Здоровьеразвивающее обучение в школе. Проблемы. Пути решения
Международный симпозиум «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12 – 15 октября 2010 г.)
Секция № 3
«Учебно-воспитательный процесс на базе здоровьеразвивающей педагогики. Плюсы и минусы электронного обучения»
(13 октября 2010 г)
Гармаш Владимир Юрьевич (Директор ГОУ СОШ (лаборатории) №760 им. А.П. Маресьева Департамента образования г. Москвы – Заслуженный педагог РФ, почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук).
В 1868 году французский археолог и палеонтолог Л.Ларте в гроте Кро-Маньон (Cro-Magnon, пещера во французском департаменте Дордонь в долине р. Везер) нашел останки самого древнего в Европе человека современного вида, который был назван кроманьонцем.
В последнем десятилетии 20 века было установлено, что родиной нашего предка является Африка и человек современного типа появился около 100 тыс. лет назад.
В генетическом отношении современные люди ничем существенным не отличаются от кроманьонца. Отличия заключаются лишь в том, чему человек научается в процессе всей своей жизни. Если бы только что родившегося кроманьонца поместить в современные условия, его развитие происходило бы таким же образом, как оно осуществляется у нас. С другой стороны, и родившийся сегодня человек, помещенный в условия, в которых жил кроманьонец, ничем бы не отличался от людей того времени. Иными словами, современный человек отличается от своего брата близнеца, жившего в более ранние времена только тем, какое он в современных условиях приобретает образование, каким в силу развития науки видит окружающий нас мир.
Образование людей по мере развития человечества стало особой частью, особым значимым феноменом культуры. Высокий статус образования в современном обществе несомненен.
Двадцатый век – это период не только огромных, беспрецедентных социальных революций, перемен и потрясений, страшных мировых и локальных войн, в которых погибло более 120 млн. человек, т.е. больше, чем за всю предыдущую историю человечества, но и век научно-технического прогресса, величайших научных открытий и достижений, век сформировавшейся индустрии образования.
Сегодняшний двадцать первый век отличается особым динамизмом развития большинства сфер человеческой деятельности, что приводит к тому, что никакое, даже очень хорошее, однажды полученное образование, недостаточно для эффективной, с минимальными негативными издержками, работы каждого человека. Особый динамизм в познании и раскрытии тайн мироустройства, и их использовании в практической жизни общества, определяет возрастающую потребность в постоянном обновлении знаний, которые необходимо получать человеку на всем протяжении его жизни.
В этой связи особое значение приобретает создание в обществе условий для реализации программ непрерывного образования, которое должно стать естественной составляющей частью, осознанной потребностью, важной частью образа жизни каждого человека. Особо следует отметить, что задача образования заключается как в подготовке грамотного конкурентно способного специалиста в своей области, способного хорошо выполнять свою работу, так и в формировании его как гражданина и патриота своей страны, ответственно и компетентно участвующего во всех общественных процессах, человека, ведущего здоровый физический и духовно-нравственный образ жизни.
Современное реформирование систем образования в мире – это попытки преодоления кризиса образования, которое унаследовано нами от двадцатого столетия.
Оно проявляется в слабой устойчивости получаемых учениками знаний (до стола учителя, или в лучшем случае, до момента итоговой аттестации в виде сегодняшнего ЕГЭ), в низкой эффективности общекультурного компонента образования, в отсутствии четкой ориентации на целостное восприятие мира, в перегруженности информацией содержания почти всех учебных программ, отсутствия принципов повторяемости и востребованности знаний содержания большинства учебных курсов, отсутствия грамотных пересечений, согласований и интеграции содержания предметных областей, в неэффективности методик обучения, неудовлетворительном качестве учебных пособий, слабом использовании неформального компонента образования, особенно с использованием средств массовой информации и что особенно огорчительно, что отмечают во всех даже самых развитых странах Европы и Мира – это негативные последствия влияния механизмов образовательных процессов на здоровье школьников.
Постоянная перегруженность учащихся приводит к понижению у них интереса к получению знаний. Ученик вынужденно находится в состоянии переживания своей забывчивости, постоянно ощущает, что не успевает все уроки делать хорошо, испытывает нервозные комплексы неспособности овладеть всем потоком предлагаемой ему информации, что ведет к очевидному снижению его психического и физического здоровья. Более того, у детей, которые по природе своей все любознательные, начинает формироваться потеря интереса к обучению, противостояние ему, которое совсем не просто преодолеть, а у ребят возникает апатия и стремление формально выполнять требования учебного процесса.
Современный ребенок – это человек 21 века, человек, который может пользоваться очень многими достижениями современной науки, но одновременно он становится заложником сверх интенсивного внедрения в его жизнь и процессы обучения нового содержания, новых видов деятельности, нового образа жизни и всей в целом внешней информационной среды, которая значительно отличается от формировавших человека условий на протяжении его существования, а это около 1.5 млн. лет.
Обратимся к некоторым историческим данным.
«По мере становления цивилизации человечество развивалось все более ускоряющимися темпами. Если считать, что каждое новое поколение людей появляется каждые 25 лет, то история человечества, начиная с кроманьонца – человека современного типа, насчитывает всего 4000 поколений. Из них 3500 поколений людей прожили в пещерах, 280 – в условиях существования письменности, 22 – имели возможность читать напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф стали входить в жизнь всего около 100 лет назад, практически в 20 столетии. Телевидение существует 70 лет, а компьютеры около 50 лет» (Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы 21 века. Факультет глобальных проблем МГУ М.В. Ломоносова. Изд. Алетея 2009).
В настоящее время ни одна страна мира не довольна своей системой образования. Везде осуществляются процессы его реформирования.
Существенным движением в этом направлении является стремление многих, и в первую очередь европейских стран, к интеграции образовательного пространства. В этом отношении показателен «Болонский процесс», в рамках которого осуществляется интеграция образования европейских стран.
В основных направлениях его деятельности можно видеть:
– Введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавриат и магистратура.
– Применение для учета трудоемкости работы учащегося единой системы кредитов.
– Переход на единые унифицированные стандарты качества образования, определяемые и проверяемые международными агентствами.
– Введение европейской аккредитации вузов.
– Взаимное признание степеней и квалификации в сфере образования.
Но совершенно очевидно, что при переходе на любые новые стандарты в сфере образования, необходимо создание институтов, которые смогут грамотно, всесторонне и качественно оценить степень возможности освоения нового содержания образования не только без ущерба здоровью его участников, но и обеспечивающего нормальное природосообразное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие и становление личности обучающегося. Причем подобные исследования необходимо осуществлять в период, предшествующий практическому внедрению стандартов в массовую систему образования.
В последние годы, к большому огорчению, многие участники образовательного процесса (учителя и родители) молча или почти молча соглашаются с тем, что необходимо выбирать или «качество», а скорее объем образования, или здоровье своих детей.
Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Устав ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и недуга».
«С позиций теории сенсорной и психомоторной свободы здоровье – это итоговая характеристика меры пололичностного раскрепощения и преображения людей на этапе детства в силе духа, любви и в образном слове, а также в волевых творческих усилиях-действиях, осуществленных на основе видовой телесной вертикали (осанны) и активности тела. И наоборот, болезнь – это пресеченный на этапах детства потенциал пололичностного развития и преображения людей в телесной вертикали, активности чувств, движениях, творчестве, произвольной воле тела и силе духа» (Базарный В.Ф. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. Изд. Редакция журнала «Пульс». Москва 2009).
Что же является причинами, которые негативно влияют на здоровье ребенка в процессе его обучения в современной школе?
Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам многолетних исследований, осуществленных под руководством доктора медицинских наук, профессора Владимира Филипповича Базарного, в которых принимала участие и наша школа.
Деструктивные факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка в процессе его обучения:
1. Факторы классической внечувственной сигнально – левополушарной (вербальной) основы строительства учебного процесса:
а)стресс, связанный с подавлением общей моторной активности, произвольно волевой и рукотворческой деятельностью;
б) стресс, связанный с расщеплением и отчуждением эмоционально-творческого образного правого полушария от условно-сигнального – левого и связанное с этим заглушение эмоционально-смыслового восприятия речи;
в) стресс, связанный с расщеплением и отчуждением эмоционально-смыслового переживания от произвольно-волевого созидания.
2. Факторы закрепощения чувственно информационных и нейромоторных ритмов в условиях систематической обездвиженности детей:
а) напряжение от закрепощения общей телесно-моторной активности (гипокинетический стресс);
б) напряжение от закрепощения ориентировочно-поискового рефлекса из-за систематической обездвиженности головы;
в) напряжение от закрепощения энергоемких сканирующих и образовоссоздающих зрительных ритмов за счет систематической точечной фиксации взора на текстовом поле букв в режиме ближнего зрения.
3. Факторы, нарастающего в поколениях угасания способностей координации произвольных движений (усилий) в пространстве, и как следствие:
а) вынужденные (компенсирующие) обращения к эмбриональным программам построения движения по принципу «все либо ничего»;
б) напряжение, связанное с исключением телесно-осевого баланса (стойки), градуирующего меру произвольных усилий во времени и пространстве.
4. Факторы напряжений, обусловленные грубыми нарушениями санитарно-гигиенических требований:
а) оптико-рефлекторные – из-за перспективного искажения букв на горизонтальной поверхности столов;
б) позо-статические – из-за несоответствия размеров школьной мебели росту ребенка;
в) вызванные заменой электролампового освещения мелькающим –люминесцентным;
г) связанные с нарушением гигиенических и эргономических требований к печатным текстам;
д) дефицитом жизненного пространства в учебных кабинетах, вызванного тем, что наполняемость классов часто превышает физиологическую норму на одного человека.
5. Факторы последствий бесполой дидактики и пололичностной диссоциации:
а) стресс, связанный с игнорированием различий эмоционально значимых особенностей воображения у мальчиков и девочек;
б) стресс, возникающий из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности;
в) стресс, обусловленный уничижением мужского начала в мальчиках перед более зрелыми по генетическому возрасту девочками.
6. Факторы, связанные с эмоционально-душевной депривацией (депрессией), заложенной в инструктивно-принудительной дидактике отношений между:
а) авторитарным учителем и детьми;
б) эгоцентрически сформированными детьми и учителем;
в) авторитарными родителями, эгоцентрическими детьми и авторитарными учителями.
7. Факторы хронической чувственной депривации в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды – комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств – депрессии напряжения:
а) тактильно-вегетативные;
б) оптико-вегетативные;
в) ауди-вегетативные;
г) вестибуло-вегетативные;
д) аромо-вегетативные.
8. Факторы ложных институтов ценностей и образцов для подражания в современных жизненных реалиях, разрушающих нравственный фундамент становления гармоничной духовно-нравственной личности:
а) стресс от противоречий в мире ценностей декларируемой школой и реальным миром ценностей в современном обществе;
б) стресс от противоречий деклараций идеалов в обществе и реальным миром «успешных» людей…
9. Факторы не сбалансированного, не выверенного объема содержания образовательных программ и в целом всего содержания образования в школе реальным физическим и психическим возможностям современных детей, приводящие к постоянным нервным перегрузкам и стрессам учащихся:
а) стресс у большинства детей от постоянного ощущения невозможности освоить предлагаемый ему объем информации;
б) стресс у ребенка от способов и количества контрольно измерительных диагностических и аттестационных мероприятий, проводимых как самой школой, так и органами контроля качества обучения вышестоящих организаций;
в) стресс у ребенка от отсутствия конкретизированных, четко предварительно сформулированных вопросов при проведении итоговых аттестаций при окончании школы в форме ЕГЭ;
г) стресс у ребенка от сокращения времени, необходимого ему для регулярных игр и двигательной активности на свежем воздухе;
д) стресс от острого дефицита свободного времени…
10. Факторы постоянного многолетнего недофинансирования образовательной системы, формирующие комплексы неуверенности и
незащищенности образовательного сообщества, и как следствие, формирующие у учащихся неуверенность в своей конкурентоспособности в будущей жизни
а) обучение детей на устаревшем (не современном) оборудовании, не отвечающем уровню современных технических достижений, активно применяемых в современной науке, технике и даже в повседневной жизни;
б) обучение детей учителями, имеющими низкую оплату труда, не позволяющую им полноценно восстанавливать свои физические и моральные силы, возможности полноценно заниматься повышением своего профессионального уровня образования.
11. Факторы невозможности приобщения многих детей к миру настоящих культурных ценностей своей и других стран, которые заменяются агрессивной массовой псевдокультурой:
а) мощное давление, оказываемое на ребенка современными средствами массовой информации;
б) высокой ценой для посещения детьми театров, кино, музеев и других культурных учреждений;
в) отсутствие специализированных качественных электронных образовательных сред по предметным областям знаний как в школах, так и в сетях Интернет.
12. Факторы отсутствия в образовательных учреждениях четко сформулированных целей и задач, направленных на формирование конкретного образа выпускника своей школы.
Читайте научные публикации по данной теме на нашем сайте:
https://zst-center.ru/category/nauchnye-publikacii/
Определение и осмысление факторов, деструктивно влияющих на детей в процессе их обучения в школе – это значительный шаг к пониманию необходимости поиска конкретных технологий и методик обучения, которые могут устранить их воздействие на ребенка и могут способствовать его здоровому, качественному и природосообразному развитию.
Есть вопросы, которые может решить каждая школа самостоятельно, выбрав грамотно технологии и методики обучения, прошедшие многолетние апробации и дающие хорошие результаты, есть вопросы, которые необходимо решать всем миром образовательного сообщества, которые невозможно решить силами отдельно взятых педагогических коллективов, требующих дополнительных научных изысканий, значительных финансовых средств и проявления коллективной воли всего общества в целом.
Размышляя о целях и задачах современной системы образования, в своей школе мы пришли к выводу, что цель может быть только одна.
Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения… И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности.
Нет достаточно четкого представления об образе выпускника школы, нет возможности грамотного подбора механизмов и технологий по его достижению.
Для всех совершенно очевидно, что если в мире инженерных технологий есть образ автомобиля «Мерседес» 600 – ой модели, то очевидно, что и технологии по его строительству будут какие-то свои, а при производстве «Жигулей» 6-ой модели технологии будут совсем иными.
В нашей стране, до революционных событий октября 1917 года, достаточно долго образом, на который ориентировалась система образования, был Образ Бога, образ духовно-нравственного Боголюбивого человека. В Советском Союзе был сформулирован образ строителя коммунистического общества. В годы перестройки и реформ в нашей стране образ человека, которого общество хотело бы видеть в конце его обучения в школе, весьма размыт и не конкретен… Тогда возникает вопрос, как школе выстраивать свою образовательную программу, учебные и воспитательные планы своей работы.
Нам кажется, что вся система образования в школе как единый интегративный, целостный процесс воспитания и обучения, должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:
- чувство необходимости достойного служения своей стране;
- любовь к Родине;
- порядочность, честность, справедливость;
- мужественность и женственность;
- желание и осознанная потребность иметь свою семью, своих детей;
- патриотизм и гражданственность;
- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;
- доброжелательное отношение к людям;
- целеустремленность и самоуважение;
- забота о благосостоянии общества;
- уважение и терпимость по отношению к другим – отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп – их образу жизни, идеям и мнениям;
- приверженность идеалам демократии;
- умение жить в современном быстро меняющемся информационном мире и быть конкурентно способным;
- наличие высокого уровня компетентности в выбранных профильных областях знаний при хорошем освоении общекультурного компонента образования;
- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.
и хочется, чтобы наши выпускники были здоровыми, сильными, целеустремленными, знающими, желающими, могущими, умеющими и самое главное – человечными…
Цель сформулирована. Первого сентября первоклассник переступил порог школы.
Целый комплекс нормативных документов и рекомендаций, регламентирующих режимы адаптационного периода обучения первоклассников, разработаны и введены для исполнения в школах Российской федерации (Письмо Мин. обр. РФ от 25 сентября 2000 г. №2021,11-13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, Письмо Мин. обр. РФ от 20 апреля 2001 г. N 40813-13. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период …), соблюдение которых помогает ребенку постепенно, без надрыва, войти в образовательное пространство школы.
В своей школе мы пришли к выводу, что режим пятидневки для всех обучающихся наиболее здоровьесохраняющий. В 6 день в школе работают только развивающие культурологические кружки и спортивные секции.
Так же при организации учебного времени учащихся начальной школы мы реализуем вариант проведения уроков по 35 минут в соответствии с пунктом 2.9.1. «Требования к режиму образовательного процесса» 2.9. САНПИН 2.4.2.1178-02.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 – 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 25 часов (при 45 минутном продолжении уроков может быть 22), что позволяет продлить идею адаптации детей до 4 лет с высоким процентом динамической составляющей в течение учебного дня и одновременно обеспечивает освоение основных образовательных программ на хорошем уровне.
Процент качества при последней рубежной независимой диагностике знаний учащихся четвертых классов по математике, проведенный Центром качества Департамента образования г. Москвы в феврале 2010 г составил 90 % (средняя отметка за тестовое задание – 5). Отмечу, что и учащиеся девятых классов показали хорошие результаты по биологии, химии, физике и географии, а десятиклассники по русскому языку.
Данные диагностики образовательных достижений обучающихся школы по результатам рубежной диагностики знаний обучающихся
МЦКО 2-4 февраля 2010 года
Класс | Предмет | % выполнения теста |
% выполнения базовых заданий | Средняя отметка за тест | % качества знаний (на 4 и 5) | Средний % выполнения теста по всем школам города |
4 а | Математика | 84 | 90 | 5 | 90 | 69.5 |
9 а | Химия | 82 | 85 | 4 | 87.5 | 62 |
9 а | Биология | 64 | 77 | 4 | 75 | 60 |
9 б | Физика | 64 | 76 | 4 | 62.6 | 54.3 |
9 б | География | 75 | 78 | 4 | 87.5 | 69 |
10 а | Русский язык | 74 | 79 | 4 | 92.3 | 69.7 |
Средний процент качества знаний учащихся (на 4 и 5) по шести проверенным дисциплинам составил 82,5%.
А сейчас в своем выступлении я остановлюсь на некоторых, казалось бы, простых деталях организации учебного процесса в нашей школе, но которые при их выполнении способны серьезно устранить целый комплекс негативных факторов, сформулированных в первой части моего выступления.
У меня в руках предметы, которые многим хорошо знакомы с детства, с того момента, когда каждый, переступив порог школы, сел за парту и начал учиться писать. Да, это обычная перьевая ручка, на которой стоит цена 2 копейки и чернильница-непроливайка. Но я не случайно обратился к этим атрибутам школьной жизни многих поколений учеников прошлого. Это не просто символы школы прошлого. Это удивительное достижение культуры прошлого. И не только потому, что это те предметы, с помощью которых были написаны удивительные, гениальные произведения мировой художественной культуры. А в первую очередь, потому что это серьезные символы той опасной черты, через которую человечеству, даже в мелочах, переступать, без серьезного анализа, нельзя. Нельзя без серьезного научного анализа, экспертизы внедрять в широких (тотальных) масштабах новые технологии.
Второй предмет у меня в руках – это обычная шариковая ручка, с которой опять же все знакомы. Это тот предмет, тот инструмент, который маленький ребенок, приходя в современную школу, в 7 лет берет в руки и начинает учиться писать, приобщаться к великой культуре письменного языка.
Но вот здесь и начинается то, о чем большинство людей и не задумывалось на протяжении более, чем полувека. Процесс овладения маленьким ребенком письмом, во-первых, в 2,5 раза по энергозатратам выше, чем овладение человеком фортепиано. А овладение музыкальным инструментом в музыкальной школе занимает около 7 лет. Навыки же устойчивого письма ребенок должен получить всего за 6 месяцев… Это к серьезному размышлению о том, каким нагрузкам подвергается неокрепший, неподготовленный детский организм.
После реформы образования в 1968 году в школе была введена методика безотрывного письма… Скоростная система письма использовала новое достижение человечества – шариковую ручку…
Но последние физиологические исследования реакции ребенка на овладение письмом этим скоростным методом и скоростным инструментом показали, что в подобном режиме работы у ребенка уже через 20 минут письма наблюдаются все признаки стенокардии. За год обучения в режиме безотрывного письма шариковой ручкой ребенок теряет 6% – 8% своего жизненного потенциала. Почему? Да потому, что сам механизм письма построен на режиме постоянного нарастающего напряжения. У ребенка от напряжения синеют пальцы, происходит аномальная задержка дыхания, ангармоничное закрепощение основных ритмов сердечной деятельности… Иными словами, банальная шариковая ручка и режим безотрывного письма приводят к сбою основных синусоидальных ритмов, лежащих в природной основе человеческой нормальной жизнедеятельности.
И такой банальностью мы нанесли и продолжаем наносить катастрофический вред каждому вновь садящемуся за парту ученику. Сбой природных ритмов развития, сбой и разрушение эндокринной системы человека. Не велика ли цена инновационных технологий и экспериментов, поставленных над всеми, кто когда-либо сидел и, возможно, будет сидеть за школьной партой.
А ведь решение уже было найдено. Решение перед Вами. Это обычная перьевая ручка и простая чернильница-непроливайка.
Когда маленький ребенок начинает овладевать письмом с помощью этих инструментов, оказалось, что такой ручкой можно писать только в импульсно-нажимном режиме. Напряжение, расслабление, напряжение, расслабление, то есть в гармоническом синусоидальном режиме. Режиме, в котором работает человеческое сердце. А когда заканчиваются чернила, а это происходит довольно часто, необходимо дополнительно сделать движение и окунуть перо ручки в чернильницу, что опять же обеспечивает механизм расслабления руки, а, значит, и всего организма…
В нашей школе все дети начинают процесс обучения письму в импульсно-нажимном режиме, используя простую перьевую ручку.
Второй удивительный пример достижений современной культуры и негативно влияющий на здоровье ребенка – это те парты, за которыми сидят наши дети.
А ведь удивительное изобретение человеческой мысли находится в любом зале, где проходят научные форумы, конференции и «круглые столы» – это та самая трибуна для выступлений. Безусловно, она не отражает всех необходимых нюансов парты-конторки, за которой ребенок должен учиться, но отражает главный принцип. Человек не должен столько времени, как его заставляет современная система образования, находиться в моторно-закрепощенном сидячем положении. Ни одно живое существо в природе так долго не сидит, оно или бежит, или лежит, и иногда присаживается. При сидячем режиме работы в человеке активно подавляются, закрепощаются природные механизмы, активирующие нормальное развитие.
В своей школе мы используем специально сделанные парты-конторки, которые подгоняются под рост каждого ребенка. Дети учатся в режиме «динамических поз» (автор: доктор медицинских наук, Базарный В.Ф.). Приблизительно одинакового роста дети работают рядом. Один из них за специальной партой-конторкой работает стоя, другой рядом сидит. Через каждые 15 минут дети по специальному звуковому сигналу меняются местами. Характерно, что крышки этих парт имеют угол наклона 17-18 градусов, а не ровные плоскости, как это существует повсеместно. Если ребенок работает стоя, и парта-конторка подогнана под рост ребенка до сантиметра, то ребенок никогда не сутулится, не ложится на парту.
При таком режиме работы закон гравитации не губит, не сгибает ребенка, а способствует его нормальному природосообразному развитию.
Это опять пример того, как гениальны, природосообразны и мудры были наши предки, которые писали стоя. Были целые поколения конторских служащих. И как мы, в погоне за псевдоудобствами сидячего образа жизни, обрекли человека на катастрофическую неподвижность, подавление, заглушение и угасание природных невостребованных жизненных сил.
Мне достаточно часто приходилось и приходится бывать во многих школах на уроках многих хороших учителей. Как правило, приход гостей на открытые уроки всегда побуждает учителя показать свою работу с детьми с самой наилучшей стороны, тем более, если эти уроки проходят в классах начальной школы, где дети особенно непосредственно и эмоционально реагируют на слова и действия учителя.
Большинство учителей во время урока неоднократно показывают, как они следят за правильной посадкой детей.
Любопытный факт. Во многих школах в кабинетах стоят современные парты-столы, а на стене перед глазами детей висит плакат с изображением правильной посадки ученика во время урока за партой «Эрисмана», у которой есть перекладина для опоры ног, есть выгнутая спинка для спины, есть наклонная поверхность самой крышки парты.
Понятно, что так сесть, как показано на плакате невозможно хотя бы потому, что нет упора для ног, и спинка обычного современного детского ученического стула не позволяет осуществить прогиб поясницы, чтобы спина была ровной…
Понаблюдаем за ребенком, которому учитель сделал установку «сидеть ровно», как это показано на плакате.
По просьбе учителя ребенок открывает тетрадь, берет ручку и приступает к выполнению письменного задания. Очевидно, что писать в этой установочной правильной позе сложно. Ребенок вынужден наклониться к парте, к своей тетради, и здесь сила гравитационного притяжения делает «свое дело». И, очевидно, почему. Потому, что сидящий ребенок находится в состоянии неустойчивого равновесия. Центр тяжести его тела находится выше оси вращения (точки сидения) и при отклонении от вертикали, а это неизбежно при любой попытке письма, он начинает медленно, но неизбежно все ниже и ниже склоняться к поверхности стола.
Измерения показали, что от момента «сидим красиво» в начале письменной работы до момента, когда ребенок фактически лежит на столе, согнув и скособочив свою спину, и пишет, как многие говорят «носом», то есть, когда расстояние от глаз до тетради совсем не по гигиеническим требованиям проходит не более 18 секунд!
Старание учителя заботиться о здоровье детей во время урока очевидно, но эргономические условия, которые это могут обеспечить, вступают в противоречие с его желанием.
Оборудование, используемое учителем в большинстве школ, ни при каких самых добрых намерениях, не позволит ему противостоять силам природы. И ребенок, находясь в ситуации принуждения и послушания миру взрослых, вынужден находиться в таком положении большую часть времени в школе, да и дома при выполнении письменных уроков.
Давайте реально посмотрим сколько времени ребенок находится в оптимальном положении, а сколько в режиме искривления и слишком близкого или слишком дальнего для глаз положении при выполнении письменных заданий?
Как показывают наблюдения, при таких режимах ребенок в состоянии физиолого-гигиенической нормы пребывает считанные минуты, а большую основную часть времени проживает в тисках обстоятельств, мышечных напряжений-судорог.
В связи с выше сказанным, положение ребенка в современной школе, особенно на самых ранних этапах обучения, напоминает героев Виктора Гюго. Тех несчастных детей, которых предприимчивые люди (компрачикос) совсем маленьких выкупали у родителей, а затем зажимали в колодки разные части их тела. В результате чего получались страшные, а для кого-то забавные уродцы, которых можно было продать богатым вельможам. Те, кто калечил детей, на этом получали хорошие доходы.
Большие доходы на искалеченных не только телах, но и жизнях этих детей.
Но ведь если внимательно посмотреть на технологии современного обучения без иллюзий, без лукавства, то очевидно, что большую часть своего времени ученики проводят в мышечно-судорожных колодках, приготовленных для них миром взрослых людей.
Вот почему д.м.н. Базарный В.Ф. определяет жизнь ребенка в школе как стресс. Стресс от закрепощения чувственно-информационных и нейромоторных ритмов, закрепощение-механизмов локализации и координации произвольных движений (усилий) в пространстве при «седалищном» образе строительства учебного процесса.
Колодки для детей с позиции предприимчивого мерзавца романа Виктора Гюго и его цели вполне понятны и вызывают у любого нормального человека протест, желание спасти детей и наказать преступника…
Я очень рад, что уже более 20 лет работаю с В.Ф.Базарным. Занимаясь вместе с ним исследованиями, разработками и внедрением здоровьесохраняющих технологий.
За многие годы работы с В.Ф.Базарным мне, даже если бы и очень хотелось не согласиться с его взглядами и методиками, пришлось бы признать то, что слова – словами, благие пожелания – пожеланиями, а реальные результаты многолетней практической работы (20 лет) – это все же значительное время для того, чтобы делать выводы, подводить итоги и утверждать, что технологии и методики В.Ф.Базарного – не размышления любителя, а принципиально новая научная школа подходов, система, основанная на понимании глубинных фундаментальных механизмов и законов строительства и развития человека, дающая при всех неблагоприятных внешних факторах последних лет перестройки устойчивый положительный результат.
Приведу лишь некоторые результаты. Согласно обследованиям детей в школе за последние годы мы видим, что большая их часть имеет очень хорошие показатели. Грудо-плечевой тест показывает, что детей, имеющих осанку с небольшими отклонениями от нормы, всего около 2-4 %. Измерение остроты зрения у детей (по таблице Новикова) свидетельствует о том, что зрение ниже единицы хотя бы в одном глазе всего у 12-14 %, причем существенный вклад в эти проценты делают дети, которые в 1-4 классах учились в других школах. Измерения динамики роста учеников показывают, что увеличение роста у детей происходит фактически равномерно в течение всего года, а не резким скачком в период летних каникул.
Характерно в этой связи отметить, что люди моего поколения (за 50 лет) ощущали потерю зрения в период своих выпускных экзаменов в школе в 10–ом классе, а их обязательных было 7 и при сдаче экзаменов при поступлении в институт, поколение сегодняшних 30-летних – это наблюдали уже к 7-му классу, сегодняшние первоклассники с их генетическим потенциалом теряют до 30-40 % остроты своего зрения уже в первые 4 месяца обучения в школе…
В последние годы наметились тенденции пристального внимания и интереса к гендерной педагогике. В данный момент я не буду размышлять о вопросах и особенностях организации параллельно-раздельного обучения детей в нашей школе.
Я лишь остановлюсь на такой очевидной для всех теоретиков детали. Мальчики и девочки в силу особенности своих организмов имеют разную широту ближнего поля зрения. У девочек оно более широкое, что очень важно для хорошо, все вокруг себя видящей, будущей мамы. У мальчиков оно более узкое, цепкое, но нацеленное в даль, что очень важно для охотника и воина.
Но эти утверждения в настоящее время не столь очевидны для большинства людей, живущих в урбанизированной городской среде в течение нескольких поколений.
Реальная естественная ежедневная среда, развивающая систему зрения и связанную с ней систему координации движения головы, фактически отсутствует. Это приводит к ослаблению развития зрительно-координационных систем. И, очевидно, будет представлять для человека в его всей последующей жизни весьма серьезную опасность.
Представьте себе маму, готовящую еду на современной кухне, и ребенка, а, возможно, и не одного, играющего где-то рядом.
Маме нужно успеть приготовить обед…, но достаточно чуть-чуть выпустить ребенка из поля зрения, и он уже рядом с плитой и горячей кастрюлей только что вскипевшего молока…
И последствия для ребенка самые тяжелые. Ребенок выпал из урезанного поля зрения матери, да и реакция на внешний сигнал совсем не та, какая необходима в подобных ситуациях.
Юноша с неразвитой системой реакции на внешний раздражитель и не развитой системой зрения.
Это человек, которому в условиях боевых действий, особенно в горных районах, вряд ли остаются шансы выжить, а тем более победить врагов в этом бою.
Или, что ждет человека за рулем автомобиля в таком городе, как Москва, где необходимы мгновенная реакция и умение видеть на все 360º?
Как эти, например, столь очевидно важные способности человека может развивать современная среда жизни городского человека и особенно школа, где пространство вокруг ребенка заведомо ограничено, и в своем поведении он должен соблюдать очевидно жесткие правила: не отвлекаться, не вертеться, не смотреть по сторонам…
Режим динамических поз при работе за партами-конторками выполняется детьми с использованием систем, которые называются «Бегущими огоньками», «Фонариками», а точнее, офтальмотренажерами.
Дети в течение урока по звуковому сигналу электронного устройства не только меняются местами (кто работал стоя, тот садится, а кто работал сидя – встает и продолжает работать за партой-конторкой стоя), но и выполняют специальные (минимум 2-3 раза за урок) зрительно-поисковые телесно-координационные упражнения.
Ребята ловят глазами и хлопками ладоней сигналы «огоньков», поочередно вспыхивающих в четырех углах классных комнат и следующих то в одну сторону, то в другую, то по диагонали, то в совершенно произвольном порядке.
В данном упражнении ребенок не только отдыхает, переключается из режима ближнего зрения в режим дальнего, но и осуществляет целенаправленный развивающий тренинг качеств, которые в его дальнейшей жизни наверняка помогут быстрой ориентации в кризисных ситуациях и помогут спасти и свою жизнь, и жизнь, и здоровье своих детей…
Когда проводились измерения степени быстроты реакции наших учеников, выпускников школы на внешние раздражители, то они оказались в 2-2,5 раза выше, чем у детей на тот период из обычных классов, где дети не учились в условиях здоровьесохраняющих технологий.
Из вышесказанного совершенно не следует, что роль физической культуры и спорта в школе нельзя организовать так, чтобы степень их влияния на развитие жизненных потенциалов ребенка была как можно более эффективной.
- Во-первых, в нашей школе в начальных (1-4) классах кроме уроков физической культуры введены дополнительные динамические кружковые часы по одному в каждом классе, на которых дети занимаются специализированной гимнастикой (программа «Движение – жизнь»).
Упражнения, которые выполняют дети в специальном гимнастическом зале, направлены на развитие гибкости, координации движений, формирование хорошей осанки, стимулирование и укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. - Во-вторых, особенно следует отметить роль спортивных секций и занятий детей в хореографической студии, которые работают в школе во второй половине дня. Сегодня это секции по волейболу, футболу, баскетболу, атлетической гимнастике, хореографическая студия «Звонкие каблучки», в которых занимаются более 350 учащихся из 500 обучающихся в школе.
- В-третьих, в каждом классе-кабинете в начальной школе установлены шведские стенки и турники, на которых ребята могут во время перемены подтягиваться, делать упражнения для брюшного пресса и просто повисеть…
Главное достижение, к которому должна стремиться любая человеческая культура – это создание некоторого свода правил жизни, уклада жизни, который позволит человеческому обществу жить в гармонии с окружающей его природой и самими людьми, из которых это общество состоит.
Человеческая культура как целостный институт человеческих достижений и свершений должна обеспечить человечеству самое главное, а главное – это сохранение самой жизни человека, человечества.
В настоящее время Россия ежегодно теряет сотни тысяч своего населения (естественная убыль населения). Только в городе Москве на пять заключенных браков в течение года распадается четыре. Катастрофически утрачивается, умирает институт семьи и брака. В Европейских странах гражданские браки, как временные сожительства субъектов становится нормой жизни. Утрачивается тот уклад жизни, то духовное начало, на котором веками держались устои большинства современных государств.
На протяжении почти всего ХХ века в европейских государствах протекали процессы отхода от многих традиций и культурного наследия своих предков в вопросах воспитания детей.
Большинство экономически развитых стран выбрали, как им показалось, более «цивилизованные» принципы и подходы в обучении и воспитании.
Но сформированная и продолжающая формироваться организация системы воспитания в обществе и в школе, очевидно, движется по пути бесполой культуры и бесполой дидактики. «Это происходит из-за игнорирования принципиальных различий в пололичностных установках эмоционально-смысловых сфер у мальчиков и девочек, из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности предназначения мужчины и женщины, из-за уничтожения мужского начала в мальчиках более зрелыми по генетическому и духовному возрасту девочками, особенно на самых ранних этапах обучения в школе…» (В.Ф.Базарный «Школьный стресс и демографическая катастрофа России». Сергиев Посад 2004 г.).
Современное общество во всех документах, определяющих стратегию развития реформ и модернизации системы образования, декларирует индивидуальный подход к каждому субъекту образовательного процесса. Но, говоря об индивидуальном подходе к каждому ребенку, не делается отличий самых простых, но самых фундаментальных – это то, что перед нами не просто дети, а одни из них мальчики, будущие мужчины – воины, охотники, добытчики, защитники своей семьи, своего рода и государства в целом, а другие – девочки, будущие, и это самое главное, матери своих детей, хранительницы семейного очага… Перед нами не дети среднего пола, а люди, которым самой природой и генетически предопределено выполнять в главном свое природное предназначение.
«Среднеродная» смешанная схема обучения уже сегодня дает фантастически деструктивные плоды в нашей стране (в Америке и Европе результаты аналогичны). Люди не хотят иметь детей, не хотят иметь семью. Генетические потребности очень многих современных молодых людей направлены на что угодно, кроме потребности иметь семью.
Сегодня как никогда необходимо остановиться, задуматься, вспомнить многовековой опыт своих стран, своих регионов, свои национальные, культурные и духовно-нравственные традиции.
В каждом сильном государстве всегда мужчину воспитывали особым образом, в особой системе преодоления трудностей, без которых мужчина никогда мужчиной не становится. Инфантилизация молодежи – это опасная тенденция в современной культуре, это опасная тенденция для безопасности и обороноспособности как нашей страны, так и любого другого государства.
Нежелание многих людей в современных развитых странах иметь детей объяснять только экономическими сложностями последних кризисных лет, наверное, не совсем правомерно.
Обратимся к конкретным числовым показателям изменения количества жителей на нашей планете.
«В абсолютных цифрах население росло следующим образом:
Первый миллиард людей на Земле был набран в 1820 году;
второй – в 1927 г.;
третий – в 1959 г.;
четвертый – в 1974 г.;
пятый – в 1987 г;
шестой – в 1999 г;
шесть с половиной – в 2006 г;
семь – 2013 г. (прогноз).
Ожидается, что к 2050 году население Земли достигнет 9 млрд. человек.
(Купцов В.И. «Человек и общество» т. III изд. МГУ, 1993 г. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы 21 века. Факультет глобальных проблем МГУ М.В. Ломоносова. Изд. Алетея 2009).
Общие мировые тенденции роста населения жителей Земли складывается не в пользу России и стран Европы, отказавшихся от многих традиций своих предков. Численность жителей нашей страны и стран Европы убывает, причем уменьшается процент коренного населения, а в странах, может быть, и менее развитых, и образованных, но сохранивших в основе уклада своей жизни традиции, выработанные тысячелетними историями их предков, определяет основной прирост населения Земли.
Да, скажут многие, но в этих странах мира сильны религиозные традиции… Но ведь даже с точки зрения светского человека каждая выстоявшая века религия – это кодекс некоторых правил и законов поведения человеческих сообществ, обеспечивающих при их соблюдении выживание человеческой популяции в целом.
В своей школе мы пошли по пути обучения детей, основанному на принципе параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек. Мальчики и девочки учатся в разных классах, но имеют возможность активно взаимодействовать между собой в системе дополнительного образования школы. В классах учатся разных, но на всех праздниках, переменах, в кружках, секциях мальчики и девочки вместе…
Очень важно осознать, что не следует подменять понятия социального равенства, равноправия между мужчиной и женщиной равенству в природном предназначении. Но именно здесь самой природой и определен главный смысл. Одним быть отцами, а, значит, опорой и защитниками в широком понимании этого слова, а другим, и это главное, быть хорошими любящими мамами для своих детей. И на вопрос, кто главнее в семье, наверное, ответ напрашивается сам собой – это ни мужчина, ни женщина – а это мать с ребенком, то есть то, что мы видим на всех христианских иконах – это Божья матерь с младенцем на руках. Это удивительный символ человеческой сущности – символ продолжения жизни.
При организации работы с юношами мы хотим воспитать в них качества, присущие настоящему мужчине. Мы хотим, чтобы наши мальчики в будущем не были инфантильным «средним» полом, а хотели и могли иметь хорошую крепкую здоровую семью и, если это потребуется, с честью могли защитить свою страну.
И не случайно существует поговорка о том, что тот народ, который перестает воспитывать мужество у своих мальчиков, забывает о необходимости воспитания юношей воинами-богатырями, обязательно рано или поздно будет уничтожен.
«Многие народы еще в древности осознали, что мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости
Весь храм человеческой сущности держится на краеугольном камне – пололичностной дифференциации и пололичностной принадлежности. Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестает воспитывать мужество у своих мальчиков. В такой среде поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере…» (В.Ф.Базарный. «Школьный стресс и демографическая катастрофа России». Сергиев Посад, 2004).
С формированием сегодня в сознании детей необходимости и потребности иметь свою семью, хранить ее, защищать ее, начинается формирование необходимости коллективного объединения, коллективного сознания безопасности…, понятия своей страны, своей Родины и осознанной необходимости всем миром защищать то, что называют своим отчим домом, своей землей, своим Отечеством.
Возможно, наши взгляды на цель образования и задачи формирования и развития природосообразных качеств детей патриархальны и старомодны, или, как довольно часто приходится слышать из уст оппонентов, ортодоксальны, и что сегодня школе нужны более «современные», перспективные (модные) направления развития.
Но, что может быть более значимым и более актуальным, и современным для человека в любые времена, чем счастье иметь вначале своих родителей, отца и маму, затем семью мужа, жену и детей, а затем внучек и внуков.
В этой связи следует отметить ответы наших девочек девятых классов на задание продолжить рассказ теста «Младенец», разработанного В.Ф. Базарным.
Содержание рассказа:
«Солнце садилось за гору, в лесу становилось темно и сыро. Под кустом, завернутый в одеяло лежал младенец и плакал» …
1. Младенца бросила мать (родители). | |
Раздельно-параллельное обучение. | Не встречается. |
Совместное обучение | 23%. |
2. Указан пол ребенка | |
Раздельно-параллельное обучение. | 22% |
Совместное обучение | Не встречается. |
3. Нашли младенца родители | |
Раздельно-параллельное обучение. | Младенца находит его мама 37% |
Совместное обучение | 0% |
4. Младенец погибает | |
Раздельно-параллельное обучение. | Не встречается |
Совместное обучение | от 10% до 50% |
(анкетирование девочек в совместных классах проводилось в других школах).
- Возможно, эти данные можно взять под сомнение, но почему тогда в Москве на 5 заключенных браков в течение года распадается 4;
- почему сегодня в школах учатся дети, которые воспитываются в неполных семьях (36%);
- почему сегодня беспризорных и безнадзорных детей больше, чем в послевоенные годы;
- почему современная молодежь не хочет иметь детей???
Сегодняшнее отношение к семье и детям – это болезнь не только какого-то отдельного индивидуума, это болезнь нашего в целом европейского дома. Об этом весьма ответственно написал Патрик Дж. Бьюконен в своей книге «Смерть Запада»:
«Запад умирает. Народы Запада перестали воспроизводить себя, население западных стран стремительно сокращается. С самой Черной Смерти, выкосившей треть Европы в четырнадцатом столетии, мы не сталкивались с опасностью серьезнее. Нынешний кризис грозит уничтожить западную цивилизацию. Сегодня в семнадцати европейских странах смертность значительно превышает рождаемость, гробы в них требуются куда чаще, чем колыбели. Это Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония. Католики, протестанты, православные – все они участвуют в грандиозной похоронной процессии западной цивилизации» …
«Неуправляемая иммиграция грозит уничтожить страну, в которой мы выросли, превратить Америку в хаотическое скопление народов, не имеющих фактически ничего общего между собой – ни истории, ни фольклора, ни языка, ни веры, ни предков»…
«Все, что вчера считалось постыдным – прелюбодеяние, аборты, эвтаназия, самоубийство, сегодня прославляется как достижения прогрессивного человечества» (Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы 21 века. Факультет глобальных проблем МГУ М.В. Ломоносова. Изд. Алетея 2009).
Патрик Дж. Бьюкенен занимал пост старшего советника президента США в составе трех администраций – в 1966-1974 гг. он был помощником Ричарда Никсона, затем – Джеральда Форда, а в 1985-1987 годах, при правлении Рональда Рейгана, занимал пост главы комитета Белого Дома по связям с общественностью, кандидат в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 годов.
Важным новым этапом в работе по здоровому развитию наших учеников стали «Уроки доброты и самопознания» с народным артистом России Юрием Дмитриевичем Куклачевым.
В нашей школе – это комплексная программа, развивающая воображение, фантазию, мышечную память, внутреннее видение и образное мышление, стимулирующая двигательную активность и помогающая детям жить в гармонии с природой, людьми, а главное – с самими собой.
«Много лет выступая с кошками, я понял, что Доброта – это колоссальная энергия, которая обладает удивительным свойством: когда ее даришь, то не теряешь – а, наоборот, приобретаешь. Доброта – это особое чувство. И, как всякое чувство, ее невозможно увидеть глазами или исследовать приборами. Она проявляется только в делах и поступках…»
Ю. Д. Куклачев.
Более подробно об особенностях учебно-воспитательной работы и параллельно-раздельном обучении в нашей школе расскажет заместитель директора по УВР в начальной школе Ерофеева Татьяна Ивановна после посещения уроков в начальной школе.
Особое место в создании здоровьеразвивающей среды занимает система гражданского и патриотического воспитания учащихся. Ведется большая работа с ветеранами Великой Отечественной войны из «Союза фронтовиков» СВАО г. Москвы, возглавляемой гвардии полковником Черниковым Владимиром Петровичем (Главный дедушка школы).
В школе активно создается особое музейно-историческое образовательное пространство, в котором ребенок может в интересных, активно-познавательных и поисково-исследовательских формах изучать историю нашей страны, получая новые знания и закрепляя те, которые он получал во время основных уроков.
Школьный музейно-исторический комплекс «Богатыри земли Российской» – это попытка создания особой исторической образовательной среды, особого информационно образовательного пространства, позволяющего целенаправленно формировать в наших обучающихся духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества. Наши музеи – это серьезная фундаментальная база, целенаправленно собранных музейных экспонатов-подлинников, исторических документов и материалов, отражающих историю России начиная с 13 века.
Образовательно-исследовательская работа наших учеников в музейной среде, в среде подлинных исторических документов и предметов, в среде реальной мемориально-поисковой работы на местах боевых действий, в архивах, позволяет ребятам в большей степени избежать влияния целенаправленного воздействия по искажению и дискредитации исторического прошлого нашей страны, особенно по ее роли и вкладу в величайшую победу над мировым фашизмом во Второй Мировой войне, формирует у них чувство здоровой гордости за победы, одержанные нашей Родиной, как в защите от внешних агрессоров, так и за значительный вклад в общемировую науку и культуру.
В настоящее время музейно-исторический комплекс школы «Богатыри земли Российской» включает в себя:
1. Памятник 76 мм противотанковая пушка ЗИС-3 образца 1943 г. во дворе школы (открыт 9 мая 2000 года);
2. Музей «В.П. Поляничко – Человек и Гражданин» (открыт 9 марта 1997 года);
3. Музей «Великая Отечественная война. Юбилейный Парад Победы на Красной площади 1995 года: подвиг и судьбы участников» (открыт 6 мая 1998 года);
4. Музей «Гражданская война в России. Красные и белые. Трагедия народа» (открыт 23 февраля 1999 года);
5. Музей «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Подвиг народов Руси в XIV веке» (открыт 21 сентября 2001 года);
6. Музейно-исторический мемориал имени Героя Советского Союза А.П.Маресьева «Крылья России» (открыт 20 мая 2002 года);
7. Виртуальное музейное электронное образовательное пространство «Великие и знаменитые соотечественники».
Важной составляющей в получении учащимися устойчивых знаний и работе в режимах повышенного эмоционального интереса и творческой активности (обязательная составляющая здоровьеразвивающего обучения) – это проведение в школе тематических праздников и классных часов, конкурсов, интеллектуальных и деловых игр, детских театрализованных представлений и спектаклей, научных и мемориально-поисковых экспедиций, экскурсий и путешествий, научно-практических конференций и олимпиад, шахматных турниров, спортивных соревнований и спартакиад.
В школе сформирована развивающая система дополнительного образования, в которой дети имеют возможность по своим интересам реализовывать свои способности как в предметных областях науках, так и в мире музыки, вокала, хорового пения, танцев, изобразительного искусства, робототехники, компьютерных технологий и различных видах спорта.
Шестнадцать лет в нашей школе реализуется программа школьного соуправления. Разработана детская конституция и реализуется модель детской президентской парламентской республики. Школьное соуправление для наших учеников – это школа управления и самоуправления, школа творческих проектов, коллективной и личной ответственности за их реализацию, школа жизни в осознанном правовом пространстве, школа, формирующая у детей чувство собственного достоинства, значимости, справедливости и коллективизма, что позволит им в будущей взрослой жизни быть более защищенными в конституционно-законодательных и правовых вопросах. Быть активными членами общества.
Важной составляющей здоровьеразвивающего и здоровьесохраняющего обучения мы связываем с работой школьной психологической службой (в штате 4 психолога). Школьная психологическая служба – это постоянная действующая система психолого-педагогического мониторинга состояния комфортности и развития детей, система групповых и индивидуальных занятий, работа с учителями и классными руководителями, работа с родителями («Мамина школа»), система прогнозирования и оказания оперативной психологической помощи детям, оказывающимся в трудных жизненных ситуациях.
Уважаемые коллеги, в течение сегодняшнего дня вы сможете познакомится с нашими школьными музеями, послушать рассказы о работе в них наших учеников, познакомиться с работой школы по созданию школьного виртуального электронного образовательного интранет-пространства, как активного современного средства обучения детей, так и средства защиты детей от негативных сторон современного Интернета, работой психологической службы по психологической поддержке здоровьеразвивающего обучения.
Очевидно, что для будущей успешности в жизни наших учеников и учениц очень важно получить в школе хорошие фундаментальные знания, но и очень важно, чтобы сегодняшние школьники вышли из нее физически, психически и нравственно здоровыми людьми, чтобы в своей последующей жизни они ощущали всю полноту радости от своей будущей творческой работы, своей семьи, своих будущих детей и внуков.
Быть образованным, говорил мой научный руководитель и учитель академик РАО, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.И. Купцов, – это значит быть способным на протяжении всей жизни рассказывать что-то важное и интересное членам семьи и, прежде всего, своим детям и внукам.
Очевидно, что для преодоления вышеизложенных проблем необходима консолидация всех прогрессивны сил, как в нашей стране, так и в странахпредставленных в Парламентской Ассамблее Европы. Нам всем необходимо пересмотреть и изменить приоритеты, а именно отказаться от ориентации общества на производство вещей и в качестве главной цели Европейского Союза провозгласить всестороннее развитие человека и его здоровье.
В своем выступлении я смог только частично рассказать об итогах исследований и практических наработках в вопросах здоровьеразвивающей образовательной деятельности школы. Более подробно об отдельных ее составляющих вы сможете познакомиться на уроках наших учителей и из выступлений моих коллег в ходе нашего «Круглого стола».
Выступление опубликовано в итоговых материалах симпозиума.