Повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов в вопросах раздельно-параллельного обучения и воспитания
Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы должны делать то же что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Театр начинается с вешалки, а наша гимназия — с начальной школы. Учителя начальных классов гимназии № 14 «Университетская» являются инициаторами инновационной деятельности, внедрения новых, более совершенных методик и технологий, апробации новых образовательных стандартов, внедрения организационных новшеств. Администрация гимназии и директор Судоргина Любовь Вилениновна не просто возлагают на прогимназию большие надежды, но и целенаправленно организуют повышение профессиональной компетентности педагогов.
С 2006 года начался новый этап в развитии гимназии — в начальной школе реализуется эксперимент по раздельно-параллельному обучению и воспитанию младших школьников.
Для подготовки учителей к работе в рамках эксперимента составлена программа, предусматривающая несколько направлений:
• изучение опыта работы инновационных школ, работающих по данной проблеме;
• изучение научно-методической, психологической и педагогической литературы;
• повышение квалификации, переподготовка педагогов;
• обучение приемам, методам, техникам обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Педагоги, входящие в экспериментальную группу, изучили литературу, связанную с проблемами гендерной педагогики и психологии, полоролевых и нейропсихологических особенностей учащихся (Т. В. Бендас, В. Д. Еремеева, В. Ф. Базарный, Г. Н. Козловская, Н. Н. Ку- инджи и др.) и опыт работы образовательных учреждений, работающих в режиме раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек (г. Москва ГОУ СОШ №1257, ГОУ СОШ №343; г. Санкт-Петербург ГОУ СОШ № 106, ГОУ СОШ №139, женская гимназия «Александрийская»; г. Железногорск (Красноярский край) лицей №103; МОУ СОШ № 82 г. Новосибирска). Они изучили медицинские исследования профессора Н. Н. Куинджи (г. Москва) по теме «Изучение работоспособности, эмоционального статуса, невротизации при раздельном обучении мальчиков и девочек», а в ноябре 2008 года представили наработанные материалы при личной встрече. Администрация и учителя гимназии прошли курсы повышения квалификации в 2006 году по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в классах раздельного обучения» г. Санкт-Петербург, Восточно-Европейский Институт психоанализа, в 2007 году стажировались в лицее № 103 «Гармония» г. Железногорска (Красноярский край) по теме «Методы и формы работы педагогов в разнополых классах». В 2007 году состоялась стажировка по вопросам раздельного обучения в Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт- Петербург; с 15. 10. 2007 по 30. 01. 2008 — заочное обучение по теме «Модель раздельного обучения мальчиков и девочек: теория и практика». В феврале, ноябре 2008 года прослушали авторский курс В. Д. Еремеевой, заведующей кафедрой педагогики детства Санкт- Петербургской академии постдипломного образования, кандидата биологических наук по теме «Нейропсихология, нейропедагогика как основа дифференцированного обучения» на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования; в ноябре 2008 года изучали опыт средней школы № 3 г. Тулы. В результате 12 педагогов стажировались в различных образовательных учреждениях раздельного обучения, педагогический коллектив принял участие в авторском семинаре В. Д. Еремеевой, проводимом на базе гимназии.
Большое значение приобрел обмен опытом учителей- экспериментаторов, осуществляемый в ходе открытых семинаров, круглых столов, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, проведение мастер-классов на базе гимназии, других учреждений образования.
Опыт работы гимназии по раздельно-параллельному обучению и воспитанию весьма востребован педагогической и родительской общественностью Ленинского района города Новосибирска Новосибирской области.
За последнее время педагоги начальных классов провели несколько научно-методических и практических мероприятий.
12 февраля 2008 года — семинар для учителей города Колывани «Особенности организации учебного процесса в классах раздельно-параллельного обучения». Коллеги высоко оценили представленные материалы, технологию организации учебного процесса и «школы полного дня», подходы к формированию воспитательной системы, профессионализм, открытость, стремление к сотрудничеству педагогов прогимназии.
25 августа 2008 года — выступление в рамках районной августовской конференции педагогов Ленинского района на секции учителей начальных классов «Экспериментальная деятельность педагогов прогимназии».
23-24 декабря 2008 года — городская научно-практическая конференция «Раздельно-параллельное обучение и воспитание как условие сохранения здоровья младших школьников». Основными вопросами, освещенными в ходе конференции, являлись психолого-физиологические основы раздельно-параллельного обучения, инновационный потенциал раздельно-параллельного обучения и воспитания в муниципальной системе образования, развитие системы раздельно-параллельного обучения в современном образовательном пространстве, психолого-педагогические особенности учебно-воспитательного процесса в классе мальчиков и классе девочек, проектная деятельность в классе девочек как форма эмоционального самовыражения и другие. В работе конференции приняли участие медицинские работники, представители педагогической науки, учителя-практики. Уникальность данного мероприятия состояла в творческом союзе педагогических коллективов гимназии № 14 «Университетская», средней школы № 82, науки и практики, медицины и педагогики. Теоретические выводы, представленные в докладах, наглядно проиллюстрировали учителя прогимназии, представив результаты своей деятельности, и указали на наиболее важные моменты обучения и воспитания девочек и мальчиков. Интерес к проблематике настолько велик, что при Городском центре развития образования создана модульная лаборатория «Гендерное обучение и воспитание» под руководством директора гимназии Судоргиной Л. В., а в 2009 году гимназия стала городской экспериментальной площадкой в составе образовательных учреждений, реализующих гендерный подход в городе Новосибирске.
13 марта 2009 года — семинар для руководителей образовательных учреждений и учителей начальных классов «Раздельно-параллельное обучение и воспитание младших школьников». Присутствующие отметили универсальную систему организации образовательного процесса, профессиональную компетентность администрации и всего педагогического коллектива. Отношение к открытым урокам, мероприятиям, выступлениям, методическим материалам свидетельствовало о значительном интересе к представленной проблематике.
Пропаганда передового педагогического опыта в средствах массовой информации, в профессиональных изданиях — важный элемент повышения профессиональной компетенции педагогов. «Педагогическое обозрение», издаваемое Городским центром развития образования Новосибирска, в январе-феврале 2009 года посвящено обобщению опыта работы гимназии по раздельно-параллельному обучению и воспитанию. Значимым событием в жизни учителей прогимназии является выпуск научно-методического издания «Школа в школе», посвященного вопросам гендерного обучения и воспитания. Это издание позволило подвести итоги первого этапа эксперимента, продемонстрировать исследовательский потенциал педагогов гимназии.
В системе работы гимназии по повышению профессиональной компетентности педагогов экспериментальная деятельность играет важную роль. Вместе с тем, мы не забываем создать условия для того, чтобы каждый учитель систематически проходил базовые курсы повышения квалификации, составлял программу собственного профессионального развития, разрабатывал рабочие программы по предметам, планировал воспитательную работу и внеурочную деятельность детей. Учителя владеют технологиями работы в системе различных УМК, учитывая психофизиологические особенности мальчиков и девочек.
Внешней оценкой профессионализма педагогов является то, что все учителя прогимназии аттестованы, 50% из них — высшей квалификационной категории, имеющие авторские технологии. Каждый из педагогов открыт к сотрудничеству, способен оказать методическую помощь коллеге, провести консультацию для родителей, представить результаты деятельности в средствах массовой информации и получить положительную экспертную оценку.
Елена Геннадьевна Чернышенко, заместитель директора по УВР Вагнер Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 14 «Университетская», ® 630064 г. Новосибирск
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике