Особенности преподавания физической культуры в классах девочек
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с медицинской точки зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, хотелось бы взглянуть на школьную физкультуру с точки зрения учителя, заинтересованного в развитии женского начала в девочках. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания, как уроков воспитания эстетического отношения к занятиям физической культурой, уроков соблюдения гигиенических правил, умения контролировать свое физиологическое состояние. Владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями — основа физического воспитания девочек. Физическое воспитание девочек имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
Девочки на занятиях (по В. Д. Еремеевой):
• с желанием учатся, проявляют инициативу, радость познания;
• в однополом классе складывается более благоприятная обстановка для воспитания девочек;
• исполнительны, аккуратны;
• более комфортная обстановка в классе раздельного обучения позволяет девочкам понимать смысл в речевой деятельности, эмоциональной (мозг активизируется);
• в большей степени пребывают в радости (что способствует мозгу быстрее и прогрессивнее развиваться);
• эстетический компонент способствует формированию личности с эмоциональным интеллектом;
• приобретают уверенность в себе и своих способностях (меньше стрессов);
• порой капризничают из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга);
• нередко теряются, испытывают чувство настороженности и страха, более внушаемы и доверчивы;
• наблюдается медленное осмысление заданий.
В связи с этим важное место в системе работы учителя физической культуры занимает разработка рабочей программы, рабочая программа — это документ, определяющий логику и содержание курса, формы и методы педагогического воздействия. Разрабатывая рабочую программу, уделяю особое внимание целеполаганию, тематическому и календарно-тематическому планированию, требованиям к основным знаниям, умениям, навыкам, как по итогам учебного года, так и промежуточным. Мониторинг индивидуального физического развития с учетом психофизиологических особенностей девочек является также составляющей частью программы. В основе рабочей программы по физической культуре для девочек прогимназии — «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-4 классы», авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, издательство «Просвещение», Москва, 2007 г.
Легкая атлетика, подвижные игры с основами спортивных игр, гимнастика с основами акробатики, лыжная подготовка, плавание — данные виды должны изучаться на уроках физической культуры, но не всегда материально-техническая база соответствует требованиям, поэтому при прохождении раздела «Легкая атлетика» чаще включаю специальные упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, координации. Для развития статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса и туловища использую метод круговой тренировки. Планируя подвижные игры, разучиваю с девочками игры, направленные на развитие ловкости, гибкости, координации и внимания. Кроме того, при подборе подвижных игр особое внимание уделяю названиям игр и их содержанию. Раздел гимнастика с основами акробатики занимает важное место, на изучение данного раздела отводится наибольшее количество часов, так как считаю данный раздел наиболее значимым в физическом развитии младших школьниц. Общефизическая подготовка как элемент каждого урока способствует эмоциональному настрою урока, улучшению настроения, особенно когда девочки включены в процесс и оказывают помощь учителю. Лыжная подготовка осуществляется в основном во внеурочное время, это походы в лес, в парк. Плаванием девочки занимаются два раза в неделю со специалистами в плавательном бассейне, который находится в непосредственной близости с гимназией.
Содержание учебного материала планируется в соответствии с поло-возрастными особенностями девочек, физическая нагрузка увеличивается пропорционально с 1 по 4 класс.
В учебный план начальной школы введен третий час физической культуры. В нашем образовательном учреждении он проводится как урок оздоровительной гимнастики. Роль таких занятий трудно переоценить. Упражнения на укрепление осанки, мышечного корсета, профилактика плоскостопия, заболеваний дыхательной системы способствуют укреплению здоровья и работоспособности, снимают утомление, так как проводятся в середине учебного дня в специализированном зале. Моторная плотность ниже, чем на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что обеспечивается индивидуальный контроль за качеством выполнения каждого упражнения каждой девочкой. Большое внимание уделяется девочкам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. С ними проводится оздоровительная гимнастика с использованием гимнастических палок с целью профилактики нарушений осанки. Использование гимнастических палок позволяет повысить эффективность специально организованных занятий. Упражнения, выполняемые с палками, способствуют развитию у детей двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, тренировке основных групп мышц, создают оптимальные условия для правильного положения туловища. Палки позволяют тренировать те группы мышц, которые не затрагиваются при выполнении других видов упражнений. Уроки оздоровительной гимнастики наиболее любимы девочками, о них всегда положительно отзываются родители.
Систематическому наблюдению за состоянием здоровья детей помогают результаты медико-педагогического контроля, которые фиксируются в листке здоровья и бланке педагогического мониторинга физического развития учащихся. При этом учитывается общее состояние здоровья, состояние костно-мышечной системы, уровень развития физических качеств, психоэмоциональное состояние ребенка. Педагогический мониторинг осуществляется два раза в год, в начале учебного года и по его окончанию. По результатам мониторинга определяется перспектива индивидуальной работы с каждой ученицей.
Кроме уроков физической культуры большое внимание уделяется организации и проведению оздоровительных мероприятий, это фитотерапия, спелеотерапия, кислородный коктейль, массаж. Внеклассная деятельность по физической культуре очень разнообразна — Спартакиада гимназии (Малые Олимпийские игры), Неделя физической культуры и спорта, Дни здоровья, Месячник «Мы — за здоровый образ жизни», участие в спартакиаде района и города.
Физическое воспитание в гимназии отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию учащихся.
Ольга Александровна Пигарева, учитель физической культуры
МОУ «Гимназия № 14 «Университетская»,
Я 630064 г. Новосибирск,
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике