Формирование успешной здоровой творческой личности младшего школьника через использование элементов методики В.Ф. Базарного
Актуальность
Интенсификация учебного процесса создает предпосылки для нервно – психического напряжения.
1) Гиподинамия на уроке.
2) Снижение умственной работоспособности.
3) Нарушение осанки.
4) Развитие плоскостопие.
Задача: воспитание нравственно и физически здорового гражданина, способного взять на себя будущее страны.
Цель: создать условия для формирования успешной здоровой творческой личности младшего школьника.
Школа дает подрастающему поколению глубокие и прочные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности.
Мне не безразлично, какой ценной для здоровья приобретаются эти знания. По результатам диагностирования выявлена проблема ухудшения здоровья учащихся к окончанию школы. Наблюдая за учениками младших классов, я заметила, что они чрезмерно склоняют голову при чтении и письме. Чаще всего склонение встречалось у младших школьников начавших обучение с 6 лет. Это связано с нагрузкой на ближнее зрение. Чрезмерное низкое склонение отрицательно влияет на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка, ухудшается работа сердечно -сосудистой системы.
Малая двигательная активность детей во время уроков приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы. Одной физминутки на уроке не достаточно, чтобы снять нервно -мышечное напряжение и укрепить здоровье детей.
Но альтернатива есть – смена «динамических поз» (стоя-сидя) при обучении по методике В.Ф. Базарного. Важен сам факт смены поз. Чем чаще ученик меняет положение тела, тем естественней он себя чувствует.
Движение – это жизнь. За комфорт, а точнее за свою лень (имеется в виду сидячий образ жизни) людям приходится расплачиваться здоровьем .
(Вспомнилась производственная гимнастика Советских времен.) Движение, прямохождение, прямостояние – это выработанная «телесная вертикаль» человеческого существования. Вмешиваясь в природу, мы вторгаемся в ранимую область здоровья, наносим ему вред.
Детские сады не приспособлены к тому, чтобы создать условия для детей в режиме чередования положений сидя-стоя. У детей нет выбора. На протяжении сидячего процесса обучения они копят болезни и портят здоровье. Некоторые дети приходят в школу уже с нарушением осанки и зрения.
Дети моего класса очень подвижны. На уроках, работая только в сидячем положении, они быстро уставали, начинали возиться, иногда вставали.
В школьной мастерской из старых парт старшие ребята с учителем трудового обучения изготовили конторки. Родители помогли их покрасить. Конторки соответствуют росту учащихся, ближний верхний край находится на уровне грудной клетки. Угол наклона столешницы 15°-17°. В течение урока дети меняют положение тела 3-4 раза, т.е. через каждые 10-15 мин. В 1-м классе дети меняются местами через каждые 5 минут.
Стоя за конторкой невозможно сутулиться. Костно-мышечный аппарат раскрепощен, и кровоток не нарушен. Ребенок развивается в своей естественной физиологической телесности. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости. Рабочий угол наклона является более эффективным для глаз, чем горизонтальная поверхность парты. Конторка позволяет ребенку самостоятельно регулировать свою активность и исключает принудительное физическое расслабление во время уроков. В итоге, дети растут весь год, а не только летом, когда обычные школьники во время каникул имеют максимальную двигательную активность. Непрерывный рост менее повреждает сосуды и не оказывает нагрузку на сердечную систему.
При сидячем образе жизни мышцы стопы ослабевают и не удерживают вес человека, развивается плоскостопие. Работая в динамическом режиме, мышцы ног и спины со временем укрепляются.
Холодный пол в старом школьном здании зимой не позволяет детям стоять за конторкой в х/б носочках на ковриках. Я предлагаю детям в классе переобуться в более легкую обувь. В другое время года ученики стоят на массажных ковриках с пришитыми на них пуговицами, сшитых родителями.
Письмо является одним из основных средств деятельности ученика. Наблюдения показали, что письмо, выработанное стоя за конторкой, отличается каллиграфией. Важная часть работы над каллиграфией – развитие тонкой моторики. Лепка, вырезание ножницами мелких деталей, рисование карандашом, штриховка. Этим я целенаправленно занимаюсь на уроках трудового обучения и ИЗО. Ученик не может делать быстро то, что не научился делать легко. Поэтому не освоенное быстрое письмо приводит к школьному стрессу, повышенной утомляемости и заболеваемости. Безотрывное письмо шариковой ручкой вызывает перенапряжение у первоклассников, так как она не приспособлена к дозированной нагрузке. А ребенок не может в процессе овладения письмом регулировать свою нагрузку на руку. В 2013 -2014 учебном году ко мне придут учиться первоклашки. Я планирую обучение письму начать с письма карандашом.
Большое внимание уделяю профилактике нарушений зрения. Шторы в моем кабинете занимаю 2/3 части сверху окна. Нижняя часть окна свободна. Это позволяет ученикам отвести взгляд и перестроить зрение на дальние предметы, тем самым снять зрительное и мышечное напряжение.
В классе присутствует тренажер – схема из разноцветных линий, образующих «8» и «крест», вписанный в овал. Передвигая взгляд по направлению стрелок, глаза детей отдыхают. Особенно такой отдых глазам нужен после чтения и выполнения письменных работ. На уроках регулярно устраиваю специальную разгрузку с переводом зрения на дальние дистанции. Дети рассматривают нарисованные на потолке предметы. Это позволяет не только переключить взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровообращение мозга. Дети с проблемами в шейном отделе рассматривают разноцветные флажки, висящие над доской.
На стене вывешиваю широкоформатные картины с изображением природных ландшафтов для переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, картина помогает смягчить воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства. Использование сенсорно -моторных тренажей позволяет ученикам совершать синхронно -сочетанные движения глазами, головой и туловищем.
В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Это могут быть сюжеты-пейзажи из природы, сцены-иллюстрации из народных сказок, сюжеты из космической тематики, дорожные знаки. Средние размеры картин в пределах 1 листа А-4. Под каждой картинкой помещается одна из четырех цифр. Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности сюжетно-образный комплекс. Каждый сюжетный комплекс меняю через каждые две недели. Я считаю 1-2-3-4. Дети быстро фиксируют взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Через 30 секунд режим счета меняется на противоположный (4-3-2-1).Общая продолжительность тренажа составляет 1,5 минуты. Я использую их при зрительном – напряженном либо умственно -напряженном уроке, при занятии за компьютером. Такие упражнения повышают эффективность учебно-воспитательного процессе.
Работаю с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.
Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные в углу класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне, на стенах. Ученики анализируют, объединяют понятия в группы, исключают лишнее.
Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Я сама пою, на уроках мы поем хором с детьми.
Наиболее эффективными упражнениями, повышающими физическую и психическую активность детей на уроке, в том числе предупреждающими их утомление те, которые были сориентированы на активизацию мышечно-телесного, в том числе зрительного чувства координации (сочетание движения глазами, головой и туловищем.) Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Каждое упражнение базируется на зрительно поисковых стимулах.
В результате применения комплекса мер, рекомендованных методикой В.Ф. Базарного, имею следующие результаты.
В моем классе в 2009-2010 учебном году количество пропущенных дней по болезни на человека в год составляло – 3,6 дня. В других классах параллели – 8 дней. В 2010-2011 учебном году соответственно 2 дня и 5 дней в 2011-2012 – 2,8 дня и 4 дня.
С 2006-2007 учебного года не отмечаются заболевания опорно-двигательного аппарата, и не возросло количество заболеваний связанных со зрением (1). Девочка пришла в школу уже с нарушенным зрением.
В конце учебного дня уровень умственной работоспособности падает на 10-12% это естественный процесс. Этот показатель на 10% выше, чем в других классах параллели.
С 2006-2007 учебного года мой класс занимает призовые места в школьных конкурсах «Здоровый класс», «Здоровый ученик». «Самый здоровый ученик» – ученик моего класса Шампоров Ян.
Качество знаний по классу возросло с 73% до 79%, успеваемость 100%. Дети активны, умеют чередовать умственный труд с отдыхом. Они меньше устают, больше успевают.
Ученики ощущают себя счастливыми.
Каждый урок оставляет в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети испытывают ощущение комфорта, защищённости и интерес к моим урокам. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом мою жизнь.
Повысились функциональные возможности организма учащихся. Вырос уровень физического развития и физической подготовленности школьников.
Повысился приоритет здорового образа жизни, мотивация к двигательной деятельности.
Повысилась профессиональная компетенция и заинтересованность меня, как педагога в сохранении и укреплении здоровья школьников. Есть поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Используя технологию В.Ф. Базарного, я создала условия для формирования успешной творческой личности, научила детей заботиться и укреплять своё здоровье. Эта методика помогла мне стать свободной, раскрепощенной, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе. И только такой учитель сделает свободным и раскрепощенным подрастающее поколение, способное взять на себя будущее страны. Итоги конкурса видеофрагментов уроков с использованием методики В.Ф. Базарного (грамота за 3 место), придали мне еще большую уверенность. Я на правильном пути.
«В свое время общество сделало четкий социальный заказ школе: аттестат на зрелость. А ведь зрелым может быть только «здоровая, цельная, творческая личность» В.Ф. Базарный.
Бокова Г.И., учитель начальных классов МКОУ «Волчихинская СОШ №1»
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции