вес (кг) + ОКГ (см. на вдохе).
Если ИП < 10 — очень крепкое телосложение (так называемые гиперстеники).
Если ИП = 11-15 — крепкое телосложение (нормостеники).
Если ИП = 16-20 — хорошее телосложение (нормостеники).
Если ИП = 21 — 25 — среднее телосложение (нормостеники).
Если ИП = 26-30 — слабое телосложение (гипостеники).
Если ИП > 31 — очень слабое телосложение (гипостеники).
Индекс Кетле (ИК) позволяет вычислить плотность тела и косвенно определить избыток или недостаток массы тела. ИК = вес/рост (г/см).
Средние значения для юношей 15-18 лет лежат в пределах от 315 г/см у гипостеников, до 325 г/см у нормостеников, а у гиперстеников — 355 г/см [7]. Превышение этих данных свидетельствует об избытке, пониженные — о недостатке массы тела.
Некоторыми исследователями [7] утверждается, что этот индекс не может объективно оценивать уровень физического развития организма, и приводится другая формула. Ими индекс массы тела (ИМТ) рассчитывается как отношение массы тела (кг) к квадрату роста в метрах. Оценка уровня состояния организма с помощью ИМТ приведена на рис. 1.
Именно такой индекс обозначен в Директиве ГВМУ Министерства Обороны РФ № 161/ДМ14 от 7 мая 1996 г. [9]. В этом документе сказано, что при значении ИМТ у военнослужащего менее 18,5 он подлежит госпитализации, обследованию и лечению.
Индекс Брока-Бругша считается самым простым способом расчета оптимального веса человека. Он призван определить должный вес (ДВ), чтобы сравнить его с фактическим [2].
ДВ = Рост (см) — 100 (при росте до 165 см);
ДВ = Рост (см) — 105 (при росте до 165 — 175 см);
ДВ = Рост (см) — 110 (при росте свыше 175 см).
Отклонение фактического веса от ДВ на 10% считаются незначительным. Вес более 110% считается выше среднего, более 120% от должного — высоким. Вес менее 90% считается ниже среднего, а менее 80% — низким.
Этим индексом пользовался в своих медицинских исследованиях А.Д. Эльбаев [10]. Проводя лечение больных ожирением, он отмечал резкое снижение именно показателей индекса Брока — Бругша.
При оценке физического развития важно кроме антропометрических данных учитывать уровень развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. К числу наиболее доступных и объективных методик относятся: снятие пробы Генчи (гипоксическая проба), проба Мартинэ-Кушелевского и тест Руфье-Диксона.
Гипоксические пробы, к числу которых относится проба Генчи, позволяют оценить адаптацию человека к недостатку кислорода и устойчивость дыхательного центра к этому недостатку. Проводится проба следующим образом: испытуемому предлагают сделать вдох, затем глубокий и максимальный выдох и задержать дыхание с закрытым ртом и носом; время задержки дыхания регистрируется в секундах. В норме у здоровых юношей величина пробы Генчи составляет 20-30 сек. У спортсменов этот показатель достигает 40 секунд, в ряде случаев — более 60 секунд [2].
Проба Мартинэ-Кушелевского является одной из наиболее распространенных функциональных проб. После 2-3 минутного отдыха испытуемого в положении сидя у него в течение 15 секунд замеряется пульс. После этого он делает 20 приседаний за 30 секунд. Сразу же после приседаний испытуемый садится и ему замеряется пульс в течение 5 минут последовательно 5 раз. Восстановление оценивается как удовлетворительное, если частота сердечных сокращений (ЧСС) восстановилась к 4 минуте. Но для спортсменов, если восстановление ЧЧС не наступает через 3 мин, то оно считается неудовлетворительным [12].
С. Г. Куртев с соавторами [2] для оценки скорости восстановления физической работоспособности рекомендует применять тест Руфье — Диксона. Значения этого теста в пределах от 0 до 2,9 характеризуют состояние испытуемого как отличное; от 3 до 5,9 — как хорошее; 6,0 — 7,9 — как соответствующее среднему уровню, а от 8 и выше — слабому уровню.
Одним из наиболее важных показателей развития организма является гармоничность, то есть соответствие роста, веса и ОГК. Согласно рекомендациям В.А. Панферова и Г.В. Ефремовой [13], выделяется шесть типов развития: гармоничное и дисгармоничное, а также их вариации, связанные с ретардацией (отставанием) или акселерацией (ускорением развития).
Анализ литературы показал, что для оценки физического развития исследователи используют гораздо большее количество самых разнообразных критериев. Но для наших исследований, требующих доступности и простоты методов, приемлемы только вышеперечисленные показатели, индексы, пробы и тесты.
2. Условия, материалы и методы исследования
Наблюдения и сбор материала для анализа проходили с сентября по декабрь в 2007 и в 2008 гг. на базе Кемеровского кадетского корпуса радиоэлектроники (ККРЭ) и средней общеобразовательной школы №54 г. Кемерова. Наблюдению подвергались основные антропометрические данные юношей 10—11 классов: рост (см), вес (кг), окружность грудной клетки (ОКГ) на вдохе и в покое (см). Также определялись показатели, позволяющие оценивать в комплексе уровень физического развития: индекс Пинье, индекс Брока — Бругша, индекс Кетле, проба Мартинэ — Кушелевского, тест Руфье — Диксона, проба Генчи. Выборка наблюдений составила в 2007 году по 10 классам ККРЭ — 46 человек, по 11 классам ККРЭ — 49 человек, по 10 классу школы №54 — 18 человек, по 11 классам школы №54 — 15 человек. В текущем учебном году были проанализированы показатели 50 кадетов первого и второго курса. Добавлен анализ результатов физподготовки: бег на 100, 1000 метров, подтягивание. Также в 2008 году анализировалась гармоничность развития кадетов по методу центилей.
Все замеры, расчеты и анализ показателей проводились по общепринятым и апробированным методикам, представленным в работе С.Г. Куртева с соавторами [2].
Для оценки уровня физических нагрузок нами была разработана методика недельного анализа нагрузки, согласно которой 1 час занятий в неделю соответствует 1 баллу.
Статистические расчеты и анализ данных проводился на ПК Пентиум-4, при помощи лицензированного программного обеспечения Майкрософт Windows XP — EXCEL и Statistika 5. 2. Корреляционный анализ и определение достоверности различий проводились по методике Лакина Г. Ф. [14].
3. Результаты исследований
3.1. Анализ антропометрических данных
В результате проделанной работы по измерению основных антропометрических данных в разных по возрасту и социальному статусу группах были получены результаты, приведенные в таблице 1.
Изученная группа |
годы |
Физ. нагрузка, (ч/неделю) |
Вес, (кг) |
Рост, (см) |
ОГК, (см) |
Кадеты 1 курса (15-16 лет) |
2007-2008 |
13,9±0,6 7-22 |
61,8 ±1,4 * 48-82 |
171,7±0,8 * 157-183 |
91,9±0,6 * 80-103 |
2008-2009 |
12,08±0,5 8-22 |
61,4±1,39 45,91 |
172,38±1,05 155-187 |
88,92±,63 81-104 |
|
Кадеты 2 курса (16-17 лет) |
2007-2008 |
12,5±0,7 7-25 |
65,4 ±1,1 44,0-82,5 |
174,5±0,9 157-188 |
88,3±0,8 75-98 |
2008-2009 |
15,88±0,6 6-25 |
64,8±1,2 49- |
173,92±0,8 |
92,8±0,7 |
|
82 |
157-188 |
80-103 |
Все кадеты |
2007-2008 |
13,3±0,5** 7-25 |
63,2±0,9 44,0-82,5 |
172,8±0,6 157-188 |
90,3±0,6** 75-103 |
(15-17 лет) |
|
14,0±0,5 |
63,1±0,9 |
173,2±0,7 |
90,9±0,5 |
2008-2009 |
6-25 |
45-91,5 |
155-188 |
80-104 |
|
Школьники |
2007-2008 |
9,9±1,3 |
63,9±0,6 |
175,3±1,2 |
88,3±1,4 |
(15-17 лет) |
|
Физическая нагрузка составила за текущие годы у кадетов от 12,08±0,5 до 15,9±0,6 часов в неделю. Второкурсники текущего учебного года (2008 — 2009) занимаются спортом значительно больше первокурсников. По сравнению с прошлым годом их физическая нагрузка возросла с 13,9 до 15,9 часов в неделю. Большинство антропометрических показателей у кадет в возрасте 16 — 17 лет выше, чем у их младших товарищей. Школьники 10 — 11 классов (15 — 16 лет) достоверно более высокие, но ОГК у них достоверно меньшая (88,3 см), чем у кадетов (90,3 см).
В среднем вес кадет обоих курсов за последний период отклоняется от должного (ДВ) незначительно (9 — 3%). Следует отметить, что юноши 16 — 17 лет за период пребывания в КК достоверно увеличили массу тела (+3,1), но данный показатель следует рассматривать в индивидуальном порядке. (Этому посвящено приложение, которое в настоящей статье не публикуется — ред.)
Сравнение показателей развития школьников и кадетов показало наличие достоверных отличий по росту, ОГК и уровню физической нагрузки. Кадеты уступают школьникам в росте (М=172,8-175,3 см), но они шире в области грудной клетки (М=90,3-88,3 см). Это может косвенно свидетельствовать об их лучшем физическом развитии. Физическая нагрузка школьников ниже в среднем на 3,5 часа и составляет 10 часов в неделю. Но среди школьников встречаются юноши (31%), занимающиеся спортом 5 и менее часов неделю.
3.2. Индексы физического развития кадетов и школьников
Проведенные нами замеры основных антропометрических данных позволили рассчитать косвенные показатели уровня физического развития кадет и школьников. Данные об этих индексах, а также о пробе Генчи представлены в таблице 2.
В 2007 году по средним значениям индекса Пинье (ИП) кадеты 1 курса оцениваются как крепко сложенные (М=18,1), а телосложение второкурсников — как среднее (М=20,7). При этом следует учесть, что достоверных различий между ними не зарегистрировано. Индивидуальный анализ кадетов показал, что на 1 курсе 26% кадетов имеют очень крепкое телосложение (ИП<=10), 30% — слабое и очень слабое (ИП=>26). На 2 курсе 14% — очень крепко сложенных и 25% — слабо и очень слабо сложенных кадетов. По среднему показателю ИП всех кадетов можно отнести к группе с хорошим телосложением (ИП=16- 20). Телосложение школьников соответствует среднему типу (М=23,0 ± 2,5) и достоверно уступает таковому у кадетов. Количество кадетов в группах с хорошим, крепким и очень крепким телосложением возросло. Наиболее весомая прибавка (почти в три раза) в группе с хорошим телосложением. Одновременно происходит уменьшение количества кадетов в группах со средним, слабым и очень слабым телосложением.
Изученная группа |
Годы |
Индекс Пинье |
Индекс Б-Б, (%) |
Проба Генчи, (сек) |
т. Руфье— Диксона |
Проба М-К, (мин) |
|
2007- |
18,1±1,8 |
94,2±1,7 |
29,5±1,2 |
3,1±0,2 |
2,04±0,03 |
Кадеты 1 |
2008 |
-5-40,5 |
75,6-119,2 |
15,0-50,0 |
0,2-7,4 |
2-3 |
курса |
2008- |
21,98±1,32 |
91,1±1,23 |
30,84±1,06 |
3,5±0,4 |
2,52±0,13 |
|
2009 |
-8-37 |
77,4-114,86 |
15-47 |
-2,6-9,8 |
2-5 |
|
2007- |
20,7±1,6 |
97,3±1,5 |
41,2±3,7 |
|
2,3±0,1 |
Кадеты 2 |
2008 |
0,5-50,3 |
74,6-116,2 |
20,0-91,0 |
|
2-4 |
курса |
2008- |
16,3±1,45 |
97,03±1,4178,4- |
33,64±1,0820- |
3,0±0,2 |
2,04±0,03 |
|
2009 |
-5-41 |
123,0 |
55 |
0,2-7,4 |
2-3 |
|
2007- |
19,3±1,2** |
95,2±1,0 |
34,2±1,7 |
|
2,1±0,05** |
Все кадеты |
2008 |
-5-50,3 |
74,6-119,2 |
15,0-91,0 |
|
2-4 |
2008- |
19,1±1,0 |
94,1±1,0 |
32,2±0,8 |
|
2,3±0,1 |
|
|
||||||
|
2009 |
-8,0-41,0 |
77,4-123,1 |
15,0-55,0 |
|
2,0-5,0 |
Школь ники |
2007 2008 |
23,0±2,5 |
93,9±2,1 |
20,8±0,4 |
— |
3,2±0,2 |
Подтверждением сделанным выше выводам служат и значения индекса Брока-Бругша (ИББ). В среднем, вес кадетов обоих курсов в 2007 году незначительно отклонялся от должного (-4-6%). Была зарегистрирована группа кадетов с недостаточной плотностью тела (ИББ<80%). Их число на 1 курсе составило 11% и 4% на втором. Как правило, это кадеты, имеющие отставание по индексам Кетле, Пинье и ИМТ. Им необходимо обратить внимание на питание, физическую нагрузку и развитие мышечной массы. К осени 2008 года кадеты второго курса приблизили свои значения (М=97,3%) к 100 процентам, что соответствует оптимальному весу человека. Отмечено резкое (на 15,1%) снижение количества кадетов с отставанием от должного веса. Они переместились в группу с нормальным развитием (+13,8%) и развитием выше нормы (+1,3%).
Анализ результатов гипоксической пробы Генчи позволил сделать следующие заключения. Значения этого показателя у кадетов второго курса (41,8±3,7) в 2007 г. достоверно выше, чем у первого (29,5±1,2). По значениям пробы Генчи кадеты в целом оцениваются как развитые и спортивные. Отстающих (ПГ<20) по результатам пробы Генчи на 1 курсе — 6,5%, на 2 курсе таковых нет. В 2008 г. кадеты второго курса достоверно улучшили средние значения этого показателя с 29,5 с до 33,6 с, что составляет 12%. Анализ динамики по группам развития показал, что снизилось количество кадетов с низким (-5,1%) и средним уровнем дыхательной системы (-5,2%). Эти ребята достигли значений хорошего (30-40 сек) и спортивного (>40сек) уровней. Кадеты 15-16 лет (первокурсники) в текущем году по среднему значению пробы Генчи (30,8 сек) показали достоверно худшие значения, чем второкурсники (33,6 сек). Школьники уступают кадетам почти на 30%. Среднее значение пробы составило у них 20,8± 0,4 сек.
По скорости восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после нагрузки (индекс Мартине-Кушелевского) все кадеты показали высокие результаты (М=2,1±0,01 — 2,5±0,13 мин). Восстановление ЧСС происходило у большинства уже на второй, реже третьей минуте. В сравнении с ними школьники показали достоверно более низкие показатели (М=2,1-3,2). Многие из школьников (34,5%) восстанавливали ЧСС только к 4-5 минутам, что оценивается как неудовлетворительное состояние сердечно-сосудистой системы. В 2008 г. значения этого показателя у кадетов второго курса не изменились. Время восстановления ЧСС характеризует состояние сердечнососудистой системы как отличное.
Скорость восстановительных процессов по тесту Руфье-Диксона показала, что по средним значениям все кадеты обладают хорошими показателями (М = 3,0-3,5). Второкурсники текущего года незначительно улучшили этот показатель с предыдущего года. Индивидуальный анализ развития показал, что есть кадеты со средней трудоспособностью (значения = 6-8). На втором курсе их число составило 4% (2 чел из 50 изученных), а на первом 8%. В этой группе отмечены 2 случая со слабой скоростью восстановления ЧСС, т. е. значения теста Ру- фье-Диксона составило более 8 единиц. За изученный период отмечено незначительное снижение количества кадетов со средним (-0,3%) и хорошим (-4,4%) уровнем развития сердечно-сосудистой системы и возрастанием (+4,7%) количества кадетов со спортивным уровнем.
В целом, анализ индексов и проб, оценивающих уровень физического развития, показал, что большинство кадетов хорошо сложено. Доля таких кадетов составляет примерно 45%. При этом по значениям разных индексов, от 4 до 15% кадет имеют недостаточную массу тела. Динамика этого показателя положительная. Кадеты второго курса обладают более развитой (+10%) дыхательной системой по сравнению с тем, что мы наблюдали в прошлом году. Скорость восстановления частоты сердечных сокращений у значительного большинства кадетов (97,5%) ограничивается 2-3 минутами и оценивается на «хорошо» и «отлично». По этому показателю 34,5% школьников имеют неудовлетворительное состояние. Кроме этого, школьники имеют достоверно меньшие значения показателя по индексу Пинье и оцениваются как средне сложенные.
3. 3. Показатели физической подготовки
и гармоничность развития
В 2008 г. по рекомендации ученых кафедры физиологии Кемеровского госуниверситета были проведены исследования гармоничности развития кадетов. Результаты исследований представлены в таблице 3.
Изученная группа |
Бег 1000 м |
Бег 100 м |
Подтягивание |
Динамометрия |
1 Курс |
3,34±0,04 |
13,94±0,11 |
13,2±0,64 |
39,84±0,9 |
2 курс |
3,19±0,02* |
13,53±0,10* |
15,88±0,57* |
41,36±0,8* |
Первокурсники достоверно уступают кадетам второго курса по спортивным показателям. Второкурсники быстрее бегают, больше подтягиваются и сила кисти у них незначительно больше.
Анализ гармоничности развития кадет 2007-2008 учебного года представлен на рис 3.
Гармоничность развития кадет
Рис 2. Гармоничность развития кадет (2008 год).
Согласно нашим данным, у кадетов встречаются все шесть групп качественного развития. Четвертая группа, соответствующая дисгармонии с акселерацией, представительна более других. К ней относится 36% первокурсников и 48 % второкурсников. Для первокурсников более характерно гармоничное развитие — 5 группа, в которую вошли 32% кадетов. Второкурсников здесь почти в 2 раза меньше. Шесть человек на втором курсе относятся к дисгармоничному типу (6 группа).
3. 4. Корреляционный анализ данных
Для выявления наиболее значимых и важных показателей уровня физического развития мы провели корреляционный анализ. Важное значение в этом анализе мы придавали обнаружению достоверных связей между средним (r=30-50%) и высоким (r>50%) уровнями. Нам необходимо было выяснить, есть ли значимая связь между уровнем физической нагрузки и показателями развития. Кроме этого, можно выяснить, какой из критериев дублирует другие, чтобы отказаться от лишнего. Результаты корреляционного анализа 2007 г. представлены в таблице 4.
Показатели |
Физ. нагрузка |
Рост |
Вес |
ОГК |
Проба Генчи |
Инд. Кетле |
Инд. Пинье |
Инд. Б-Б |
Проба М-К |
Рост |
-0,04 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Вес |
0,09 |
0,54 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ОГК |
0,45 |
0,27 |
0,68 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
Проба Генчи |
0,21 |
0,11 |
0,03 |
-0,07 |
1 |
– |
– |
– |
– |
Инд. Кетле |
0,12 |
0,35 |
0,98 |
0,69 |
0,00 |
1 |
– |
– |
– |
Инд. Пинье |
-0,3 2 |
-0,06 |
-0,81 |
-0,88 |
0,06 |
-0,89 |
1 |
– |
– |
Инд. Б-Б |
-0,0 2 |
0,94 |
0,60 |
0,36 |
0,07 |
0,43 |
-0,18 |
1 |
– |
Проба М-К |
0,13 |
0,13 |
0,89 |
0,63 |
-0,01 |
0,96 |
-0,89 |
0,17 |
1 |
ИМТ |
-0,17 |
0,23 |
0,08 |
-0,34 |
0,50 |
0,02 |
0,23 |
0,20 |
-0,02 |
Согласно полученным данным, показатель физической нагрузки не связан с большинством антропометрических данных и индексами развития. Отмечена только средняя связь (r=0,45%) с ОКГ и слабая — с индексом Пинье. Ни с одним из показателей не коррелирует проба Генчи, что свидетельствует о ее независимости от морфологических и физиологических признаков. На значения пробы Мартинэ- Кушелевского оказывают прямое влияние такие характеристики, как вес (r=0,89) и ОГК (r=0,63). Это свидетельствует о сильном влиянии веса и ОГК на скорость восстановления ЧСС после нагрузки. Индексы плотности телосложения (Пинье и Кетле) сильно связаны с пробой Мартинэ-Кушелевского (r= -0,96; -0,89). Они также тесно взаимосвязаны (r = 0,89), поэтому от одного из них в дальнейших исследованиях можно отказаться. Вероятно, следует отказаться от индекса Кетле. Отсутствие значимых связей между всеми изучаемыми показателями и индексом массы тела (ИМТ) свидетельствует о его некорректности в оценке физического развития и требует дальнейшей проверки.
В 2008 г. был осуществлен более полный анализ связей между изучаемыми признаками (таблица 5).
Показатели |
физ. нагрузка |
рост |
вес |
ОГК |
проба Генчи |
инд. Пинье |
инд. Б-Б |
инд М-К |
т. Р- Д |
Дина- момет рия |
1000м |
100м |
рост |
-0.08 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вес |
-0,01 |
0.76 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ОГК |
0.18 |
0.46 |
0.74 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
проба Генчи |
0.42 |
0.20 |
0.21 |
0.29 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
инд. Пинье |
-0.13 |
-0.27 |
-0.79 |
-0.89 |
-0.21 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
инд. Б- Б |
0.10 |
0.25 |
0.79 |
0.72 |
0.14 |
-0.93 |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
инд М- К |
-0.13 |
-0.07 |
0.01 |
-0.07 |
-0.15 |
-0.01 |
0.01 |
1 |
– |
– |
– |
– |
тест Р- Д |
-0.18 |
-0.03 |
-0.07 |
0.00 |
-0.19 |
0.05 |
-0.11 |
0.61 |
1 |
– |
– |
– |
Динам- рия |
0.15 |
0.44 |
0.53 |
0.54 |
0.26 |
-0.46 |
0.38 |
-0.03 |
-0.02 |
1 |
– |
– |
1000м |
-0.16 |
-0.08 |
0.01 |
-0.15 |
-0.01 |
0.01 |
-0.01 |
0.21 |
-0.01 |
-0.11 |
1 |
|
100м |
-0.14 |
-0.15 |
-0.07 |
-0.27 |
-0.10 |
0.10 |
-0.06 |
0.32 |
0.01 |
-0.19 |
0.57 |
1 |
Подтяг. |
0.38 |
-0.22 |
-0.27 |
0.05 |
0.08 |
0.07 |
-0.13 |
-0.12 |
-0.03 |
0.10 |
-0.44 |
-0.48 |
К числу наиболее важных наблюдений следует отнести следующее. Наибольшее количество достоверных связей в 2008 г. наблюдалось у показателя силы сжатия кисти — динамометрии. Она образует положительные связи средней и высокой силы с ростом, весом, ОГК, индексом Брока-Бругша и отрицательную с индексом Пинье. На развитие дыхательной системы (проба Генчи) прямое влияние оказывают физическая нагрузка (r= 0,42), с ней слабей связаны рост, вес, ОГК и динамометрия. Связи с последними показателями варьируют в пределах 0,20 — 0,29 единиц. На количество подтягиваний прямо влияет физическая нагрузка (r =0,38). Вероятно, что больше подтягиваются испытуемые с меньшим ростом (г=-0.22) и весом(г=-0.27). а также медленнее бегающие на 100 (r =0,48) и 1000 (r=-0,44) метров. Но для подтверждения таких наблюдений потребуются дальнейшие исследования.
Выводы
1. Анализ литературы показал, что уровень физического развития человека оценивается множеством показателей. К их числу относятся антропометрические, дыхательные и сердечно-сосудистые показатели, а также рассчитываемые на их основе индексы.
2. Занимаясь спортом примерно равное количество часов в неделю, кадеты первого курса, в отличие от второго, имеют достоверно более низкие значения роста и веса, но большие размеры окружности грудной клетки.
3. Анализ индексов и проб показал, что большинство кадетов хорошо сложены, но имеют слегка избыточную массу тела. Количество таких кадетов примерно 47%. При этом от 4 до 15% кадет имеют недостаточную массу тела. Достоверные отличия между первым и вторым курсом отмечены только по значениям пробы Генчи. Скорость восстановления частоты сердечных сокращений у значительного большинства кадетов (97,5%) ограничивается 2-3 минутами и оценивается на «хорошо» и «отлично».
4. Физическая нагрузка школьников ниже, чем у кадетов в среднем на 3,5 часа и составляет около 10 часов в неделю. Телосложение школьников соответствует среднему типу (ИП=23,0±2,5) и достоверно уступает аналогичному у кадетов (ИП=19,3±1,2), которые оцениваются как «хорошо сложенные». У школьников отмечено худшее значение скорости восстановления ЧСС.
5. По сравнению с прошлым годом кадеты улучшили показатели пробы Генчи (12%).
6. Корреляционный анализ показал наличие связей высокого уровня между пробой Мартинэ-Кушелевского, весом (r=0,85) и ОГК (r=0,65). Тесная связь (r=0,89) между индексами Пинье и Кетле, а также их общая направленность (оценивают плотность телосложения) позволяет в дальнейшем пренебречь одним. По нашим данным, это может быть индекс Кетле.
Список источников литературы:
1. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовки. / Ланда Б. Х. // М.: Советский спорт, 2006. — С. 208.
2. Куртев, С. Г. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины. [Текст]/ С. Г. Куртев, С. И. Еремеев, Л. А. Лазарева, И. А. Куз- нецова//Омск: Сибирский государственный университет физической физкультуры и спорта, 2003. -124с.
3. Липатов, П. И., Основы антропологии с элементами генетики человека. [Текст]/Липатов П. И., Липатова Л. Н. // Человек и его здоровье № 41. — 2003 — С. 14-19.
4. Горст, Н. А. Морфофункциональные и нейродинамические основы биологической индивидуальности. [Текст]/ Горст Н. А. //Автореферат докторской диссертации. — Астрахань, 2006. — 43с.
5 Шилов, Д. А. Совершенствование системы охраны здоровья школьников. [Текст]/ Шилов Д. А. //Основы безопасности жизнедеятельности. М.: — 1998. — № 6. — С. 34-45.
6. Галиахметов, И. Р. Комплексный педагогический мониторинг качества образования. [Текст]/ Галиахметов И. Р., Каюмов М. К., Ланда Б. Х. // Национальные проекты. М.:— 2006. — № 4. — С. 41-45.
7. www. my. samara.ru/builder/files/pohudey/c_60686/18047. doc
8 www. fio. novgorod.ru/projects/Project1717/cetle. htm — 5k
9. Директива ГВМУ МО РФ № 161/ДМ14 от 7 мая 1996 года.
10. Эльбаев, А. Д. Акупунктура. / Эльбаев, А. Д. /Курск, 1996. — С. 76-123.
11. Анохин, Г. И. Определение структуры физической подготовленности студентов морских специальностей. [Текст]/ Анохин Г. И., Бондарев Д. В. // Сборник научных трудов Севастопольского национального технического университета. Севастополь, 2003. — С.133-138.
12. Заикина, Е. А. Самодиагностика состояния здоровья. [Текст]/ Заикина Е. А.// Изд-во 1 сентября. — Биология. — №19, 2006. — С. 10-13.
13. Панферов, В. А., Ефремова, Г. В. Методические указания к практическим занятиям по физиологии спорта. [Текст]/ Панферов В. А., Ефремова Г. В. /Кемеровский госуниверситет. Кемерово, 2000. – 47с.
14. Лакин, Г.Ф., Биометрия. [Текст]/ Лакин Г. Ф. / М.: Высшая школа, 1980. — 293с.
Евгений Павлович Саранчин,
старший преподаватель, кандидат биологических наук
Наталья Валерьевна Саранчина, Александр Владимирович Грешилов
ГОУ — Кадетский корпус радиоэлектроники (ККРЭ), город Кемерово