Просто? Как всё гениальное
— Так все же… качать! — еще борюсь с последними сомнениями.
— Качать! — твердо отвечает моя собеседница.
О чем речь — узнаете в конце статьи. А пока скажите: Макаренко помните? О Сухомлинском слышали? Книгу или хоть статью Никитиных читали? Однако — голову даю на отсечение — фамилия Базарный даже профессионалам не говорит ровным счетом ничего.
Но вот не очень давно прозвучала она по Всесоюзному радио, и один из заинтересованных подмосковных слушателей написал В. Ф. Базарному в Красноярск письмо с приглашением приехать. А встречала Владимира Филипповича уже комиссия по народному образованию, науке и культуре Мособлсовета. С членом этой комиссии Е. Т. Яборовой у нас и идет беседа. Правда, Елена Тельмановна утверждает, что при всей «случайности знакомства» интерес комиссии к разработкам В. Ф. Базарного совсем не случаен. Одна из важных забот комиссии — формирование и поддержка своеобразных «центров кристаллизации», новаторских идей, научных разработок, оригинального педагогического опыта. Интересна беседа тем более, что группа депутатов уже ездила в Красноярск — за опытом института медицинских проблем Севера СО АМН СССР, отделение сенсорных (чувственных) проблем которого и возглавляет доктор медицинских наук В. Ф. Базарный.
При чем же здесь, спросите, педагогика, если речь заводится о медицине? Не торопитесь.
— Сегодня проблема здоровья детей стоит настолько остро,— говорил Владимир Филиппович в одном из интервью,— что мы вправе поставить вопрос: что для нас важнее — их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)? Я думаю, что любой нормальный родитель ответит на этот вопрос однозначно. И действительно — чего стоят знания, если они даются за счет самого главного— здоровья? Ведь еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля».
— Большинство родителей,— это говорит уже Елена Тельмановна,— беспокоит, сколько нужно заниматься с ребенком в детском саду, школе, чтобы ему… хотя бы не повредить? Мы решили положиться на воспитателей, учителей. Однако лишь в прошлом году в Москве прошел всесоюзный педагогический семинар, когда сами специалисты решили поставить вопрос: как растить детей? Вот там-то и прозвучали результаты, на которые последние два десятилетия медики безуспешно обращали внимание общества — именно Базарный дает статистике естественно-научное обоснование. Итак, 60 процентов своих питомцев советская школа выпускает в жизнь с нарушением осанки (а ведь прямостояние — характерный признак человеческого индивида!), 40—50 процентов — близорукими (почему самый совершенный человеческий орган, зрительный анализатор, страдает?), у 40 процентов десятиклассников — нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, у 30 процентов (?) нервно-психические отклонения, до 60 процентов выпускников — с дидактоневрозами (заиканием, нарушением темпа речи и пр.). Мы скопом привыкли валить все на экологию, а тут вина прежде всего,— сложившейся педагогической системы; научные аргументы Базарного не могут не привести к такому выводу. Результаты его трудов — проект программы реформы школы, за который лучше всего агитируют итоги пятнадцатилетнего эксперимента в Красноярске, Дивногорске, Новосибирске. Обратите внимание, как называется программа: «Раскрепощение физического, психического, интеллектуального потенциала детей в государственной системе воспитания и обучения». В основе содержания — биологические законы развития человека.
— В традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в том числе — «убийство» его здоровья… Однако Песталоцци предупреждал об этом еще в начале XIX века.
— Все правильно. Поэтому проблема всегда была в том, чтоб от «традиционных условий» уходить все дальше и дальше. Кстати, врач-ученый Базарный интересен и тем, что в проблемах педагогики он раскрывает историко-культурный аспект. Ведь школа зародилась в недрах монастырской жизни, где все воспринималось на веру, поэтому на наитии, опытным путем и сложились педагогические технологии всеобуча.
— Но был и есть опыт талантливых педагогов…
— Базарный сказал бы: «А как можно Тиражировать искусство, талант педагога!?» Фундаментальная наука ведь не рассматривала передовой педагогический опыт, потому на состояние массовой школы он и не мог повлиять.
— Тогда давайте «вплотную» подойдем к Базарному. Что такое его методика! Ведь, как вы говорите, его методы прошли широкую апробацию в Красноярском крае, о положительном опыте разработанных им подходов к здоровью школьника сообщают в институт из Минска, Гродно, Фрунзе, Иванова и других регионов Страны. Более того, ряд стран, в частности Канада, готовы заключить с Базарным долгосрочные контракты. Раз вы многое видели своими глазами — может, а чем-то и расскажете!
— С огромным удовольствием. Хотя почти каждое впечатление — тема отдельного разговора. Но представьте себе… обычный детский сад. С той разницей, что каждый его воспитатель не хотел бы больше работать «по старинке». Присутствовавший тут же Владимир Филиппович заметил, что его последователи порой лучше него самого популяризируют достигнутые результаты. (Я записала некоторые высказывания воспитателей в детсаду «Рябинушка» г. Дивногорска. «В процессе работы нам не надо теперь принуждать ни себя, ни детей, и, оказывается, такая естественная педагогика — возможна». «Раньше совесть беспокоила оттого, сколько приходится детей усаживать, одергивать, тормозить. Теперь для их энергии много выходов». «Наши дети не только как бы сами собой обучаются читать с трех-четырех лет, но даже легко оперируют некоторыми познаниями из программы средней школы. Дети раскрываются на наших глазах, мы понимаем и знаем, как растет их физическое, интеллектуальное, психическое здоровье».) По таблицам, графикам нам попытались рассказать о каждом ребенке, обо всей группе. Оказывается, даже сравнительный — временной — анализ рисунков на одну и ту же тему может свидетельствовать о многом. И вот во всю стену игровой комнаты натянуто полотно. На холсте — осенний пейзаж: мостик, речка, тропинки. Это — так называемый экологический букварь, одна из его картинок-путешествий. По тропинкам «гуляет» девочка Таня. Она «встречает» то одну, то другую зверушку (картонные передвижные фигурки). Вот под кустом, к примеру, сидит зайчишка, у него в лапках буква «з». Белочка на ветке, естественно, приготовила букву «6». (Последовательность знакомства с буквами, составление слогов хорошо продумано.) Но вот Таня «поскользнулась» на мостике и вскрикнула (и ребятишки вместе с ней): «Ах!».. Это междометие тоже здесь, под мостиком. Букву «а» дети уже знают, а про название буквы «х» теперь догадались.
Вы даже не представляете, сколько полезного несет в себе эта нехитрая, вроде, затея. Во-первых, ребятишки играют. Во-вторых, они не сидят, а стоят. В-третьих, очень подвижен глаз. В-четвертых, это не черно-белая школьная доска, а целая цветовая гамма. В-пятых, это пространство. В-шестых, как бы прикосновение к природе.
— Но… хоть и «в-шестых», не слишком ли уж все просто! Как-то даже не тянет на методику…
— Вот именно: просто. Всего-навсего — не создавать у детей голод пространства, динамики, цвета, осязания, восприятия, а раскрывать их чувства, эмоции. Набившим оскомину словом «методика» спасаешься даже ранить то простое и разумеющееся, что ассоциируется с Базарным. Но есть у него и методические рекомендации, одобренные Минздравом РСФСР, занимающие около сорока страниц. Возьмем, к примеру, наше «во-вторых» — насчет сидения или стояния. «Первое сообщение о связи школьных форм патологии… с мебелью, сделанное Фарнером в 1885 году, имело большой общественный резонанс и послужило для разработки целой серии парт. В нашей стране в свое время широкое распространение получила од-на из более совершенных, на наш взгляд, парта XX века — парта Эрисмана. В конце концов, универсальная парта с ее четкими ростово-размеренными градациями была вдруг заменена на обыкновенный стол учащегося.
— Конечно, я не могу представить себе парту Эрисмана, однако знаю, что Хемингуэй вообще писал — работал! — только стоя.
— Не только он. Но и Пушкин, Гоголь, Тургенев, Ленин, наконец. «Выпрямить человека!» — провозглашает Базарный. «Это открытие,— пишет одна из региональных газет,— может уже в ближайшем будущем встать в один ряд с величайшими панацеями против болезней, которые одолевают нынешнее человечество». «Вспомним,— предлагает Базарный,— как кряхтит малыш, стараясь подняться на ноги. А встав однажды, он готов «танцевать» сутками. Но его принуждают сидеть: «так надо», и с восьми месяцев, приучают к неестественной для него сидячей позе. Кстати, самой вредной для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Когда противники «вертикализации» говорят о плоскостопии, варикозном расширении вен, то они забывают, что ребенок сидит уже с восьми месяцев, сперва — дома, потом — в детском саду, потом — в школе, а в восемнадцать лет вдруг встает за конвейер на заводе или за прилавок в магазине — тут, конечно, не только ногам придется туго».
— Мы были в классе,— продолжает Елена Тельмановна,— в котором каждая парта состояла из двух половинок. Первая — обыкновенный стол с сидячим местом. Вторая половина парты была превращена в «конторку», чтобы ученик мог писать и слушать стоя. Через пятнадцать минут ребята менялись местами. В методических разработках это называется «использование динамических поз». Далее Базарный настаивает на введении в детских садах и начальных классах каллиграфии. Он доказывает, что главной озабоченностью воспитателя или учителя должна быть не та, чтоб «поставить» ребенку руку, а чтобы отработать взаимосвязь «глаз — рука». «Безотрывное письмо с помощью шариковой ручки,— читаем в методике,— продлевает напряженность д волевого состояния. Для начинающего — это самоугнетение, подавление важнейших жизненных проявлений организма». Гусиное перо в этом смысле когда-то было благом. И сегодня, считает Базарный, обучение письму надо начинать с перьевой ручки, а уж после начальной школы переходить на «шарик». Это прибавит и осанки, и зрения. О зрении — еще отдельно. В красноярских школах хорошо знают, что такое офтальмотренажер. По углам классной комнаты расположены разноцветные лампочки. Срабатывает сигнальная система — вспыхивает первая лампочка. «Все встали!» — даете команду учитель. Молниеносно зажигаются вторая, третья, четвертая лампочки, потом—в разбивку, а потом… Только успевай поворачиваться! Движется взгляд, движется голова, движется туловище— 5 за полторы минуты замечательная зарядка. Вот, собственно, три «кита» — динамические позы, каллиграфия и офтальмотренажер; на которых зиждется одна из методик Базарного. Просто — как все гениальное. Но вы себе представить не можете, с каким трудом эта методика порой пробивает себе дорогу — именно у нас в стране. Из-за вечных нехваток самого элементарного, из-за нашей косности и негибкости. Если уж мы что-то затвердили — то на века. Хотя наша комиссия добилась даже того, что В. Ф. Базарный переезжает в Подмосковье. Он возглавит исследовательскую лабораторию, не только помогая народному образованию осваивать «естественную педагогику», но и разрабатывая необходимые для этого технические средства.
— Так все же… качать! — еще борюсь с последними сомнениями, вспоминая гневные взгляды мам и, особенно, бабушек, рвущихся к кроватке с орущим малышом, к которому (по очередной традиционной методике) мм запрещено подходить.
— Качать! — твердо отвечает у моя собеседница, педагог по образованию.
И читает «из Базарного»:
— Наконец свершилось чудо: по своим внутренним законам природа сотворила еще один венец жизни — ребенка. Как ангел, явился он в неведомый доселе мир. Оцепенением, страхом скованы его члены. И весь он — надрывный крик, зов о помощи, мольба о защите. И как сладостно замирает его сердечко, как успокаивается телесно от счастья единения с матерью. Всмотритесь, мамы и папы;— как важен для ребенка контакт с материнским телом, материнской грудью, только что напряженные до оцепенения ручки младенца успокаиваются и мягчают на этой груди. И как успокаивается в этот момент сама мама. Нет, не случайно именно этот миг двуединого счастья запечатлел великий Леонардо в своей гениальной картине Мадонну Литту…
Беседу вела Л. ЗАЛАВСКАЯ.