Cергей Боженов о здоровьесберегающих технологиях
Интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ, членом Комитета по образованию и науке СЕРГЕЕМ АНДРЕЕВИЧЕМ БОЖЕНОВЫМ об образовании и здоровьесберегающих технологиях Базарного.
«КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА, ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ»
Согласно статистике, в России год от года увеличивается количество детей, имеющих на момент поступления в школу функциональные отклонения и первичные заболевания. И только небольшое количество выпускников заканчивает школу полностью здоровыми. Сегодня проблема здоровьесбережения в школе вынесена на государственный уровень, но есть специалисты, которые занимаются этой темой уже более 15 лет. В числе них – депутат Государственной Думы от Белгородской области Сергей Андреевич Боженов.
Сергей Андреевич, как мы знаем, вопросами здоро- вьесбережения Вы стали заниматься уже давно, еще до того, как это направление сделалось популярным. Расскажите, как Вы пришли к этой теме? Что сподвигло Вас ей заниматься? Какие первые шаги были сделаны?
Я действительно стал заниматься вопросом сохранения здоровья детей давно. 14 лет я проработал на руководящих должностях в муниципалитете, в том числе мэром Белгорода. Эта задача решалась не в один день и не одним человеком.
В середине 2000-х годов в Белгородской области реализовывалась программа повышения качества жизни населения региона, и наши начинания были в русле задач, которые ставил перед нами губернатор Е.С. Савченко. Одной из них как раз было укрепление здоровья детей.
Поэтому принимаемые меры были комплексными и осуществлялись они в течение многих лет большой командой руководителей, специалистов и неравнодушных педагогов. Этой темой плотно занимались мэры Белгорода Г.Г. Голиков и В.Н. Потрясаев, у которых я работал заместителем, руководители департаментов правительства области, директора первых школ, которые внедряли здоровьесберегающие технологии, – Ирина Ламанова, Анна Козловцева и многие другие – всех, к сожалению, не перечислишь. Серьезную поддержку и внимание нашим инициативам оказал сам автор здоровьесберегающих технологий Владимир Филиппович Базарный, которому я выражаю глубокую благодарность.
Думаю, нашей командой двигал понятный интерес: каждый из нас хотел, чтобы его дети и внуки после одиннадцати лет обучения в школе оставались здоровыми людьми. Важно постоянно думать об этом на каждом уровне принятия решения.
Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что учитель не занимается в должной мере здоровьем школьника. Оно теряется на пяти уроках в день, которые потом пытаются компенсировать двумя уроками физкультуры в неделю. Мы поняли, что система должна быть изменена: здоровьесберегающие технологии должны быть включены в весь образовательный процесс. Когда я учился, парты были разные по росту, сейчас в большинстве образовательных организаций они одинаковые. В некоторых школах благодаря энтузиастам своего дела есть положительные процессы: закуплены парты, которые можно регулировать. Но, опять же, не факт, что учитель действительно отрегулирует ее в соответствии с ростом и потребностью ребенка. Мы не можем проверить, следит ли учитель за осанкой учеников, за освещенностью в классе и т. д.
Второй момент – учебная нагрузка на молодой организм. Когда у ребенка нет возможности отдохнуть, о каком сохранении здоровья может идти речь?! Сейчас делается очень много по всей стране: строятся спортивные залы, открываются стадионы. Заниматься физической подготовкой может каждый: спортплощадки работают до ночи, во дворах есть спортивные комплексы. Но если ребенок перегружен, то у него просто не остается времени на спорт. Поэтому, еще раз повторю: нужно было как-то менять саму систему школьных занятий, чтобы компенсировать эти проблемы.
Как раз в это время, в середине 2000-х, я познакомился с системой академика В.Ф. Базарного. Его технологии основываются на идее о том, что человек искусственно изменил природную систему организации поведения. Скелет сформировался с учетом того, чтобы преимущественно стоять и ходить, либо лежать. Присесть человек мог на короткий период времени, чтобы, например, отдохнуть в пути. Сегодня же мы от 8 до 10 часов в день сидим. Следовательно, это влияет на опорно-двигательный аппарат, на систему кровообращения и на многое другое.
Но вы вспомните: А.С. Пушкин, учась в Царскосельском лицее, стоял за конторкой, Н.В. Гоголь писал только стоя (а конторка – это необходимый элемент комплекта здоровь- сберегающей мебели в системе В.Ф. Базарного). Поэтому сейчас нам нужно изменить подходы и, подстраиваясь под современное поведение человека, сделать процесс приобретения знаний наиболее комфортным для здоровья.
Среди положений системы В.Ф. Базарного есть, например, такое: писать обязательно ручкой, потому что письмо развивает мелкую моторику и влияет на отдельные участки головного мозга. Печатание на клавиатуре не дает такого же эффекта. Методика В.Ф. Базарного проста в исполнении, но дает ощутимые результаты.
Поэтому я, уже будучи в статусе мэра, начал постепенно вводить элементы методики в образовательных организациях Белгорода. На тот момент из 45 школ Белгорода 25 заработали с использованием элементов методики профессора В.Ф. Базарного. В детских садах также внедрены отдельные элементы здоровьесберегающих технологий. У нас появилась положительная динамика по улучшению здоровья детей. А дальше наш опыт был оценен на региональном уровне.
Будучи позднее заместителем губернатора, курирующим развитие образования, по поручению главы региона я в том числе занимался внедрением здоровьесберегающих технологий в школах области. В результате при поддержке регионального правительства 350 школ из 565 ввели элементы здоровьесберегающей системы В.Ф. Базарного. Такое движение распространяется по всей России, но не системно. Поскольку опыт получился положительным, и некоторые передовые образовательные организации уже его переняли, считаю, что его можно и нужно транслировать на всей территории Российской Федерации.
Развитие системы детского и юношеского здравоохранения в целом и здоровьесберегающие технологии в частности стали главной повесткой государственной политики. Как, по-Вашему, этот вопрос стоит на федеральном уровне?
На сегодняшний день обеспечить качество образования и сохранить здоровье детей и подрастающего поколения – важнейшая задача государства и общества.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «…Сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня. К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет… При этом опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни…» Как мы все понимаем, здоровье закладывается уже в детском саду и школе. Если к 10-12 годам ребенок не имеет развитой мускулатуры, крепкого психического здоровья, он вряд ли доживет до «80 плюс».
Если мы не будем целенаправленно и профессионально заниматься укреплением здоровья детей в школе, то задачу Президента, чтобы люди жили долго и счастливо, не решим. Поэтому в школе, на мой взгляд, должно быть три ключевые составляющие:
- получение знаний (образование),
- воспитание и развитие личности,
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Эти направления определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), где вопросы формирования здорового образа жизни у обучающихся отражены в 13 статьях (№№ 13, 28, 29, 34, 36, 41, 42, 43, 48, 66, 75, 84, 99). А Статья 41 так и называется «Охрана здоровья обучающихся». В ней содержится 11 четко выверенных направлений.
Анализ действующего законодательства – Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ), федеральных государственных образовательных стандартов, Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, и других – свидетельствует, что одной из приоритетных задач образования является воспитание подрастающего поколения в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как высшей индивидуальной и общественной ценности.
Но реалии говорят о том, что если школа занимается образованием и воспитанием вполне качественно, то вопросы сохранения здоровья детей, к сожалению, школа пока профессионально решать не может. Да и показатели такие перед директором образовательной организации в числе приоритетных не стоят. Это тот вопрос, который в настоящее время предстоит решить отечественному образованию.
В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» поднимались такие актуальные вопросы для системы образования в Российской Федерации, как:
- обеспечение санитарных и эпидемиологических условий обучения в школах Российской Федерации;
- внедрение в обучающий процесс здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование контроля за организацией детского питания и его качеством в образовательных организациях;
- отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- создание условий для двигательной активности, развития физической культуры, повышения доступности занятий спортом и другие.
В Указе Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» есть такой показатель, как «качество образования». Осталось понять, что подразумевает под собой этот показатель. Повторюсь, я считаю, что качество образования должно состоять из трех позиций: здоровья ребенка, знания предмета и воспитания личности.
Сейчас Вы представляете Белгородскую область в Государственной Думе. На уровне федеральной власти какие законы необходимо принять или изменить, чтобы улучшить ситуацию в системе здоровьесбережения? Какие мероприятия Вы как депутат уже провели?
Существующая правовая база в целом позволяет всем заинтересованным структурам целенаправленно и системно работать над сохранением и укреплением здоровья обучающихся.
В Государственной Думе данному вопросу также уделяется большое внимание. В июне текущего года на парламентских слушаниях вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения ставились как одни из приоритетных для всей системы образования в Российской Федерации.
Я благодарен председателю нашего Комитета В.А. Никонову за то, что в Комитете Государственной Думы по образованию и науке вопросы формирования здорового образа жизни находятся на особом контроле.
В ноябре прошлого года на заседании Комитета был рассмотрен тематический вопрос «Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний».
В июле 2019 года Комитетом проводился круглый стол, модератором которого выступил первый заместитель председателя Комитета Г.Г. Онищенко, по теме: «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников», о котором уже говорилось. И во всех этих мероприятиях я и экспертное сообщество принимали самое активное участие.
Считаю, что популяризация здорового образа жизни и пропаганда внедрения здоровьесберегающих технологий очень важна. Сейчас совместно с журналом «Вестник образования России» к печати готовится специальный выпуск Приложения – «Вопросы обеспечения условий для сохранения здоровья детей», куда вошли ключевые выступления участников тематического вопроса и круглого стола, а также правовые акты, принятые на этих мероприятиях.
В конце ноября 2019 года также при участии Комитета по образованию и науке прошел X Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России – 2019».
Очень часто при открытии нового детского сада или школы можно услышать фразу, что образовательная организация соответствует «современным стандартам здоровьесбережения». Что включает в себя это понятие? Что должно быть в детском саду или школе (оборудование, бассейн, методики), чтобы он соответствовал стандарту?
К сожалению, в России нет четких стандартов здоровьесбережения, хотя в статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», как я уже говорил, отмечены одиннадцать направлений.
На мой взгляд, нормы, о которых мы говорим, должны быть записаны в федеральных государственных образовательных стандартах. Что большинство людей понимает под «современными стандартами здоровьесбережения»? Светлое, красивое помещение. Это, конечно, важно. Но важно, чтобы, например, «конторка доктора Базарного» была занесена в перечень оборудования, обязательного для школ.
На круглом столе по теме: «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников», прошедшем 19 июля 2019 года в Государственной Думе, мы выделили направления рисков здоровья школьников в современных условиях. Среди них: условия обучения и воспитания;
использование педагогических технологий, не прошедших гигиенической экспертизы на безопасность для здоровья обучающихся; цифровая среда жизнедеятельности детей и средства ее обеспечения; гиподинамия (дефицит двигательной активности и ее неадекватность потребностям организма ребенка); нездоровое питание детей; поведение детей, опасное в отношении собственного здоровья; организация медицинского обеспечения обучающихся; недостаточный уровень знаний и компетентности педагогических работников в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся. Все названные показатели должны быть учтены, чтобы образовательная организация могла соответствовать «современным стандартам здоровьесбережения».
Но есть и положительный момент – педагоги, настоящие педагоги, в образовательных организациях России стали задумываться о вопросах здоровьесбережения и соответствии их школ или детских садов здоровьесберегающим нормам ведения урока. Это означает, что руководящий аппарат и сами педагоги готовы вести работу по сохранению здоровья детей. Таким образом, здоровье детей в школе – это зона ответственности директора, учителя и медицинского работника, которого надо в школу вернуть.
Как Вам кажется, каким должно быть взаимодействие образовательных и медицинских организаций? Какие полномочия должны быть у медицинских работников в школах?
Вопросы организации медицинского сопровождения детей в образовательных организациях: статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам оказания первой помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях – являются актуальными и важными для всей системы образования в Российской Федерации.
Медицинское обслуживание в школах осуществляется медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности) (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Проблемы трудовой деятельности медицинских работников были и тогда, когда они входили в штат образовательных организаций: низкая оплата труда, трудности с повышением квалификации, поддержанием уровня профессионализма и пенсионным обеспечением. Схожие проблемы существуют и сейчас. В настоящее время просто возврат медиков в штатный состав школ не решит накопившихся проблем.
Мое мнение совпадает с мнением экспертов: необходимо сформировать современную модель деятельности медицинского работника в школе, предусмотрев механизмы решения накопившихся проблем, проведя апробацию, и после этого принять решение по организационным преобразованиям.
Все понимают, что медицинский кабинет в школе не может быть оснащен так же хорошо, как медицинский кабинет в поликлинике. Однако врач, находящийся в школе, должен вести детей с первого по одиннадцатый класс, наблюдать за их здоровьем и назначать обследования у других специалистов, если в этом есть необходимость.
Считаю, что школьное здравоохранение должно удовлетворять потребности общества, родителей и обучающихся, использовать современные технологии, в том числе цифровой медицины, иметь адекватные ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и другие).
И это возможно только при совместном взаимодействии Министерства просвещения Российской Федерации с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На Ваш взгляд, педагоги должны обладать навыками оказания первой медицинской помощи?
Это очень тонкий вопрос. Раньше выпускник педагогического вуза обладал медицинскими навыками, сейчас система этого не предусматривает.
Я считаю, что педагог должен получать знания оказания первой помощи в институте, он должен быть обучен применению их на практике. Во многих странах в школах установлены переносные дефибрилляторы. Они размещаются за стеклом, как кнопка пожарной тревоги. Но для того, чтобы применить дефибриллятор, человек должен быть обучен. При многих травмах и заболеваниях помощь нужно оказать в первые 5-7 минут, а скорая помощь может ехать и полчаса, особенно в сельской местности, где большие расстояния и зачастую плохие дороги. Но мы не должны забывать и заповедь Гиппократа «Не навреди».
Считаю, что выпускник педвуза, особенно преподаватель в младших классах, должен уметь определить, распознать заболевание и вовремя вызвать скорую помощь.
А сами дети? В советское время в школах, в пионерских лагерях были так называемые санитары из числа воспитанников, которые следили за чистотой ногтей, ушей и др.
Это один из способов погрузить ребенка в здоровый образ жизни. Через игру в санитаров они привыкают каждый день чистить зубы, ухаживать за собой.
Нельзя человека сделать здоровым против его воли, Здоровый образ жизни преподаватель наряду с родителями и другими участниками процесса должен прививать детям ежедневно. Чтобы они, идя в столовую, не забывали мыть руки. А в современной школе для этого созданы условия: есть и мыло, и бумажные полотенца. Надо, чтобы к этим условиям добавилось устойчивое желание ребенка.
Ребенку должны показать, что здоровый человек – это счастливый человек. Что он не должен курить, употреблять наркотики или алкоголь, заниматься всем тем, что помешает ему потом прожить до 80 лет и более.
Должна быть пропаганда основ гигиены и здорового образа жизни. Ее можно включить в курс ОБЖ, ведь это тоже в какой-то степени обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Сергей Андреевич, на Ваш взгляд, вопросами здоровьесбережения нужно заниматься на федеральном уровне или дать большую свободу регионам, которые лучше знают специфику своего субъекта?
В моем представлении оптимальный вариант такой: на федеральном уровне должны включиться инструменты, которые будут стимулировать, способствовать и пропагандировать внедрение системы здоровьесбережения детей. А региональный и муниципальный уровни должны заниматься непосредственным внедрением.
Стоит отметить, что в ряде регионов – в Республике Коми, Красноярском крае, Белгородской, Московской, Ростовской областях, в Москве и других — имеются замечательные примеры целенаправленной системной работы по укреплению здоровья обучающихся, формированию в них потребности в здоровом образе жизни. В практику образовательных учреждений учителями-энтузиастами широко внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Педагоги-новаторы объединяются в общественные организации.
Поддерживаю всех, кто считает, что для решения задач сохранения здоровья детей необходимо сформировать отдельный федеральный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций и обучающихся общеобразовательных организаций в рамках национального проекта «Здравоохранение» или национального проекта «Образование».
Система индикаторов этого проекта должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества детей, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и других показателей.
Необходимо включить в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатель «Динамика состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся и воспитанников» на основе единых критериев.
Должны ли отличаться меры по сохранению здоровья детей в крупных городах и в сельской местности? Где ситуация наиболее благоприятна?
Считаю, что в этом вопросе должны быть определены единые подходы.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны обеспечивать создание благоприятной социальной среды для детей и молодежи по месту жительства, активно привлекать к этой работе территориальное общественное самоуправление, все институты гражданского общества.
Вопросы совершенствования условий обучения в общеобразовательных организациях должны быть отражены в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Необходимо оказывать поддержку проектам, направленным на укрепление здоровья школьников, внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование здорового образа жизни, просветительскую деятельность в части иммунизации через профилактические программы, воспитание у молодежи грамотного отношения к иммунизации и понимание преимуществ вакцинопрофилактики.
Депутаты Государственной Думы в первом чтении [на момент интервью] приняли законопроект о качественном горячем питании детей в школах. Является ли питание важным элементом здоровьесбережения? Каково, на Ваш взгляд, состояние дел в этой сфере на сегодня?
Там, где руководство региона и муниципалитета понимает проблему здоровья детей, давно занимаются школьным питанием. Я представляю в Государственной Думе Белгородскую область и могу сказать, что в нашем регионе уже давно по инициативе губернатора каждому школьнику положено не только горячее питание, но даже стакан молока и мед, если у него нет медицинских противопоказаний. Я знаю, что такие практики есть и в других регионах.
Но мы не должны ставить ребенка в зависимость от того, какой у региона чиновник, хороший или плохой, будет ли решаться этот вопрос или нет. Ведь это раньше многих забирали бабушки и дедушки и кормили горячим обедом уже дома, а сейчас большинство детей проводят в школе почти полный день. Поэтому нужно было вывести эту проблему в ранг федеральной важности. Организация школьного питания в начальных классах должна быть под присмотром государства. Сегодня эти вопросы уже поставлены на контроль Государственной Думы. Я убежден, что они будут доведены до конца.
Как Вы считаете, все-таки на сегодняшний день сможем ли мы добиться положительных результатов в здоровьесбережении детей?
Сейчас этим вопросом озабочены и Президент Российской Федерации В.В. Путин, и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, и руководитель Совета Федерации В.Н. Матвиенко, и Председатель Государственной Думы В.В. Володин, и мы на законодательном уровне начинаем выстраивать необходимую систему.
К сожалению, проблемы межведомственного взаимодействия всегда трудно преодолеваются. Нам нужно прописать «здоровье школьника» отдельной строкой в одном из существующих национальных проектов. Потому что, когда есть начальный и конечный показатель, когда понятно, кто за него ответственен, работа идет быстрее, межведомственные барьеры проще устраняются.
Мой прогноз заключается в том, что вопрос будет идти тяжело – как это бывает всегда, когда дело касается такой комплексной проблемы, в которую вовлечено множество субъектов жизни общества, структур, министерств и ведомств. Сегодня Президент обозначил задачу, выраженную в числовом исполнении: обеспечить вхождение России в число стран «80 плюс». И для достижения этого показателя будут сконцентрированы все ресурсы. Но, возвращаясь к началу нашего разговора, подчеркну: качественно задача состоит в том, чтобы наши дети и внуки были здоровыми: в детском саду, в школе и затем – во взрослой жизни, а также жили долго и счастливо.