О том, что сорок восемь не всегда равно сорока восьми…
Уважаемые коллеги!
Учителя и родители!
Бабушки и дедушки!
Сегодня мы с Вами попробуем поговорить о некоторых способах подготовки школьников к выпускным экзаменам в форматах ОГЭ и ЕГЭ.
Которые в настоящее время активно предлагаются на многочисленных рекламных страницах в интернет-пространстве…
И в определенной степени о физическом, психическом и духовно-нравственном здоровье. Выпускников школы…
По сложившейся традиции, для рассмотрения «Некоторых способов подготовки школьников к выпускным экзаменам…» обратимся к небольшому рассказу, а возможно, в будущем и притче «О том, что сорок восемь не всегда равно сорока восьми…».
«О том, что сорок восемь не всегда равно сорока восьми…».
Если вы когда-нибудь были ранней весной или летом в горах… В горах Западного Кавказа… То на всю жизнь запомните красоту этих мест…
Для подготовки к походам в горной местности в одном из городов нашей страны была открыта школа «Горная тропа». В школу в этом году набрали 12 групп по десять человек, которые по окончании школы должны были совершить походы в горах Западного Кавказа. По местам боевых действий в годы Великой Отечественной войны.
Наш рассказ коснется истории только двух групп, которые проходили обучение в этой школе.
Первая группа проходила обучение под руководством инструктора «Олега», который всегда старался проводить занятия честно, по четко разработанному плану…
Вторая группа проходила обучение под руководством инструктора «Сергея», который не всегда старался проводить занятия так, как это должно было быть…
На первом занятии «Олег» четко объяснил в своей учебной группе, как будут проходить занятия и что «сачкование» на них и пропуски занятий он не допустит…
«Сергей» в отличие от «Олега» был более «гуманный» и «добрый» наставник. На первом же занятии он сказал, что понимает своих учеников…
Что понимает, как им будет трудно совмещать свою обычную жизнь и работу с учебой в их школе… Поэтому он предложил учащимся своей группы один довольно интересный вариант обучения. И он приблизительно заключался в следующем. Все учащиеся могут свободно посещать или не посещать его, «Сергея» занятия. А на вопрос слушателей о том, как они будут в конце обучения сдавать экзамен по «Горной туристической подготовке» он, «Сергей» им пообещал дать развернутую шпаргалку с ответами на все вопросы, которые будут в экзаменационных билетах.
Прошел почти год обучения…
В первой и во второй группе обучающиеся четко следовали установке своих наставников, которые они сформулировали, а затем реализовывали на протяжении всего курса обучения…
В первой группе все 10 человек добросовестно, без пропусков посещали все занятия…
Во второй группе добросовестно посещали все занятия всего два человека… Остальные восемь воспользовались «добротой» инструктора…
И вот настал день выпускных итоговых экзаменов…
Конечно, всем… Уважаемые коллеги… Интересно… Какой же был результат этого экзамена?
В первой группе 8 обучающихся получили отметку «5» – «отлично» и 2 человека получило отметку «4» – «хорошо». С общей суммой результата «48» баллов. (5 Х 8) + (2 х 4) = 48.
Во второй группе так же 8 обучающихся получили отметку «5» – «отлично» и 2 человека получило отметку «4» – «хорошо». С общей суммой результата «48» баллов. (5 Х 8) + (2 х 4) = 48.
Но вот вопрос: на сколько 48 (1) = 48 (2) …?
Уважаемые коллеги!
Как Вы, наверное, догадались, отметку «4» – «хорошо» во второй группе получили обучающиеся, которые посещали все занятия и отказались воспользоваться шпаргалками на экзамене от «доброго» инструктора «Сергея» … А пятерки получили восемь тех. Кто «честно» воспользовался шпаргалками…
Настало время, когда каждая из групп, выбрав своего руководителя из своих же товарищей, отправилась в путешествия по Западному Кавказу…
Горы Западного Кавказа — это и красоты Главного Кавказского хребта с его зелеными цветущими долинами, снежными вершинами и перевалами, чистой прозрачной водой в высокогорных озерах и стекающих вниз бурных речках…
Но горы – это места, в которых путешественников очень часто поджидают разные и не всегда приятные природные сюрпризы…
Так и в этот год…
Непогода застала наших путешественников из группы №1 и группы №2 в разных местах Западного Кавказа. Приблизительно в пяти километрах друг от друга. Для конца июля или начала августа месяца – снежная метель, сильный туман, температура ноль градусов на высоте 2500 метров. Это не такое частое явление…
Обеим группам выпало серьезное испытание …
В группе №1 приняли решение не блуждать в тумане и снежном буране, а остановиться и разбить лагерь у небольшого озерка на седловине перевала…
А на следующий день, когда буран стих, группа при хорошей видимости легко спустилась с перевала в зеленую теплую долину…
В группе №2 решили продолжать движение траверсом параллельно главному хребту, невзирая на ухудшившуюся погоду… Вскоре тропа, идущая вдоль хребта, из-за непрерывно падающего снега исчезла… Было холодно … Одежда от мокрого снега намокла… Руководитель группы, который сдал выпускной экзамен на отметку «5» – «отлично» сел на свой рюкзак и закрыл голову руками… Что дальше делать и куда идти он не знал… На счастье этих ребят, их руководитель чудом остановился вовремя… Он обессиленный сидел на своем рюкзаке на краю снежного карниза. Еще пару – тройку шагов и вся группа могла бы сорваться с обрыва в глубокое ущелье…
Но, Уважаемые коллеги… Мы не ставили целью нашего рассказа показать печальные последствия «некоторых способов обучения и сдачи итоговых экзаменов» в «школе» по подготовке к путешествиям в горной местности…
В группе №2. Мы с Вами помним. Было два человека, которые честно учились и честно сдавали выпускные экзамены, но почему-то получили отметки «4» – хорошо. Не будем уточнять по какой причине… Именно ОНИ не растерялись и нашли выход из сложившейся ситуации. И все участники группы №2 вернулись живыми домой.
Возможная (прямо вытекающая из рассказа-притчи) мораль.
Не всегда в жизни. 48 = 48.
Не всегда отметка на итоговом экзамене «5» больше отметки «4».
Возможная (предостерегающая) мораль.
Уважаемые коллеги! Родители! Бабушки и дедушки! Мальчики и девочки!
Не поддавайтесь соблазну воспользоваться многочисленными предложениями по подготовке детей к выпускным экзаменам в формате ОГЭ или формате ЕГЭ, если увидите на страницах интернет-пространства от «добрых псевдо-учителей» некоторые объявления и некоторые рекомендации для «успешной» сдачи этих экзаменов.
И далее в интернете можно легко посмотреть бесконечный ряд подобных предложений и советов от «добрых инструкторов» …
Возможная (заключительная для выпускников) мораль.
В реальной жизни… В реальных, не простых, а иногда смертельно опасных жизненных ситуациях всегда лучше, когда тобой и твоими товарищами или коллегами по работе руководит человек, знающий предмет своей деятельности. На отметку «5» – «отлично» или, в крайнем случае, на настоящую отметку «4» – «хорошо» …
Всегда лучше, если ты сам после сдачи экзаменов можешь самому себе сказать: «Я сдал честно все экзамены. И действительно, я знаю, что вот эти предметы сдал на отметку «5» – отлично, а вот эти предметы сдал на отметку «4» – хорошо.
И мои две отметки на экзаменах «5» и две отметки «4» — это в сумме точно 18 баллов. И это мои 18 баллов из возможных 20. Без всяких оговорок. Крестиков и ноликов. И это точно, что мои 18 = 18 !!!
И первую вершину, возможно, не самую сложную, мне удалось покорить.».
Гармаш В.Ю., к.п.н, почетный работник общего образования РФ
14.08.2023 г.