Внедрение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с нарушениями зрения
Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников с нарушениями зрения в МБДОУ «Детский Сад №30» компенсирующего вида города Барнаула
Наш детский сад посещают дети с нарушениями зрения. Основной контингент составляют дошкольники от 2 до 7 лет с амблиопией и косоглазием, нередки и такие формы зрительной патологии, как близорукость, дальнозоркость, нистагм, астигматизм. Направления работы в специализированном детском саду отличаются от обычных дошкольных учреждений: обучением и воспитанием детей занимается не только воспитатель, но и тифлопедагог, логопед, медсестра – ортоптистка. У каждого специалиста своя программа, которую ребенок должен освоить. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий – такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой, качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, способствуют его укреплению. Поэтому в практической деятельности педагогов ДОУ нашли широкое применение элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф. Базарного.
Чрезмерный объем получаемой детьми информация в образовательной деятельности приводит к умственным перегрузкам, сокращается время для двигательной активности и свободной деятельности детей. Решение данной проблемы мы нашли в интеграции, так как суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Здоровьеразвивающая технология академика В.Ф. Базарного как никакая другая, подходит для снятия явно завышенной нагрузки, так как любое занятие интегрированное, а форма его организации – это игра, сказка, путешествие, которое не утомляет, а увлекает, да ещё как добрый доктор сберегает здоровье малышей.
Заповедь Базарного «Не усади!» предполагает движение, поэтому мы стараемся проводить различную деятельность детей в режиме смены динамических поз. Часть времени дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, другую часть времени дети проводят сидя, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут, затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.
В.Ф. Базарный писал «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся», поэтому организация деятельности детей в режиме постоянного движения позволяет развивать у воспитанников зрительно -моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, сформировать атмосферу доверительного отношения, в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно -сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы; имеет высокие показатели физического развития здоровья; повышается иммунная система; улучшаются ростовые процессы; развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психоэмоциональной); снижается степень низкой склоняемости головы.
«Никакой преграды глазу!» – еще один принцип В. Ф. Базарного. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая успешно решается в нашем дошкольном образовательном учреждении и родителями в условиях семейного воспитания. Обязательным условием стало проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно в формах организации деятельности детей, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (рисование, аппликация, конструирование). Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз. Также используются в работе педагогов ДОУ упражнения на зрительную координацию. Влияние таких упражнений: данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно -моторной реакции; на скорость ориентации в пространстве; у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно -ручная и телесная координация; дошкольники становятся внимательными, зоркими. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Широко используются зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно -двигательных траекторий (офтальмотренажеры). В кабинете учителя-дефектолога на стене оформлена диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево -золотистый, восьмерка – ярко- голубым цветом. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, так как снимается напряжение, психическая утомляемость и избыточная нервная возбудимость.
Упражнения на мышечно-телесную координацию организуется в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы, кабинета. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего, на дальнее расстояние, и, наоборот. Для двигательной активности используются «сенсорные кресты», которые развешены под потолком в групповых комнатах. На них закрепляются различные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, иллюстрации и пр.). Воспитатель в ходе организованной образовательной деятельности периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что -то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Дошкольники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение.
Литература.
1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс -контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
4. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа». – 2006, № 8. С. 98.
5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.
7. Демирчоглян Г. «Детское зрение» (Советы по профилактике близорукости у детей) – М.,1998
8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями Зрения» – М.,1990
9. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М., 1978
Баженова Е.В., учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №30» компенсирующего вида г. Барнаула
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции