Открытое письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву
103132, ул. Ильинка, д. 23, Москва, Россия
Президенту РФ
Д.А. МЕДВЕДЕВУ
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В своей статье «Россия, вперед!» (опубликованной СМИ 10.09. с.г.) Вы пригласили всех, кто разделяет (и не разделяет) Ваши убеждения к сотрудничеству. И такое обращение главы государства, пожалуй, впервые. Это радует и дает надежды.
Предметом настоящего обращения к вам является проблема деградации здоровья детей в ходе образовательного процесса, а также предлагаемый механизм радикального исправления ситуации.
В этой связи я разделяю заключение Премьер-министра В.В.Путина по отношению к деградации жизненных сил и здоровья детей в учебном процессе, который в интервью «КП», заявил: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зелёные» («КП», 6.10. 2006 г.). Другими словами, дети приходят в школу незрелые, а уходят из школы – изможденные и замученные.
О том, каких выпускников получает Россия за 10 – 12 лет такого «образования» доложил обществу и власти Президент РАМН ак. М. М. Давыдов ещё в 2006 году: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ».
Однако трагедия заключается в том, что подорванное в учебном процессе здоровье детей уже никакими медицинскими методами и сверхсовременными медицинскими Центрами – не вернуть.
Именно сложившийся (разрушающий здоровье) механизм образовательной системы ведет к сверхсмертности и сверхзаболеваемости нашего народа.
Точный диагноз тому, что происходит с детьми в нашей системе образования поставил в 2007 г. один из наиболее авторитетных педиатров России, директор Научного центра здоровья детей РАМН ак. А. А. Баранов: «Идёт физическая деградация детей».
Отрадно, что в качестве важных приоритетов успешного развития России Вы определили в том числе «…раскрытие творческого потенциала каждой личности…стимулирование научно-технического творчества молодых ученых и изобретателей…».
Однако наши исследования показали, что существующая сегодня разрушающая здоровье форма построения учебного процесса в образовательных учреждениях приводит к угасанию творческого воображения детей за 3 года в 2-4 раза!».
Сегодня многие ведущие вузы страны бьют настоящую тревогу по поводу этой угрожающей тенденции.
Меня лично вдохновила Ваша точно сформулированная оценка нынешнего состояния и перспектив развития здравоохранения России и его роль в спасении уже «остатков» полноценных по здоровью детей: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая…Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги…К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения…Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Российская газета» 6.11.2008).
Дело в том, что я с многочисленными единомышленниками решению этой стратегической задачи государства посвятил жизнь.
Вы же оказались первым из руководителей государства, кто точно указал основу, на которой должна строиться отечественная система профилактического здравоохранения.
Именно для реализации этого направления нами (на базе СО АМН СССР) была разработана педагогическая здоровьеразвивающая программа построения учебного процесса, которая Научным Советом №37 Академии медицинских наук СССР была признана мировым открытием (Постановление №2 от 17 апреля 1986 года).
После прохождения многолетней экспертизы ведущими НИИ в области детства в 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РФ для образовательной системы России под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно – познавательной деятельности в детских садах и школах».
В 2001 году программа на практике прошла повторную гигиеническую экспертизу Научного центра здоровья детей РАМН (дир. ак. А. А. Баранов) и получила положительное заключение. На основании его данная программа получила также санитарно – эпидемиологическое заключение Государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации (№ 77.99.95.3.Т.000674.07.01 08.07.2001.).
Однако парадокс ситуации заключается в том, что все эти годы государственная система образования использует в школах (не утвержденные Минздравом РФ и Роспотребнадзором РФ) режимы и приёмы и методы проведения учебного процесса, разрушающие здоровье детей (при этом наши, официально утвержденные и имеющие многолетние положительные результаты – отвергает).
Слава Богу, наша программа внедряется. Однако это происходит, в основном, по личной инициативе учителей и директоров школ.
Так, несмотря на огромное сопротивление «продажных чиновников» (как Вы метко выразились), в настоящее время здровьеразвивающая программа обучения детей внедрена более чем в трёх тысячах образовательных учреждений РФ (не считая стран ближнего зарубежья).
Совместно с сенатором от Ставропольского края А. А. Коробейниковым наша работа в 2005 году была заслушана и получила серьёзную поддержку на заседании Комитета по науке, культуре и образованию ПАСЕ.
На следующий год в Москве намечено проведение общеевропейского форума для министров образования и здравоохранения Европы по проблеме гармоничного развития учащихся.
Впервые за 200 лет, так называемой эпохи Просвещения, такой масштабный форум будет проводиться в России.
Мы благодарны Вам за поддержку этой инициативы ПАСЕ и Совета Федерации РФ и надеемся что, Вы его возглавите как разработчик и куратор национальных проектов РФ в области здравоохранения и образования.
Приведу только один пример положительных результататов внедрения разработанных под нашим руководством здоровьеразвивающих принципов организации учебного процесса.
В апреле с. г. Государственная Дума Астраханской области заслушала итоги внедрения данной программы в образовательных учреждениях области. Из доклада депутата Государственной Думы Астраханской области главного врача Карагалинского района Красовского С.С.: «За время наблюдения в классах, внедривших эту программу, показатели здоровья и функциональное состояние систем жизнеобеспечения детей улучшились примерно в 2 раза, а в классах, занимающихся в традиционных условиях, примерно в 2 раза ухудшились!».
Если бы данная программа с помощью политической воли руководителей (в целях исполнения требований существующего законодательства о создании условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья учащихся) была бы внедрена во всех образовательных учреждениях России – мы бы имели совсем другие показатели здоровья наших детей, а в итоге и народа, в целом.
Таким образом, у нас есть, что показать и предложить и для России и для Европы.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В настоящее время Президент США Барак Обама пытается реформировать систему здравоохранения. Смею утверждать: эффект ее внедрения на здоровье народа будет нулевой . Потому, что они здравоохранение выстраивают на «пожарной» лечебно – реабилитационной основе.
Вы можете стать первым Президентом, по чьей воле может быть выстроена настоящая профилактическая система здравоохранения страны. Выстроена на педагогической основе – как системе воспитания здоровья детей.
Мой личный опыт подтверждает правоту Вашего высказывания о том, что всем, кто искренне желает перемен к лучшему (в т.ч. и в системе образования) будут пытаться и пытаются мешать «влиятельные группы продажных чиновников». Но, несмотря на это «будущее принадлежит нам, а не им».
В этой связи предлагаю проблему деградации здоровья детей в образовательных учреждениях (с нашим участием) вынести на заседание Совета безопасности РФ.
В заключение наша группа Ваших единомышленников приглашает Вас посетить одну из курируемых нами школ в г. Москве (№ 760) и лично убедиться: каких здоровых (физически, психически и духовно -нравственно) молодых людей выпускает эта школа.
Вы сможете убедиться, что при минимальных экономических затратах через 2 – 3 года можно увидеть перелом в (продолжающемся многие годы) обвальном ухудшении здоровья подрастающего поколения России.
Это и будет один из способов реализации курируемых Вами национальных проектов, который даст, в том числе, огромный экономический и социально-политический эффект.
Ведь для лечения и дальнейшего медицинского обеспечения детей, имеющих патологические заболевания, требуются огромные денежные расходы и государства и родителей.
И вы лучше меня знаете: что может сделать Глава государства – не смогут сделать тысячи очень умных в своих глазах академиков.
Приложения:
С готовностью помогать Вам в этом благородном деле,
Член Высшего Координационного Совета
общероссийского движения
«За здоровое развитие детей»,
Отличник здравоохранения РФ,
Хирург высшей категории,
Почётный работник образования РФ,
Научный руководитель
Центра гармоничного развития учащихся
Российского Государственного Социального Университета
д. м. н. В.Ф. Базарный
Адрес: 141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, ул. Матросова, дом 7, кв.48.