Некоторые особенности учебной мотивации в классах мальчиков и девочек при раздельно-параллельном обучении
В нашем лицее с 2005 года введено раздельно-параллельное обучение. Самые старшие лицеисты раздельно-параллельного обучения — семи-восьмиклассники.
Для диагностики учебной мотивации в этих классах был применен опросник кемеровского психолога гимназии № 42 Евгении Лепешковой, опубликованный в газете «Первое сентября»1.
С помощью данного опросника мы надеялись выяснить, что мотивирует учащихся в их учебной деятельности, каковы особенности учебной мотивации в классах мальчиков и девочек.
Результаты исследования отражены в таблице, где в соответствии с методикой вычислен средний балл в классе по каждому предложенному мотиву (см. Таблица 1).
Анализ результатов выявил следующую картину. В классах мальчиков и девочек наиболее значимым является мотив осознания социальной необходимости учебы. Преобладание этого мотива, с одной стороны, может свидетельствовать о влиянии ближайшего социума, с другой стороны, о целенаправленной работе со стороны педагогического коллектива. Несколько ниже показатель этого мотива у мальчиков седьмого класса.
Во всех классах значимым мотивом является также мотив одобрения и подкрепления со стороны родителей, хотя традиционно считается, что влияние родителей на ребенка в подростковом возрасте сильно ослабевает. Но именно поддержка родителями представлений о значимости и престижности учебы, поощрение и вера в своего ребенка стала одним из основных мотивов наших лицеистов. Подросткам очень важно, чтобы родители в первую очередь замечали их успехи.
4а — одобрение одноклассников
4б — одобрение педагогов
4в — одобрение родителей
8 — внеучебная школьная мотивация
9 — мотив самореализации
шкалы мотивов класс |
1а |
1б |
2 |
3 |
4а |
4б |
4в |
5а |
5б |
6 |
7 |
8 |
9 |
7а (девочки) |
1,4 |
1,8 |
2,1 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
2,1 |
1,7 |
1,4 |
2,7 |
1,9 |
0,8 |
2,1 |
8 а (девочки) |
1,5 |
2 |
2 |
2,0 |
1,5 |
1,7 |
2,3 |
2 |
1,7 |
2,9 |
1,8 |
0,8 |
2,1 |
8в(мальчики) |
1,5 |
2,1 |
1,9 |
1,5 |
1 |
0,8 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
2,7 |
1,6 |
0,8 |
1,6 |
7б (мальчики) |
1,5 |
1,9 |
1,6 |
1,5 |
1,2 |
1,6 |
2,2 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
1,2 |
1,2 |
Мотив одобрения со стороны школы, учителей не является ведущим ни в одном из классов. Самый низкий показатель — у мальчиков 8 класса. Объяснение этому видится именно в гендерном аспекте — в мужской самодостаточности и независимости. Это подтверждает и тот факт, что в классах девочек потребность в одобрении как со стороны школы, так и со стороны родителей выше, чем в классах мальчиков. Для девочек также более значимым оказался мотив наказания, правда, именно со стороны школы.
Неожиданно не очень высоким оказался мотив общения (исключения составил по-прежнему 7 класс мальчиков). Он не вошел в число ведущих мотивов, хотя именно общение, как принято считать, является ведущей деятельностью в данном возрасте.
В связи с этим, учителям лицея, работающим в классах раздельнопараллельного обучения, было рекомендовано разнообразить формы и методы как урочной, так и внеклассной деятельности в сторону демократизации отношений учитель-ученик, ученик-ученик, а также расширять сферу совместной деятельности мальчиков и девочек.
Замечен тот факт, что у девочек-лицеисток мотивация достижения успеха в учебной деятельности гораздо выше, нежели у мальчиков. А если учесть, что мотив самореализации в учебе у девочек также является ведущим и более высокий, чем у мальчиков, то можно с определенной долей уверенности говорить о том, что на данном возрастном этапе для мальчиков учеба не является основной сферой самореализации. Для этого они предпочитают находить другие области — занятие спортом, освоение компьютера и т. п.
В то же время одним из значимых мотивов во всех обследуемых классах является мотив познавательный. Мы считаем, что данный показатель во многом обусловлен совместными усилиями родителей и педагогов, и хочется верить правильно выбранной стратегией обучения.
Неслучайность этих показателей подтверждают низкие показатели по шкале «внеучебная школьная мотивация». Лишь в одном классе (7 «Б», мальчики) этот показатель достаточно высок. Именно в этом классе учащиеся больше ориентированы на внеурочные мероприятия.
В то же время показатель престижности учёбы в классах не является высоким. С одной стороны, это можно объяснить возрастными особенностями учащихся и нормами классного коллектива, с другой стороны — это свидетельствует о нереализованном потенциале для повышения учебной мотивации.
Данные проведенного исследования не претендуют на установление закономерностей, они являются лишь отражением конкретной ситуации в конкретных классах. Каждый школьный класс своеобразен, имеет свое «лицо», которое во многом определяется индивидуальными, возрастными, а в условиях раздельно-параллельного обучения и гендерными особенностями.
Конечно, знание этих особенностей дает возможность влиять на активные механизмы в данной группе с целью повышения эффективности учебного процесса.
Обобщая полученные данные, отмечаем, что в целом у девочек более широкая палитра значимых мотивов, они более чувствительны и к поощрению, и к порицанию; в учебной деятельности более ориентированы на достижение успеха, и как следствие — у них более ярко выражен познавательный интерес к учебе. В свою очередь мальчиков больше привлекает внеурочная деятельность, они более избирательны в выборе предпочитаемых предметов, ориентируются в первую очередь на свои интересы. Мальчики также менее зависимы от внешних оценок их учебной деятельности.
1 № 3, февраль, 2007 г .
Марина Леонидовна Шмырева, педагог-психолог
МОУ «Лицей №22 города Белово»,