Вспомним о пророке в своём отечестве
СЛЫШАЛИ, ПРОФЕССОРА МЕДИЦИНЫ В. Ф. БАЗАРНОГО ПРИГЛАШАЛИ ПОРАБОТАТЬ НЕ ТО В США, НЕ ТО В КАНАДУ! ПОКА ОН ОТ ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТКАЗАЛСЯ. ЗДЕСЬ РАБОТЫ ДОСТАТОЧНО. ВСЕ БОЛЬШЕЕ И БОЛЬШЕЕ ПРИЗНАНИЕ В СОЮЗЕ НАХОДИТ ЕГО МЕТОДИКА УКРЕПЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ДА И ВООБЩЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЯ. КАК ПРИВЫЧНО УБАЮКИВАЮТ НАС ЭТИ СЛОВА: «ВСЕ БОЛЬШЕЕ И БОЛЬШЕЕ ПРИЗНАНИЕ…» ЧТО ЖЕ ЗА НИМИ! НЕ БУДЕМ ВЫЯСНЯТЬ ЧИСЛО СТОРОННИКОВ БАЗАРНОГО В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ. ПОИЩЕМ ИХ В НАШЕМ ГОРОДЕ, ВЕДЬ СТРАНИЦЫ «ПАНОРАМЫ» ГОД НАЗАД ПЕСТРЕЛИ «ПРОРОЧЕСКИМИ ЗАГОЛОВКАМИ». «ЗА» БЫЛИ МНОГИЕ.
Дети подготовительной группы детского сада № 21 сидели на стульчиках в шахматном порядке. Воспитательница Лидия Ивановна Нерваль, постоянно находясь в движении, показывала им картинки. Очень мелкие, размером 1—1,5 сантиметра. Шло занятие по методике Базарного.
Я со своей «галерки» ровным счетом ничего не видела. Дети, видевшие на один метр от меня ближе к воспитателю, бойко называли предметы, классифицировали их по признакам, считали. Так же бойко они читали мелко написанные названия предметов, расположенные на стенах.
По этой методике группа занимается второй год. Вот данные обследования зрения детей на начало 1989—90 учебного года (до работы «по Базарному»): из 24 человек пятеро имели 1, трое — 0,3, у остальных зрение было еще ниже. Согласитесь, статистика страшная. Что же наблюдается после года работы? У всех детей зрение стало выше. Улучшилось оно в среднем в 1,5—1,8 раза. Ни у одного ребенка не произошло снижения зрения. А у одного мальчика показатель составляет 2 единицы. Фантастика, скажете? Результаты действительно превзошли все ожидания. Они еще раз доказали, насколько не изучены возможности человека.
Плюс ко всему педагоги отмечают повышение умственной активности детей в два— три раза, изменение их стиля общения: дети стали раскрепощение, практически не конфликтуют между собой, оказывают друг другу помощь. Укрепилось здоровье детей. В прошлом году экспериментальные группы по 8—10 месяцев проработали без заболеваемости. Если сравнить с обычными группами, то у них самый высокий показатель — три—четыре месяца.
Все это достигнуто благодаря трем дополнительным занятиям в неделю, на одном из которых дети подготовительных групп учатся писать обыкновенной перьевой ручкой с чернилами.
Дети поначалу выводят элементы букв, а потом и сами буквы, слова. К концу пребывания в старшей группе все читали по слогам, в подготовительной, кроме «пришлых», все читают бегло. На этих и обычных занятиях используют конторки. Половина группы работает за ними, стоя на ковриках с резиновыми шипами, потом меняются местами.
Я интересовалась у детей, нравятся ли им эти занятия. Ответили утвердительно.
Собственно говоря, этот интерес, да еще достигнутые результаты и заставляют воспитателей добровольно взваливать на себя дополнительные обязанности. Ведь поощрение за них — только моральное. Это обстоятельство, по-видимому, и объясняет ту ситуацию, что довольно простая методика, не требующая колоссальных затрат и дающая поразительные результаты, до сих пор нашла применение только в отдельных группах детских садов да в школе № 173. Можно еще долго рассуждать о феноменальных способностях советского народа и не воспринимать простые, понятные и нужные всем вещи. Поможет ли это? Здоровье детей в опасности. Нельзя полагаться только на энтузиазм одиночек.
О.ВАРАКСИНА.
Школа и сады – главные звенья в профилактике аномалий развития зрения