Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста в полоролевых играх
Теоретические исследования российских и зарубежных исследований по игровой деятельности, вышедшие за последние десятилетия ХХ столетия и сейчас, методика преподавания в учебных заведениях и практическая постановка игровой деятельности в дошкольных учреждениях, свидетельствуют о том, что утверждение Б. Эльконина «игра — это отраженная модель поведения, проявления и развития сложных организующих систем, включает в себя сценарии разных процессов жизни», актуально будет всегда.
Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, поэтому педагогами нашего детского сада осуществляется попытка разработки нового содержания и технологии работы с дошкольниками через полоролевые игры и, в особенности, воспитания культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками ввиду проводимого нами эксперимента по проблеме полоролевого воспитания.
Мы не упускаем возможность использовать всю палитру существующих дидактических, словесных, развивающих, объединенных одним сюжетом и подчиненным конкретной теме занятия, его целям. В чем же заключается, на наш взгляд, новый подход к организации образовательного процесса?
Прежде всего, это организация деятельностного восприятия экспериментального материала (цикла игр и занятий) по полоролевому воспитанию.
По признанию психологов, игре ребенка предшествует исследовательская деятельность. Поэтому организация исследовательской деятельности — одна из обязательных составляющих любого нашего занятия и игры, особенно по ознакомлению дошкольников с окружающим, предметами труда взрослых в старшем дошкольном возрасте. В данном случае мы используем прием моделирования, который помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами.
Перед составлением конспекта полоролевой игры «Рыболовецкое судно», мы с детьми использовали простейшую модель трудового процесса маленького рыбака — игрового персонажа занятия. Чтобы отведать вкусной рыбки, ее нужно поймать. На листе бумаги дети рисуют рыбку, удочку, лодку рыбака, человечка-рыбака и сам процесс ловли рыбки удочкой. Трудная работа возлагается на мальчиков, которые авансом зарабатывают себе приоритет сильного пола в дошкольном учреждении.
Таким образом, направляемые логически последовательными вопросами воспитателя, детьми выделены: объект труда, инструменты, способ действия человека с ними и сам результат труда. Это основные составляющие трудового процесса вообще, распределение ролей и хода полоролевой игры, в частности.
Далее следует проблемная ситуация: «Может ли один рыбак обеспечить рыбой всех жителей города?».
Поставлена задача — поймать много рыбы (вместо одной дети рисуют много рыбешек). Путем коллективного обсуждения меняется каждый объект модели и усложняется задача. Чтобы поймать много рыбы, нужна рыболовная сеть. Много рыбы в море – значит, нужен корабль. Один человек не сможет и управлять кораблем и ловить рыбу — нужна команда рыбаков. В результате дети с воспитателем изготавливают дополнительные атрибуты для будущей игры и как продолжение игры на следующий день после отлова рыбы, изготавливаются из нее рыбные консервы, чтобы они поступили для продажи в магазины. В обработке рыбы и приготовлении рыбных консервов принимают участие девочки, заранее готовившиеся стать настоящими хозяюшками.
Таким образом, занятия стали продолжением игрового процесса, где главная роль принадлежит мужской профессии — рыбакам, а вспомогательная — женской – по обработке рыбы и приготовлению консервов.
Воспитатели с помощью схематических картинок дают довольно сложное понятие о трудовом процессе, который в дальнейшем закрепляется в полоролевой игре. Самое главное и, пожалуй, самое трудное для педагога в работе с моделями — это организация коллективного поиска, обсуждения. Его организация немыслима без логики вопросов воспитателя. На место вопросов «Кто?», «Что?» вышли вопросы «Как?» и «Почему рыбаки не могут обойтись без женского труда?», «Какие взаимоотношения должны быть между людьми мужской и женской профессии?». Именно эти вопросы побуждают детей к развернутым ответам, ответам-рассуждениям, ответам-доказательствам. Принимается любое высказывание ребенка, но после обсуждения и проверки озвучивается правильное. Педагоги с гордостью и радостью отмечают возросший интерес к играм и, в особенности, к обсуждению мужских и женских качеств характера — основе культуры взаимоотношений.
Используя указанные приемы, воспитатели не только обновили содержание игровой деятельности, но и в их педагогической копилке появились новые полоролевые игры: «Военный корабль», «Путешествие на корабле», «Диагностический центр», «Салон красоты», «Спасатели», «Выборы президента» и другие. Ценность нашего исследования с детьми состоит в том, что дети не только расширили свой активный словарь, но и обогатили чувственное восприятие окружающего мира, овладели понятийными значениями слов, которые ранее для них были непонятными.
Полоролевая игра «Выборы президента» знакомит детей с понятиями: гражданин и его обязанности, как должны себя вести граждане России, кто управляет нашим государством.
Использование технологии развивающего обучения дает хороший результат, так как способствует поисково-исследовательской деятельности детей и культуре взаимоотношений девочек и мальчиков. Дети старшего дошкольного возраста в играх усваивают модели мужского/ женского поведения, формы этикета во взаимоотношениях. Помимо этого, на доступном возрасту уровне полоролевая игра формирует как внешние, так и внутренние аспекты мужественности и женственности, основы гуманного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Особенно это отражается в полоролевой игре «Спасатели». Дети учатся находить самостоятельно выход из сложной ситуации при чрезвычайном происшествии, действовать организованно, согласованно. У мальчиков воспитываются мужские качества: смелость, мужская сила, самоотверженность, благородство; у девочек — сострадание, милосердие, желание оказать первую помощь пострадавшим.
Следует отметить, что наше учреждение постепенно переходит и к более современным игровым технологиям, именуемым компьютерными, которые сегодня, по мнению большинства педагогов, являются ведущими.
В 21-м веке наступает эпоха деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Новое время коренным образом требует изменить содержание дошкольного образования и создать обновленные образовательные технологии, так как вариативность использования программ в детских садах очень большая.
Помимо полоролевых игр, мне сегодня хотелось бы остановиться и на информационных технологиях, которые дают импульс развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности.
Совершенно очевидно, что на ступени дошкольного возраста необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот – от деятельности к информатике. Это значит, что необходимо комплексное преобразования «среды обитания» детей, создания новых научно обоснованных способов развития ребенка, его активной творческой деятельности, в том числе специальных компьютерных программ и современных педагогических методов их использования.
Особое значение, как указывалось выше, для развития дошкольника имеет игра, поэтому компьютер мы используем как средство игры, как новую, сложную, интересную и управляемую самим ребенком игрушку, с помощью которой он решает самые разнообразные задачи. Методическая особенность такой программы — ее комплексность и многофункциональность. Она предоставляет возможность комплексно подходить к обучению и развитию детей, интегрировать разные виды занятий (рисование, аппликация, конструирование, развитие речи, ознакомление с природой, физкультура и музыка), что дает большой развивающий эффект, способствует формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность, позволяет преодолеть стереотипность мышления.
Значительное место в Программе обучения детей компьютерным играм, созданной в дошкольном учреждении, отводится развитию личностных качеств детей: активности, любознательности, сосредоточенности, вниманию, памяти, быстроте действий, усидчивости, интересу к компьютеру, психологической готовности к работе с ним. Она рассчитана на два года обучения и называется «Виртуальные путешествия».
Компьютерная грамотность ребенка-дошкольника не представляет собой что-то сложное и трудоемкое, труднодостижимое. Она предполагает формирование навыков и умений в обращении с интерфейсом (управлением) обучающих программ. Ребенок усваивает базовые понятия, связанные с элементами компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер.
Научившись быстро ориентироваться на экране монитора и клавиатуре, дети начинают решать простейшие логические и игровые задачи.
В программе компьютерные игры подобраны с учетом технических возможностей нашего компьютерного класса и расположены по мере усложнения игровых, дидактических задач, так как первые игры должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.
Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей. Такие игры, как «Веселые картинки», «Калейдоскоп», «Волшебный гараж», развивают сенсорные способности дошкольников — умение различать цвета, формы предметов, их величину, учат использовать знания об этих качествах в процессе изобразительной деятельности, аппликации, конструирования.
Игра, по утверждению А.С. Шмакова, является феноменом общечеловеческой культуры, которая обучает, развивает, социализирует. Вот почему данная проблема не теряет актуальности в дошкольной педагогике в разные периоды времени и постоянно находится в центре внимания педагогов дошкольных учреждений.
Раиса Михайловна Литвинова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного образования СКИПКРО, научный руководитель эксперимента МДОУ ЦРР детского сада № 39 «Радуница» города Ставрополя
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ