Место и роль параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек в педагогической системе школы
В одном из телевизионных сюжетов журналисты назвали нашу школу Школой счастья. Вначале мы подумали, что это слишком громко сказано. Но потом решили, что, по большому счету, они угадали главное. Ведь уже многие годы мы, педагоги, говорим о том, что главная наша задача — научить детей быть счастливыми. Не случайно, наверное, главный кабинет школьной разновозрастной организации «Единство» называется «Счастливия», и несколько наших школьных и межрегиональных сборов тоже назывались «Счастливия I,II,III». Ведь человек рожден для счастья. А по утверждению Дидро (с которым мы абсолютно согласны): самый счастливый человек тот, кто делает счастливым наибольшее число людей. Благодаря Игорю Петровичу Иванову, автору «Педагогики общей заботы», мы поняли, что этого добиться можно, проявляя постоянную заботу о близких и далеких, старших и младших знакомых и незнакомых людях, о своей Родине, об окружающем мире.
Как стать такой школой природосообразности, школой радости, счастья? Мы отвечаем на эти вопросы, создавая условия, при которых бы приходящий к нам смог стать успешным. Для этого любому человеку нужны дела, в которых он может наилучшим образом раскрыть и развить свои способности; нужно ощущение своей значимости в окружающем мире, нужно трудиться, правильно строить отношения с окружающими людьми, сохранять, развивать и укреплять свое духовное, физическое и ментальное здоровье.
И добиваемся этого через созданную нами педагогическую систему, основой которой является Педагогика общей заботы И.П. Иванова.
Свое место в этой системе занимает параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек.
Впервые классы раздельного обучения у нас появились в 1992 году после двухлетней теоретической и практической подготовительной работы с педагогами и родителями. Способствовали этому и результаты работы лаборатории Т. Хризман в Санкт-Петербурге по исследованию головного мозга мужчины и женщины. К такому решению побудили не удовлетворявшие нас тогда результаты нравственного воспитания, особенно девочек. Мы чувствовали, что раздельное обучение будет более эффективным в этом направлении. Начали мы с двух четвертых классов девочек и двух классов мальчиков (тогда в параллелях было по семь-восемь классов-комплектов). Затем ежегодно формировали по одному классу мальчиков и девочек в параллели четвертых классов. В 9-10 (сейчас в 10-11) классах все они обучались совместно. Через несколько лет по просьбе родителей такие классы стали формировать уже с семилетнего возраста, но с этого года мы вернулись к прежней схеме.
В каждой параллели у классов раздельного обучения имеются программы совместного развития по 9 класс и ежегодные планы совместной деятельности. В них предусмотрены коллективные творческие дела, в том числе и совместные походы, экскурсии, поездки, и совместные, по группам, уроки 1-2 раза в семестр, психологические тренинги и деловые игры. В этих классах есть свои особенности и преимущества в организации работы с родителями. Медико- психолого-педагогический всеобуч для родителей, который проводится во всех классах нашей школы в форме круглых столов, дебатов, диспутов, откровенных разговоров у свечи, имеет свои нюансы в классах параллельно-раздельного обучения.
Ежегодно планируется и проводится работа психолога и кураторов воспитательной работы с педагогами школы в области специфики образования (обучения и воспитания) мальчиков и девочек. Для начинающих классных воспитателей и учителей-предметников классов мальчиков и девочек составлены памятки.
Проводя многочисленные социологические и психологические исследования, мы убедились в том, что параллельно-раздельное обучение благотворно влияет не только на нравственное, духовное, но и на физическое здоровье. Уровень невротизации у мальчиков, а особенно у девочек, в конце уже первого года такого обучения ниже, чем в смешанных классах. (У девочек практически отсутствуют заболевания желудочно-кишечного тракта). Активность, умение и желание принимать решение и брать на себя ответственность у мальчиков в классах раздельного обучения значительно выше, чем в смешанных.
У девочек же более высокая степень толерантности в раздельных классах. У девочек и у мальчиков во много раз выше взаимность выбора (м — д) в классах раздельного обучения (в смешанных 5-7 классах — их всего 2-3).
В последние годы появились еще несколько серьезных причин, побуждающих нас заниматься раздельным обучением мальчиков и девочек. Одна из них — усиливающаяся тенденция распада семьи как ячейки общества. Многие молодые люди — юноши и девушки, не хотят создавать семью, т. к. не хотят обременять себя ответственностью за кого-либо, не имеют внутреннего стремления к продолжению рода. А из образовавшихся семей 2/3 распадаются в первые 5-10 лет.
Еще одна серьезная причина — все увеличивающееся число женоподобных мужчин. Помимо отсутствия во многих семьях мужского примера и влияния на мальчика, — в школе, в смешанных классах — учитель, вольно или невольно, как правило, стремится «причесать» мальчиков под девочек в их манерах поведения. (Ведь девочки по природе своей более послушны). Это само по себе опасно для формирования мужского характера.
Классы раздельного обучения в большей степени позволяют развивать в мальчиках умение принимать решения и брать на себя ответственность, а в девочках — умение прислушиваться к мнению окружающих людей, быть терпеливой, заботливой, сострадательной, нежной.
Но надо сказать, что результаты работы с мальчиками нас больше радуют. Из этих классов мальчики выходят с ярко выраженными положительными мужскими чертами характера, с лучшими (хотя и незначительно) результатами обучения. Что же касается девочек — здесь особенной разницы с классами смешанного обучения в нашей школе мы не замечаем. Очевидно, мы пока не сумели подобрать каких-то особых методик для воспитания девочек в таких классах.
К сожалению, использование конторок В. Ф. Базарного и офтальмотренажеров в этих классах мы начали значительно недавно, лишь 4 года назад. Но и за это время наблюдаем положительные тенденции: зрение у детей в этих классах за 4 года практически не ухудшилось, а в смешанных классах ухудшилось на 3%.
Рост мальчиков в этих классах превышает рост мальчиков в смешанных классах примерно на 4 см. Значительно меньше (хотя и имеются) проблем с позвоночником.
Учителям и воспитателям, работающим в классах раздельного обучения, перед началом учебного года мы раздаем памятки (см. Приложение №1).
Главные проблемы, которые для себя выделяем и которые так или иначе необходимо решать:
• Трудно решается вопрос подбора кадров как в организации всего образовательного процесса, так особенно в организации раздельного обучения мальчиков и девочек. Необходимо, чтобы педагог был во всем для детей примером. (Известно, что личный пример — великий воспитатель.) Очень важно, чтобы он умел любить детей, всех людей, природу, жизнь; чтобы был прекрасным психологом, профессионалом своего дела. В классах раздельного обучения особенно ощущается дефицит учителей и педагогов дополнительного образования- мужчин.
• Крайне слаба информированность родителей, приводящих своих детей в школу, о преимуществах параллельно-раздельного обучения.
• О существовании параллельно-раздельного обучения в ряде школ страны, о проблемах и преимуществах такого обучения не идет даже речи в педагогических ВУЗах страны. Поэтому нет подготовленных по этому направлению работы в школе ни педагогов, ни психологов.
• СМИ, министерство образования, можно сказать, не участвуют в пропаганде параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек.
Ольга Николаевна Маслюк, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор школы