Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Также мы понимаем здоровье не только как смысл жизни, но и как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, т.к. школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды наиболее активного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением ребенком общего среднего образования. «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов». (Из ежегодного Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию).
Условия современной школы могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является снижение здоровья детей, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику. Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. А так же за годы учебы в школе ухудшается здоровье: физическое, психическое. Фундамент школьных форм патологий закладываются в начальной школе и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
■ Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья.
■ Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом.
■ Уроки в школе проходят в основном в режиме дальнего зрения, и частично ближнего.
■ Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве.
■ Обучение детей по буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.
■ Дети в школе перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
Сохранению и укреплению здоровья детей, должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), введенного с 1 января 2010 года, регламентированы условия организации образовательного процесса и определены разделы основной образовательной программы. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС НОО- это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Перед современной школой стоит задача: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это свидетельство тому, что проблема века услышана. Одна из здоровьесберегающий технологий, которая эффективно применяется в начальной школе, «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования позитивной деятельности в детских садах и школах», разработанная доктором В.Ф. Базарным. Она предусматривает системный подход к развитию ребёнка и направлена на его комплексное гармоничное формирование и развитие на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа, что соответствует ФГОС. Технология одобрена Минздравсоцразвития и утверждена Правительством Российской Федерации, дает гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Данная технология не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эта технология основана на принципах:
■ проведения учебных занятий в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – занимается стоя за конторкой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка, что составляет основу энергетики человеческого организма;
■ движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей, с использованием подвижных «сенсорных крестов», карточек с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут находиться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе; держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее, и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции;
■ развития мышечно-телесной и зрительной координации, внимания и быстроты реакции, используя схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма;
■ развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного) восприятия осуществляется за счет работы с «Экологическим букварем» (картина-панно) расположенном на одной из стен класса и изображающим уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока;
■ развития психомоторной системы «глаз-рука» и формирования художественного чувства работая в специальных художественно-образных каллиграфических прописях перьевой ручкой;
■ художественно-эстетического воспитания. Детское хоровое иение, основанное на народных песнях и классической музыке, является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей;
■ трудового рукотворчества совместного с педагогами и родителями, где по законам искусства созидают окружающую их жизненную среду, и именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова;
■ раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек с учетом тендерных психофизиологических особенностей детей.
Применение здоровьесберегающих технологий В.В Базарного на уроках в начальной школе позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивается функциональная зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Сформировать навык сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Стимулирует психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль.
В Алтайском крае есть образов ательные учреждения, использующие здоровьесберегающую технологию или ее элементы на протяжении нескольких лет и имеющие положительный результат. «На уроках и во внеклассной деятельности наблюдается рост внимания, развитие творческого мышления и творческой активности учащихся. Особенно это просматривается у детей с СДВГ. … дети с радостью работают за конторками. При этом повысилось внимание, психическая устойчивость, снизилась утомляемость, выросла двигательная активность. Вывод напрашивается один: даже если применять элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, то можно добиться значительных положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья учащихся» (Гурьянова Л.П., учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 г. Новоалтайска). «Обучение детей по системе В.Ф. Базарного позволяет учиться через игру, самостоятельно оценивать свое состояние, приумножать здоровье, формировать познавательную активность» (Тюнина Л.А., МОУ «СОШ №21» г. Славгорода). «Используя технологию В.Ф. Базарного, я создала условия для формирования успешной творческой личности, научила детей заботиться и укреплять своё здоровье» (Бокова Г.И., учитель начальных классов МКОУ «Волчихинская средняя школа №1»).
Применение здоровьесберегающих технологий В.В Базарного в школе позволяет не только ребенку стать здоровым и гармонично развитым, но и педагогу повысить свой творческий потенциал. «Эта методика помогла мне стать свободной, раскрепощенной, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе» (Бокова Г.И., учитель начальных классов МКОУ «Волчихинская средняя школа №1»).
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение»,2011
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Могильникова Н.П., методист кафедры здоровьесберегающих технологий НМЦ психолого-валеологического образования АКИПКРО, г. Барнаул