Растим мужчину в школе
Число детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально развитых стран неуклонно растет. В России это усугубляется историческими процессами, связанными с революциями и войнами, которые снижают количество мужчин. Таким образом, стратегической задачей современной России является поддержка семьи, воспитание и образование мальчика — будущего мужчины и отца. Причем, решение этой задачи необходимо начинать с самого раннего возраста.
В России все больше детей воспитывается в семьях, живущих в гражданском браке и в неполных, преимущественно материнских, семьях. В сочетании с увеличением количества разводов это способствует росту социальной и психологической безотцовщины. К тому же участие отца в воспитании мальчика нередко остается символическим. Отцовский вклад колеблется от 2% до 9% во время ухода за больным ребенком и помощи в приготовлении уроков. Еще больше падает влияние отца в случае развода.
Вопреки мнению о незначительности отцовской роли, психологические исследования показывают, что наличие отцовской заботы положительно сказывается на психических качествах детей. Обычно к 9- 10 годам мальчик перестает идентифицировать себя с матерью. Подросток этого возраста стремится проводить больше времени с отцом. Роль отца на этом этапе развития мальчика жизненно важна.
Если отцы принимают участие в жизни своих сыновей, радуются сыновним успехам, твердой рукой устанавливают границы и нормы, мальчики раскрываю все свои лучшие качества. И наоборот, отсутствие отца ослабляет мальчика. В моей педагогической практике был яркий пример этого. В одном из классов был подросток, являвшийся явным лидером, но постепенно статус мальчика в классе начал снижаться и он перешел из лидеров в разряд «середняков». Причиной таких перемен стало то, что из семьи ушел отец.
Поэтому ответственному отцовству необходимо учить и учиться. Но где мальчику-подростку-юноше впитывать мужские роли, если в семье зачастую отца нет, а в школе — женщины-педагоги демонстрируют только женские роли и проявления?!
Школа «теряет» своих учеников, прежде всего мальчиков, обучая и воспитывая без учета их мужества. Традиционно девочки лучше учатся, среди них больше отличниц, медалисток. Они более прилежны и примерны в поведении. Но почему наука и культура испокон веков создается мужчинами?!
Привлечение в систему образования «сильного пола» может изменить в лучшую сторону ситуацию в воспитании будущих мужчин, и это должно стать государственной задачей. В Лицее №103 работает 23 мужчины.
Говоря о воспитании и обучении мальчиков, хочу поделиться опытом нашего учебного заведения. 21-й год в нашем Лицее существуют, наряду со смешанными классами, классы с раздельным обучением. Научно-методические основы такого образования помогли нам разработать Владимир Филиппович Базарный, Тамара Петровна Хризман, Валентина Дмитриевна Еремеева. Анализ научного опыта и собственных наработок в области раздельного обучения показывает, что для девочек раздельное обучение — благо, а для мальчиков — прорыв.
Наш Лицей поставил целью обучать юношей и девушек адекватно полу, ориентировать на воспитание качеств, маркированных природой, генетикой, полом. Для этого педколлектив взял направление на:
• изменение парадигмы образования, содержания образовательных программ, методик обучения в гендерном смысле;
• реализацию спецпрограмм в соответствии с профилем Лицея раздельного обучения, направленных на развитие всесторонне развитой гармоничной личности;
• реализацию программ повышенного уровня по ряду предметов;
• реализацию программ углубленного обучения (английский язык, биология, информатика, геометрия, эстетика, технология).
• На всех ступенях обучения в Лицее формируется личность будущего мужчины с учетом современного образа юноши- выпускника:
• сформированность значимых качеств личности (смелость, воля, внимание, ответственность, настойчивость);
• активная деятельность;
• целеустремленность к достижению высокого социального и профессионального статуса.
Для совершенствования образовательной среды в раздельных классах необходимо постоянное научно-методическое образование педагогов Лицея. С 2000 года в Лицее проведено 15 региональных и Всероссийских семинаров и конференций, посвященных раздельному обучению, Лицей участвовал в 10 семинарах и конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Кемерово), на которых знакомился с опытом коллег и представлял свой опыт в области раздельного обучения.
Наш опыт показывает, что учителям, работающим в классе мальчиков, при разработке приемов обучения необходимо учитывать следующее:
• мальчики эффективно воспринимают информацию о действиях и в действии;
• хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов;
• мальчики воспринимают информацию аналитически;
• они мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, т. е. на его эмоциональную окраску;
• для мальчиков характерна высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени; они быстро и легко решают новые задачи, хуже — стереотипные;
• при повторении материала активность ответов снижается;
• мальчикам для полноценного психического развития нужно больше пространства;
• мальчики обладают выраженной способностью к поисковому поведению.
Характерные особенности организации педагогического процесса для мальчиков могут выглядеть следующим образом: высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач; большое количество нестандартных, логических заданий; минимизированное количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений.
В классе мальчиков необходимо:
• использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
• дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
• подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей;
• осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
• тематика материала, соответствующая мужскому архетипу;
• необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.
Во внеурочной деятельности основную цель работы с мальчиками можно обозначить как создание мальчиковой культуры детства — отрочества — юности. Наиболее эффективным средством является активная творческая деятельность в различных областях (спорт, научное и художественное творчество). В Лицее 32 направления дополнительного образования, среди которых представлены области деятельности, гармонично и эффективно развивающие именно мальчиков:
• спортивный клуб «Олимп», атлетическая направленность которого развивает у 14-19-летних подростков и юношей стремление к здоровому образу жизни, уверенность в своих силах, адекватную самооценку;
• школа воинских искусств (ушу, цигун), обучение в которой базируется на основе классических систем физического и нравственного развития и оздоровления человека;
• АРТ-студия, в пространстве которой профессиональные художники создают условия для творческого самовыражения школьника. Цель студии — вовлечение подростков в значимую для них продуктивную деятельность, способствующую самореализации и личностному росту. В рамках АРТ-студии реализованы проекты: «Молодежная галерея Зебра», «Артобстрел-2000», «Распишем фабрику конфет». Продолжает реализовываться проект «Распишем Лицей», в рамках которого уже расписано более 100 квадратных метров стен Лицея;
• издательство «Школьный дом», в рамках которого с 1992 года работает школьная видеостудия, с 1995 — школьная газета. Большинство юношей, прошедших через творческое горнило «Школьного дома» связали свою жизнь после школы с операторской, режиссерской, журналистской деятельностью;
• секция фехтования развивает в подростках не только координацию движений и хорошую физическую форму, но и рыцарские качества;
• секции баскетбола, волейбола и легкой атлетики позволяют выбрать то направление, для которого у ребят есть интерес и способности;
• курсы вождения автомобиля позволяют получить не только возможности профориентации, но и получение водительских прав по достижении 18 лет.
Анализ количества медалистов за 9 лет показывает превышение более чем в три раза количества медалистов (юношей) в классах раздельного обучения. С 1999 по 2008 год в Лицее выпущено 57 медалистов-юношей, из них 13 учились в смешанных классах, 44 — в раздельных.
Подтверждают свою успешность юноши и после окончания Лицея. Сегодня пятая часть наших выпускников — студенты столичных вузов, около половины из них — юноши.
Наработанный в Лицее опыт в области гендерного образования позволяет эффективно развивать мальчиков-подростков-юношей как в раздельных, так и в смешанных классах. Но статистика, накопленная в Лицее за 20 лет существования, показывает, что показатели уровня обученности, воспитанности, здоровья и успешности стабильно выше именно у учащихся и выпускников раздельных классов.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах — долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины».
В связи с этим необходимо сформулировать четкий социальный заказ на воспитание зрелого, здорового, нравственного мужчины, способного продолжить свой род, принести пользу своей семье и благо своему Отечеству. Эта задача должна реализовываться через поддержку семьи, через поддержку системы образования.
Богдан Анатольевич Ковель, завуч
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике
Я поведу тебя… в Лицей! Фильм о лицее раздельного обучения №103 “Гармония.”