Развитие системы раздельно-параллельного обучения в г . Новосибирске
В нашей стране существует ряд крупных городов. Есть города- памятники, города-столицы, индустриальные центры, каждый город по своему уникален и в каждом формируется система образования, отвечающая потребностям населения, проживающего на данной территории. Новосибирск, являясь третьим городом в России по численности населения, развивается как центр науки и образования, центр интеллекта и инноваций. В нашем городе муниципальная система образования включает 540 образовательных учреждений, их них 216 общеобразовательных учреждений, в составе которых 16 гимназий, 15 лицеев. Инновационному городу нужно инновационное образование. Инновационно-экспериментальная деятельность регламентируется Постановлением мэра г. Новосибирска от 08.05.2007 года № 337 «Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке в муниципальной системе образования города Новосибирска», приказами Главного управления образования мэрии, с 2004 года функционирует Городской экспертный совет. В настоящее время на базе образовательных учреждений города действует 52 экспериментальные площадки. Целью деятельности экспериментальных площадок является апробация эффективных механизмов, направленных на модернизацию процессов управления образованием, разработку и апробацию нового содержания образования, современных педагогических и образовательных технологий.
Понимая и принимая приоритет развития ребенка в соответствии с его поло-возрастными особенностями, по приказу начальника Главного управления образования в феврале 2009 года создана городская экспериментальная площадка по гендерному образованию. В составе площадки 6 образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 82, Сибирский кадетский корпус и Академия благородных девиц, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская», МБОУ «Женская классическая школа», МБОУ Гимназия № 11 «Гармония». В этих учреждениях в рамках гендерного образования накоплен положительный опыт работы. Интерес к внедрению гендерного подхода в обучении проявляют и другие учреждения города и области, идея школы раздельного обучения поддерживается Губернатором Новосибирской области Виктором Александровичем Толоконским.
Из всех перечисленных учреждений лишь два реализуют идеи раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек, опыт которых обобщен и представлен на городской научно-практической конференции «Раздельно-параллельное обучение и воспитание как условие сохранения здоровья младших школьников» 23-24 декабря 2008 года. Конференция способствовала привлечению педагогической общественности к решению проблемы создания условий обучения и воспитания учащихся в соответствии с поло-личностными особенностями. Анализ психолого-физиологических основ раздельнопараллельного обучения с позиции медицины, педагогики и психологии способствовал осознанию участниками конференции значимости обсуждаемого опыта. Инновационный потенциал раздельнопараллельного обучения и воспитания в муниципальной системе образования представлен в рамках деятельности модульной лаборатории по проблемам гендерного обучения и воспитания, созданной при Городском центре развития образования в 2008 году. На этой конференции мне как руководителю лаборатории и директору образовательного учреждения представилась возможность выступить с докладом о развитии системы раздельно-параллельного обучения и воспитания в нашей гимназии. Во второй день конференции участники имели возможность посетить открытые уроки и внеклассные мероприятия, творческие отчеты учителей начальных классов школы № 82. Логическим продолжением конференции стала акция «Открытые двери» во время празднования 50-летнего юбилея гимназии № 14 «Университетская», в ходе которой были представлены открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия в классах мальчиков и девочек начальной ступени образования и система их психолого-педагогического сопровождения.
Опыт работы гимназии по раздельно-параллельному обучению представлен в средствах массовой информации:
- областной депутатский радиоканал «Слово», программа «Россия молодая», (ноябрь 2007 года);
- «Педагогическое обозрение», издаваемое Городским центром развития образования Новосибирска, посвящено обобщению опыта работы гимназии по раздельно-параллельному обучению и воспитанию (январь-февраль 2009 года);
- научно-методическое издание кафедры начального образования гимназии «Школа в школе», посвященное вопросам гендерного обучения и воспитания (февраль 2009 года);
- Областная Телевизионная Станция (ОТС), интервью директора в телепередаче «Раньше всех» (март 2009 года);
- страница «Мальчики и девочки учатся по-разному» на сайте гимназии.
В настоящее время педагогический коллектив гимназии, реализуя цель второго этапа эксперимента по апробации и доработке содержания раздельного образования, его методик, технологий и организационно-управленческих структур в единой модели гимназии раздельного обучения, определяет следующие результаты:
Разработаны и первично апробированы методики преподавания основных учебных дисциплин для мальчиков и девочек.
Разработаны и внедрены 20 рабочих программ по предметам начальной школы в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа» (для мальчиков), «Планета знаний» (для девочек).
Созданы программы совместной воспитательной деятельности классных руководителей классов мальчиков и девочек «Вместе весело шагать», «Навстречу», «Мы вместе». Согласно программам проводятся совместные мероприятия: различные праздники, совместные классные часы, экскурсии и походы в театры.
Разработана матрица форм и методов обучения, которая заполняется учителями. В 2010 году будет проведен анализ эффективности ее реализации.
Проведена диагностика с целью совершенствования модели образовательного пространства развития личности ребенка в условиях раздельного обучения.
Продолжается творческий поиск в ходе исследований, направленный на реализацию концепции образовательного проекта раздельного обучения. При планировании и проведении уроков используется опыт и методические рекомендации лицея № 103 «Гармония» (г. Железногорск).
Проанализированы, модифицированы и разработаны материалы учебно-методического сопровождения раздельного обучения.
В 2009/2010 учебном году в составе начальной школы гимназии сформировано 4 класса девочек и 4 класса мальчиков (114 мальчиков — 50%, 114 девочек -50%). Учебно-воспитательный процесс строится на принципах максимального учета полоролевых особенностей учащихся. Педагоги планируют свои уроки с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек. В классах мальчиков используются индивидуальные формы работы, которые способствуют успешному решению возникающих учебных проблемных ситуаций, решению логических задач. В классах девочек используются фронтальные методы работы, беседа.
Образовательный процесс в прогимназии организован по принципу «школа полного дня». Разработан и апробирован режим дня с учетом здоровьесберегающего подхода, т. е. продуктивные формы работы направлены на снижение утомления, энергетическую разрядку.
Для реализации двигательной активности во второй половине дня мальчики занимаются в футбольной секции, участвуют в совместных с девочками занятиях спортивными бальными танцами. Кружок «Рукодельница» способствует развитию творчества у девочек. Для развития логического мышления ведутся занятия шахматами. Час музыки и час ИЗО снимают эмоциональное напряжение и объединяют мальчиков и девочек в художественно-творческой деятельности.
Обеспечивая эффективное внедрение раздельно-параллельного обучения, осуществляется:
психолого-педагогическое сопровождение эксперимента; логопедическая поддержка;
оздоровительно-профилактическая деятельность.
В заключение хочется отметить, что осуществлять гендерный подход в образовании детей — это значит действовать с пониманием «мужского» и «женского» начал в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок, что и подтверждается результатами деятельности нашего педагогического коллектива.
Любовь Вилениновна Судоргина,
директор, Отличник народного просвещения РФ.
МОУ «Гимназия № 14 «Университетская»,