Традиции и новации в развитии женского образования
Важным фактором участия женщин в общественной, культурной, политической жизни является получение ими образования.
Возможности обучения девушек в нашем крае возросли с открытием уездного женского училища в г. Усть-Сысольске (1858 г.). Его назначение заключалось в том, чтобы «сообщать ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства». Инициатива в его открытии принадлежала купцу И.Н. Забоеву, мечтавшему видеть «мать-зырянку грамотной».
В составе учениц преобладали дочери мещан. Имел место отсев учащихся из-за неуспеваемости, либо по воле родителей. «Вологодские губернские ведомости» сообщали, что «зыряне охотно отдают своих дочерей, но считают излишним полный курс наук: как только дети приобретают необходимые познания в рукоделии, научатся порядочно читать и писать, родители их забирают».
Уездное женское училище было преобразовано в прогимназию (1870 г.), которая стала гимназией в 1909 г., а с 1910 г. в ее названии появилось слово «Александринская» в честь императрицы Александры Федоровны. В Усть-Сысольской женской гимназии получили образование 185 человек, из них звание домашней учительницы — 122. В 1918 г. гимназия была преобразована в советскую школу второй ступени.
Женские учебные заведения сами явились важными составными элементами культурной среды Коми. В то же время их деятельность способствовала формированию и развитию культуры среди населения. Преподаватели и гимназистки участвовали в культурных мероприятиях города (постановка спектаклей, проведение благотворительных лотерей, торжеств по поводу юбилейных дат России и др.). Преподавательский состав и выпускницы гимназии входили в состав немногочисленной интеллигенции края. Многие из выпускниц занимались преподавательской деятельностью, среди них были архитекторы, авторы детских книг на языке коми, общественные и политические деятели. Гимназия способствовала получению девушками профессии учителя на территории края.
Как отмечалось в одном из отчетов, ученицы «в большинстве своем были местными уроженками и плохо владели русской речью», поэтому в училище особое внимание уделялось изучению русского языка. Именно в учебных заведениях происходило практическое овладение русским языком, что способствовало получению девушками коми дальнейшего образования и за пределами региона.
Развитие женского образования в крае явилось результатом объединения усилий государства, земства, городской думы, частных лиц. Плату за обучение девушек в гимназии и прогимназии в ряде случаев вносили земство и городская дума, но основной источник финансирования заведений составляло государство. Земство выделяло стипендии особо нуждающимся, содержало общежитие при гимназии. Именно в женской прогимназии возникло одно из первых благотворительных обществ — Общество вспомоществования нуждающимся учащимся, которое продолжило свою деятельность и в женской гимназии.
Развитие женского образования в крае имело свои особенности. Отсутствовали частные учебные заведения. Женские средние учебные заведения в нашем крае появились раньше, чем аналогичные мужские. В составе гимназисток преобладали дочери крестьян и мещан.
Важную роль в подготовке преподавателей, в том числе и для женских учебных заведений края, играл Санкт-Петербургский учебный округ. Его выпускники работали в гимназии и других учебных заведениях.
Оценивая развитие дореволюционного женского образования в Коми, следует признать, что значительная часть девушек не получала образования в силу экономических причин. В то же время деятельность учебных заведений способствовала увеличению численности учащихся.
В 1992 г. в Сыктывкаре была открыта вечерняя женская гимназия — инновационное негосударственное учебное заведение, осуществлявшее дополнительное к государственному стандарту специальное обучение и воспитание девочек. В 1994 г. женская гимназия стала государственным учебным заведением при Главе администрации г. Сыктывкара. Женская гимназия — единственная в республике.
В деятельности гимназий имеются общие черты. Особое внимание обращалось и обращается на формирование духовности девушек, в дальнейшем матерей семейств, которым самим в будущем предстоит воспитывать в детях чувство Гражданина, любви к Отечеству. Сохраняются традиции, заложенные еще в дореволюционный период (ведется благотворительная деятельность, работает Попечительский совет, поддерживаются малоимущие гимназистки, обучение ведется не только общеобразовательным предметам, но и танцам, прикладному искусству). В настоящее время введены новые предметы: информатика, экономика, право и др., что повышает конкурентоспособность выпускниц гимназии на рынке труда.
Стратегическая цель образования в гимназии — раскрыть интеллектуальные творческие способности и нравственный потенциал каждой ученицы. Главная задача — помочь ученицам в самоопределении, формировании активной позиции. Нынешним гимназисткам предстоит усвоить роль женщины в современном обществе.
Реализация стратегической цели призвана обеспечить адаптацию девушек к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, жизни в правовом обществе. Достижение цели обеспечивает решение тактических задач:
Задача 1. Создание условий для занятий учащихся по дополнительным образовательным программам.
В гимназии обеспечивается дополнительная (углубленная) подготовка по предметам гуманитарного профиля, предусматривающая филологическое образование, духовное и нравственное развитие личности.
Элективные курсы обеспечивают повышенный уровень освоения базового предмета — литературы, служат формированию умений и способов деятельности, способствуют удовлетворению познавательных интересов и обеспечивают условия для нравственного самосовершенствования.
Дополнительное изучение иностранных языков способствует формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, постижению культуры других народов. Изучение коми языка (разговорного) воспитывает любовь к родному краю, культуре, языку коренного населения республики.
Задача 2. Дополнительные платные образовательные услуги.
Система дополнительного образования гимназисток выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и профилактическую функцию. Каждой гимназистке предоставлена возможность заниматься любимым делом в одном-двух клубах, студиях, кружках. Дополнительным образованием охвачено 100% гимназисток. В рамках дополнительного образования разрабатываются и внедряются новые технологии обучения. Дополнительные образовательные программы реализуются по следующим направленностям: художественно-эстетической; физкультурно-спортивной; социально-педагогической; культурологической.
Программы дополнительного образования дифференцированы по возрастным группам и интересам. Преподавать курсу приглашаются специалисты из высших и профессиональных учебных заведений. Система дополнительного образования предусматривает проведение традиционных мероприятий: посвящения в гимназистки «Зажги свою свечу»; музыкальных гостиных; стилизованных балов при свечах; конкурсов бального танца, «Мисс гимназия», «Варвара краса — длинная коса»; участия в городских смотрах-конкурсах «Юное дарование», «Одаренные дети»; вечеров поэзии; заседаний клуба «Умница»; презентаций исследовательских проектов гимназисток; участия во всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «КИТ»; участия в конкурсах исследовательских работ «Шаг в будущее», «Письмо другу»; выездов в другие женские гимназии России; выездов по историческим местам (Дивеевский монастырь, монастыри и храмы Республики Коми); участия в фестивале юных вокалистов им. Ольги Соснов- ской, «Юный виртуоз» и др.
В гимназии реализуются программы для детей с особыми образовательными потребностями. Например, для одаренных детей, имеющих проблемы со здоровьем. Девочки, имеющие проблемы со здоровьем, учатся по индивидуальным учебным планам.
Организована довузовская подготовка, учебно-исследовательская деятельность, установлены прочные контакты с ВУЗами для обеспечения непрерывного общеобразовательного процесса (ученик- абитуриент-студент). Имеются соглашения с руководством ВУЗов о довузовской подготовке и прохождении студентами практики, привлекаются преподаватели высшей школы и к работе по методическому сопровождению образовательного процесса.
Каковы результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования? Активную внеурочную деятельность и наличие дополнительных образовательных услуг мы считаем важными условиями полноценного образовательного процесса, обеспечивающего личностное развитие детей. У нас обеспечивается разнообразие образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам гимназисток.
Каковы основные условия реализации внеурочной деятельности? Главное условие — разнообразие программ дополнительного образования. Программы дополнительного образования составляются с учетом мнения учениц и их родителей.
Сейчас для учеников всех классов работает интернет-клуб, кружок ритмики, студия бального танца, преподается второй иностранный язык (французский), а также английский язык (дополнительная подготовка), студия хорового пения, есть клуб «Умницы», кружок «мировая художественная культура», словесности.
В 5-7 классах ведется работа по информатике, этикету, психологический тренинг общения, занятия по основам православной культуры, по основам парикмахерского дела.
В 8-10 классах вводятся основы макияжа, и работает клуб «Рукодельница».
В 9-11 классах идет подготовка к ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, математика, биология, химия, обществознание, география, история.
В 11 классе открываются подготовительные курсы в ВУЗы по предметам: английский язык, литература, русский язык.
Программа развития дополнительного образования является частью общей программы развития гимназии и направлена на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей, населения и организаций г. Сыктывкара и на насыщение рынка образовательных услуг в городе.
Судьбы современных гимназисток складываются по-разному. Подавляющее большинство из них получают высшее образование. Возможности выбора профессии в настоящее время значительно расширились, среди выпускниц гимназии — экономисты, юристы, социальные работники, врачи, психологи, учителя.
Гимназия активно сотрудничает с женскими организациями: Женской палатой, Союзом женщин Республики Коми. Традицией стало проведение на базе гимназии конференций по различным проблемам женского движения и образования.
Ольга Евтихеевна Бондаренко, доцент Сыктывкарского государственного университета, кандидат исторических наук;
Валентина Васильевна Кулимова, директор МОУ «Женская гимназия», Заслуженный работник Республики Коми, Почетный работник общего образования Российской Федерации.