О Центре Базарного, целях его создания и основных направлениях нашей деятельности
Приветствую всех участников конференции.
Я кратко расскажу о нашем Центре, цели его создания, направлениях работы, а также о том, что мы сделали и делаем на сегодняшний день.
Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного – это прежде всего соратники, ученики и помощники профессора, которые долгие годы работали с ним над решением практических задач по разработке, распространению и массовому внедрению здоровьеразвивающих технологий начиная с 1970-х годов. Один из разработчиков технологий, Виктор Александрович Гуров, принимает участие в нашем мероприятии сегодня.
Наша цель — это создание ресурсного центра, содействующего распространению здоровьеразвивающих технологий во все образовательные учреждения страны.
С 90-х годов cовместно с В.Ф. Базарным мы активно работали над задачами массового распространения и внедрения здоровьеразвивающих технологий по всей России и за рубежом. Лично я присоединился к этой работе в 2011-м году. Мы провели несколько всероссийских и международных конференций, Европейский симпозиум, сняли документальные фильмы, множество интервью, издали и перевели несколько книг, собрали опыт сотен учреждений, сделали целый ряд веб-ресурсов и проектов по данной тематике с тысячами материалов для популяризации направления, инициировали ряд мероприятий в СФ, ГД и ОП РФ для привлечения внимания общества и власти к практическому и системному решению этой проблемы на государственном уровне.
Работу над созданием Центра в его текущем виде мы начали ещё при жизни профессора. В 2021-м году на 79-ти летие Владимира Филипповича мы запустили сайт Центра, планировали создание новой научно-практической лаборатории Базарного.
После ухода из жизни профессора мы работаем над формированием архива научно-практического наследия государственных лабораторий, работавших под руководством Владимира Филипповича с 1977-го по 2009-й год, и созданием Центра Базарного как некоммерческой организации с целью дальнейшего развития направления здоровьеразвивающей педагогики и преображения культуры образования в целом.
Мы продолжаем работать и с отдельными школами и садами, но только в очень ограниченном режиме. Поскольку недостаточность ресурсов не позволяет нам распылять свои силы на частные вопросы.
Отдельные сады, школы и кабинеты, вопреки ожиданиям многих, ничего не решают и решить в принципе не могут, необходима система, которая выходит далеко за границы территории образовательного учреждения. Даже лично, по своему собственному опыту, запуская отдельные кабинеты и даже школы с базовыми элементами, у меня уже есть несколько случаев когда сменилось руководство или просто учитель и не осталось даже следа от оборудования, тем более от методик.
Таким образом, требуется создание устойчивой системы, включающей в себя межведомственный координационный механизм управления.
Главная задача нашего центра — это, прежде всего, массовая реализация на государственном уровне и подготовка для этого соответствующей инфраструктуры.
В рамках этой задачи, в частности, мы работаем сегодня над модульным учебно-методическим комплексом, включающим в себя курсы повышения квалификации, учебно-методическое пособие и большой набор других сопутствующих материалов.
Но даже если будет принята соответствующая государственная программа, никакие директивы не изменят в один день поведение людей и культуру. Поскольку речь идёт о базовых стереотипах поведения человека. Это показывает, в частности, опыт Республики Коми, где программой Базарного на рубеже 2000-х годов было охвачено 490 школ и садов при полной поддержке руководства региона. Поэтому планомерная научно-просветительская деятельность находится также среди наших главных приоритетов. Мы подготовили целый ряд интернет-сайтов и опубликовали в общей сложности уже тысячи различных материалов и в рамках этой задачи.
На сайте Центра опубликованы книги, видео, сотни публикаций из опыта школ и детских садов, в частности, богатейший материал по поло-личностному подходу в обучении девочек и мальчиков. Это, прежде всего, Лицей раздельного обучения Гармония г. Железногорск, директор Е.Н. Дубровская, Московская школа-лаборатория №760 под руководством В.Ю. Гармаша, начальная школа-детский сад №115 г. Ярославля (Н.Н. Зеленцова), Лицей «Эврика» в Хакасии (директор Вахтель Анна Григорьевна) и, конечно это Земская гимназия в Балашихе (Кравченко Галина Викторовна и Кравченко Игорь Львович), в которой будет проходить второй день конференции.
Также нами созданы материалы для популяризации направления среди взрослого населения. Мы разработали множество материалов по вопросам эргономики рабочего места и двигательных режимов, перевели 3 книги с английского языка [1] [2] [3] и несколько десятков в научно-популярных публикаций по этому направлению.
Владимир Филиппович работал над практическими вопросами развития подрастающего поколения более 45 лет на базе 4-х государственных лабораторий, вырастил 16 кандидатов и докторов наук (это только те, кто защитились), плотно взаимодействовал с несколькими школами и садами, которые были экспериментальными площадками данных лабораторий. За эти годы накопилось большое количество данных, в том числе первичных материалов исследований.
Мы начали работать над архивом ещё при жизни профессора и завершим этот процесс только в этом году. Часть материалов которого постепенно публикуем на наших ресурсах. Некоторые вещи будут опубликованы позднее в печатном виде. Что-то будет издано после обобщения.
Мы оцифровали в общей сложности, около 150 000 тысяч страниц, 7000 фотографий, около 200 видео и аудио кассет различного формата, около 100 редких профильных книг и сборников из библиотеки профессора. Собрали более 600 публикаций в СМИ и видеосюжетов, начиная с 70-х годов прошлого века. Владимир Филиппович не просто оставил богатый след в истории, он преобразил всё наше будущее, создав для этого научный, практический и организационный фундамент.
Время не стоит на месте и мы дальше продолжаем развивать само направление, появляются новые разработки и решения, работаем над обобщающей аналитикой, изучением влияния других аспектов культуры на формирование человека и общества, понемногу собираем первичный материал уже для новых исследований. К выходу готовятся 2 две новых книги с уникальным материалом.
Ещё раз повторим, что для нас приоритетом является создание системы массового внедрения. И только в этом контексте следует понимать нашу деятельность. Мы считаем, что вопрос развития зрелых и здоровых поколений является первостепенным для любого общества и должны сделать всё возможное со своей стороны чтобы здоровое образование стало нормой для каждого ребёнка.
Благодарю за внимание, присоединяйтесь к нашей деятельности, вникайте в смыслы, распространяйте материалы, а самое главное, создавайте здоровую среду для себя и близких. Раскрывайте свой богатый природный потенциал, но не забывайте, что развитие происходит только через осознанные усилия.
Все наши решения, вопросы и ответы заключены в самом Человеке.
Сидоров Е.Е., исполнительный директор Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного
30 марта 2023, Общественная Палата РФ.
Презентация Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного
Вас приветствует Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного
مقاله عالی بود، آرزوی موفقیت دارم برای تو همیشه