Сбор — по понедельникам
ІІІкола: время обновления
Как сделать, чтобы школа стала для подростка школой радости, школой счастья? Чтобы учителю было хорошо с ребятами, а общение родителей с учителем не приносило огорчений? Эти вопросы всегда волнуют меня. Да и не только меня.
Вот уже второй год группа учителей начальных классов Благовещенска и Благовещенского района осваивает новые формы обучения. Руководит этой группой кандидат психологических наук А. М. Кушнир. Очень много еще спорных проблем, вопросов. Но в творческом общении с опытными педагогами, такими, как Г. П. Крылова из школы № 12, А. Я. Буянова из СШ №4, Т- А. Иващенко из СШ № 10, Г. Б. Илюшина, О. Ф. Некрасова, Г. В. Саяпина из Чигиринской школы, молодые учителя чувствуют себя на равных. Беседы, обмен мнениями, а бывает — и споры разгораются, когда мы собираемся по понедельникам в 18 часов. Эти понедельники вот уже второй год как стали традиционными.
Кажется, никто не обязывает учителей приходить, но их влечет процесс творчества, все имеют одну цель: как сделать обучение в начальных классах интересным, как развить тягу к занятиям у малышей, приобщить их к книге. Место встречи теперь у нас — в Доме молодежи областного центра.
Мы знаем, что у нас есть последователи в городах Зее, Тынде, Свободном, Райчихинске, в Ромненском, Архаринском, Тамбовском, Бурейском, Михайловском, Зейском, Ивановском районах, во многих школах БАМа.
Г. П. Крылова по приглашению управления школ БАМа ездила в Тынду и проводила специальные занятия с учителями начальных классов. Приезжали на консультации учителя из Якутской АССР, из города Кишинева.
Радость познания окружающего мира, которая заложена в детской душе, должна с годами развиваться, а не затухать в условиях казенных, устаревших структур организации обучения.
Надо сказать, что у педагогов-новаторов уже есть практические результаты. Все третьеклассники Г. П. Крыловой умеют бегло читать. Даже те из них, кому процесс овладения грамотой давался с большим трудом, читают до ста и больше слов в минуту (по требованию программы — 80—90 слов). Большинство ребят читают про себя от 200 до 400 слое в минуту. Они свободно высказывают свои суждения, дают собственные оценки поступкам героев произведений, понимают главные мысли произведения.
А. Я. Буянова успешно работает над проблемой использования художественной литературы во втором классе на уроках грамматики. Еще в первом классе она сама подбирала интересные для детей художественные произведения, писала их красивым почерком. С помощью родителей отсвечивали образцы, и дети по кальке учились писать. Таким образом была снята неимоверная нагрузка в овладении навыками письма.
При системе обучения, разработанной учительницей ОШ №16 Е. А. Ниценко, школьники за урок пишут и читают в несколько раз больше, чем их сверстники, но утомления или переутомления детей учителя и родители не отмечают. Радость познания никогда не утомляет.
Я недавно побывала в первых классах шестилеток школы №11 у Валентины Григорьевны Хохловой й в ОШ №10 у Татьяны—Александровны Иващенко Эти учителя своей первой задачей ставят заботу о здоровье малышей. Валентина Григорьевна постоянно чередует виды деятельности, предусматривающие занятия стоя и сидя, координацию движений, включает специальные упражнения, разработанные доктором медицинских наук В. Ф. Базарным для развития остроты зрения. Дети с интересом воспринимают зрительные образы героев сказок. Учитель такие занятия планирует заранее.
Со стороны кажется: на уроке непорядок, шумно. А на деле? Каждый ребенок учится творческому взгляду на окружающее. Можно сесть порисовать, сделать запись в тетради или почитать вместе с учителем. А с каким азартом многие дети занимаются под музыку! Смех, улыбки… Некоторые ребята увлеченно рисуют, двое — в спортивном уголке, несколько человек читают. Да. я не оговорилась. Ребята Татьяны Александровны Иващенко за один месяц изучают все буквы алфавита. Изучают на ходу различных игровых ситуаций (даже сами не заметили как их запомнили) и уже с октября начали читать. Опережение в обучении составило 7—8 месяцев. Учебник «Азбука» в обычных классах читают до конца года. А наши первоклассники под руководством учителя прочитали уже не одну книгу и знают многих авторов.
Однако учителя испытывают немало трудностей, заботясь, чтобы на уроке была у каждого ученика интересная книга одного содержания. Вот и приходится в эти наши понедельники обмениваться не только опытом, но и книгами, тетрадями для печатания, калькирования. Все это работает на главную задачу: будить мысль, вызывать интерес к творчеству. Каждый педагог может двигаться своей тропинкой и со своей скоростью. Важно идти вперед. Важно идти к пашей общей цели. Эта цель — развитие юного человека.
М. ПОЛЕВСКАЯ, зав. кабинетом начального обучения областного института усовершенствования учителей, заслуженный учитель школы РСФСР.