СанПиН – закон, но его нужно совершенствовать
Тема, над которой работает коллектив лицея: “Личностно-ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию детей в условиях общеобразовательного учреждения”.
Мы ставили перед собой цель разработать систему сохранения и формирования физического и психосоциального здоровья учащихся путем оптимизации учебно-воспитательного процесса, рациональной организации среды и режимов деятельности образовательного учреждения на принципах ЗОЖ.
В основу эксперимента была заложена нормативно-правовая база:
— приказ ООА №132 ОД от 04.09.2001 г. “Об организации опытно-экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях города Буденновска”;
— приказ № 42 по лицею №8 от 17.09.2001 г. “Об организации опытно- экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в лицее”;
— приказ ООА №135 ОД от 04.08.2001 г. “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях города Буденновска”;
— приказ №37/1 по лицею от 17.08.2001 г. “О введении третьего часа физкультуры”;
— приказ №52/1 по лицею от 17.11.2001 г. “Об оплате по эксперименту”;
— заявка на организацию экспериментальной педагогической площадки от 15.05.2001 г.;
— программа опытно-экспериментальной работы;
— план опытно-экспериментальной работы МОУ “Лицей № 8”.
Но прежде чем говорить об организации оздоровительной работы, необходимо отметить, что главным условием ее реализации является правильная организация учебной деятельности, т.е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами СанПиНа. Сюда входит строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул), правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО и наглядных средств и т.п.), обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление).
В 2001 году администрацией лицея был проанализирован режим работы учебного заведения и максимально устранены все несоответствия нормам СанПиНа. Все 5-минутные перемены увеличены до 10 минут, введена 20-минутная перемена после третьего урока, исключены 7—8-е уроки для учащихся II ступени обучения. А в 2003/04 учебном году стала возможной организация учебного процесса в одну смену для всех учащихся лицея. Это позволило составить расписание уроков таким образом, что в течение недели есть дни с максимальной нагрузкой (вторник, четверг) и несколько облегченный день (среда). Начальное звено в 2004/05 учебном году перешло на пятидневную учебную неделю.
В ходе проверки выполнения гигиенических требований, предъявляемых к учебным кабинетам, выяснилось, что с новыми “Гигиеническими требованиями…” знакома лишь администрация школы, но до сведения каждого учителя они не доведены. Поэтому были проведены отдельные заседания методических объединений на эту тему с последующим контролем соблюдения названных норм. Для этого были организованы рейды по проверке качества и частоты влажных уборок, кратности и продолжительности проветривания учебных кабинетов в течение учебного дня, результаты которых заслушивались на еженедельных планерках.
Недостатком “Гигиенических требований…”, на наш взгляд, является неаргументированное изложение предписаний, что приводит к формальному их выполнению. Поэтому мы совместили изложение правил с обсуждением физических и физиологических особенностей развития учащихся. Например, обсуждая режим проветривания, указали на то, что потребность в кислороде у ребенка примерно в два раза выше, чем у взрослого, при комфортной комнатной температуре количество ошибок учащихся к концу занятий возрастает на 27—34 %, а в дискомфортных условиях — на 57—82% и т.д.
Ежегодно в нашем лицее проводится диспансеризация детей врачами детской поликлиники. Сравнив результаты обследования состояния здоровья учащихся за несколько лет, педагогический коллектив и медицинский персонал лицея отметили динамику роста заболеваемости органов зрения и органов пищеварения. Высоки показатели заболеваемости опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки).
По физкультурным группам здоровья заметно увеличилось число учащихся специальной группы и детей, освобождённых от занятий физкультуры.
По рекомендации врачей медицинские работники лицея и педагогический коллектив проводит реабилитационную и профилактическую оздоровительную работу: фитопрофилактику (целенаправленное разведение хлорофитума, герани, кактусов и др.), фитотерапию (заваривание фиточая во время перемен, организация витаминных подоконников в классных комнатах), лечебную физкультуру, специальные физминутки, логопедические занятия с детьми с нарушениями развития речи.
В лицее работает психологическая служба по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется работе с учащимися классов, участвовавших в эксперименте по здоровьесбережению. В эксперименте участвовали два экспериментальных и один контрольный класс.
В ходе исследований, которые проводились на начало и конец каждого учебного года, использовались следующие методики: методика оценки уровня тревожности с помощью теста Филипса, методика определения адекватности самооценки (АСО), оценки школьной мотивации учащихся младших классов, определения длительности индивидуальной минуты.
Для организации работы по здоровьесбережению детей была разработана структура работы педагогического коллектива. Её координатором стал директор лицея М.А. Герман совместно с советом лицея и родительской общественностью. Заместители директора по УВР работают по выполнению программы в тесном контакте с психологом лицея, медработниками, классными руководителями, учителями физической культуры и родителями.
На заседаниях педагогических советов рассматривались вопросы по изучению материалов, методических писем и других документов по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся, внедрению в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий, заслушивались отчеты школьного психолога и учителей, работающих по методике В.Ф. Базарного.
В 2001 году коллектив лицея включился в краевой эксперимент по апробации концепции методологических подходов и здоровьесберегающих методик профессора В.Ф. Базарного. В нем принимают участие учащиеся трех классов (два экспериментальных и один контрольный), а также преподаватели, работающие с ними, школьный психолог и медицинская сестра. Участники эксперимента изготовили необходимое оборудование, проводили обследования детей по параметрам комплексного мониторинга (ведение индивидуальных карт учащихся), создали банк данных о здоровье детей.
Работа в экспериментальных классах строится следующим образом:
Во-первых, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель — парты и конторки с наклонной поверхностью. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка.
Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции. Занимают все эти упражнения не более 3—4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия познания мира на уроках по всем предметам применяется “Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса, меняющийся с приходом нового времени года.
В-четвертых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого учителями используются подвижные “сенсорные кресты”: карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса.
В-пятых, обязательным, важнейшим учебно-воспитательным моментом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, что не только несет в себе художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Поэтому на уроках музыки больше внимания стало уделяться хоровому пению. А в неурочное время в лицее работают хоровые коллективы для учащихся разных возрастных групп.
Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз для учащихся 2— 4-х классов, гимнастики до занятий и подвижной перемены. Однако желаемого положительного результата они не принесли. С их помощью удалось лишь немного увеличить объем двигательной активности школьников.
Неотъемлемой частью всей оздоровительной работы является правильное питание. При анализе заболеваемости учащихся было замечено, что возросло число детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Поэтому вопрос организации правильного питания в лицее стал первоочередным. С 1 сентября 2003 года в штат лицея была введена ставка диетсестры, увеличено количество работников столовой. Это позволило охватить горячим питанием 70% учащихся I и II ступени. Назначен ответственный за организацию питания, который подводит итоги по охвату учащихся горячим питанием на еженедельных планерках.
В кабинетах ребята устраивают “витаминный подоконник” — это выращивание лука, укропа, петрушки и т.д.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества коллектива лицея и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в лицее знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Классные руководители изготовили “Уголок для родителей”, где помещают материалы по организации оздоровительной работы в семье. Родители постоянно информируются о тех знаниях и умениях, которые младшие школьники получают как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Так, например, родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребенку освоить их. Приглашаются на встречи с родителями и специалисты: врачи, психологи, учителя физкультуры.
Сиденко Л.В., заместитель директора по УВР лицея № 8, О. Ситникова, псифхолог, А. Ивановская, медсестра, г. Буденновск, Ставропольский край.