Раздельное обучение: в начале пути
О раздельно-параллельном обучении мы слышали немало, и чем больше мы вникали в историю вопроса, тем интереснее и актуальнее он казался. В чем его суть? Почему когда-то оно было повсеместным, потом о нем забыли, и вот снова заговорили? Поводом обратиться к этой системе обучения стал анализ состояния здоровья учащихся. Кроме того, хотелось привнести в нашу работу новую струю. А тут пришло и приглашение принять участие во Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» (декабрь 2005, Москва), в повестке дня которого стоял вопрос о раздельно-параллельном обучении. Специально к форуму вышел трехтомник с наработками по этому вопросу, где приводились убедительные доводы в пользу такого обучения.
На педсовете коллегам было предложено освоить новую для нас систему. Все горячо поддержали эту идею. Было решено открыть два класса — девочек и мальчиков и один смешанный — для чистоты эксперимента.
Каждому участнику московского форума был вручен фильм «Спасем детей — спасем Россию». Он был показан на общешкольном родительском собрании и произвел большое впечатление. Заручившись родительской поддержкой, мы всерьез начали подготовку. Нужно сказать большое спасибо завучу Ларисе Николаевне Тарасовой, она взяла на себя основной груз ответственности — встречалась с родителями, готовила общешкольное собрание. Подготовительные занятия с шестилетками проводились уже раздельно.
Принципиально важным было правильно подобрать учителей, особенно в класс мальчиков. Выбор пал на Ирину Николаевну Шерстобитову, воспитавшую сына, знающую мальчишескую психологию.
На форуме прозвучала такая цифра: в России в среднем на 100 детей приходится 172 заболевания. У нас в школе это соотношение 100 на 162. Показатель вроде бы лучше, но это не повод успокаиваться. Мониторинг результатов обучения и состояния здоровья учащихся у нас проводится регулярно. Прибавилось работы школьному фельдшеру, которая проводит диагностику состояния здоровья мальчиков и девочек, отслеживает изменения в росте и весе учащихся.
И вот наша школа уже третий учебный год является экспериментальной муниципальной площадкой по теме «Раздельно-параллельное обучение как механизм здоровьесбережения». С 2006-2007 учебного года в школе обучаются три параллели таких классов.
Цель: создать новые условия процесса обучения, отвечающие гендерным психофизиологическим особенностям детей, способствующие гармоничному личностному развитию учащихся.
Задачи:
- Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
- Сформировать у школьников необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
- Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Осуществлять воспитательный процесс с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.
Направления работы:
• организация учебного процесса,
• организация воспитательного процесса,
• организация работы с родителями,
• медицинское сопровождение,
• психологическое сопровождение.
В течение всего учебного года отслеживались результаты контрольных срезов по всем предметам, успеваемость по четвертям и итогам года. При 100 % успеваемости за год в третьих классах, показатели качества в 3 «А» классе мальчиков — 63 %, в 3 «Б» классе девочек — 92%, в 3 «В» смешанном классе — 50%; показатели степени обученности в 3 «А» классе мальчиков — 54%, в 3 «Б» классе девочек — 75%, в 3 «В» смешанном классе — 54%. Показатели качества и СОК выше в классах раздельного обучения.
Большое внимание уделяется воспитательной работе. У мальчиков учителя стремятся сформировать смелость, волю, силу духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, особая роль отводится физическому воспитанию. Для девочек главное — нежность, женственность, трудолюбие. Проводятся и совместные воспитательные мероприятия, на которых мальчики и девочки учатся общаться.
Самое ценное у человека — жизнь, а самое ценное в жизни — здоровье. Об этом не надо забывать родителям будущих первоклассников, когда они решают, какую школу или какую программу выбрать для обучения своих детей.
Приложение
Сводная ведомость учёта роста и веса учащихся за 2008-2009 учебный год. 3 классы.
Рост (см) |
3 а мальчики (Шерстобитова И. Н.) |
3б девочки (Королевская С. Г.) |
3в смешанный (Тихонова Ю. В) |
||||||
|
Сент. |
Янв. |
Май. |
Сент. |
Янв. |
Май. |
Сент. |
Янв. |
Май. |
Средний показатель (мальчики) |
134,7 |
135 |
138,1 |
|
|
|
138 |
139,3 |
141,7 |
|
+1,3 |
+3,5 |
|
|
|
|
+1,3 |
+3,4 |
|
Средний показатель (девочки) |
|
|
|
137,5 |
139,3 |
141 |
134,8 |
136,6 |
137,2 |
|
|
|
|
+1,8 |
+3,5 |
|
2,2 |
+2,4 |
|
Вес(кг) |
3а |
3б |
3в |
||||||
|
Сент. |
Янв. |
Май. |
Сент. |
Янв. |
Май. |
Сент. |
Янв. |
Май. |
Средний показатель (мальчики) |
29,1 |
29 |
31,5 |
|
|
|
30,8 |
30,0 |
33,6 |
|
-0,1 |
+2,4 |
|
|
|
|
-0,8 |
+3,6 |
|
Средний показатель (девочки) |
|
|
|
31,3 |
32,7 |
33,3 |
30,7 |
30,6 |
34 |
|
|
|
|
+1,4 |
+2,0 |
|
-0,1 |
+3,3 |
Успеваемость учащихся в классах раздельно-параллельного обучения за 2008-2009 уч. год. 3а класс (мальчики).
Ф. И. О. учащегося |
Русск. язык |
Чтение |
Матем. |
Окр. мир |
Англ. яз. |
Изо |
Тр |
Физ.ра |
Музыка |
Средн. бал |
3,7 |
4,3 |
3,8 |
4,0 |
3,9 |
4,4 |
4,4 |
4,9 |
4,4 |
Наталья Николаевна Зобнина, директор школы, член- корреспондент Международной Академии Общественных Наук Наталья Витальевна Нарушева, заместитель директора по УВР.
МОУ «СОШ № 18 г. Новотроицка Оренбургской области»,