Эксперимент: в начале пути есть результаты
Диагностика состояния здоровья детей в 2000 году показала, что большинство детей в школе нездоровы. Это и побудило учительский коллектив к сотрудничеству с работниками здравоохранения для разработки программы “Здоровье” и для участия в эксперименте по здоровьесбережению детей в сельской школе.
Эксперимент начат был в 2001 году. За это время были пройдены три этапа: первый этап “Подготовительный”(июль — октябрь 2001 года), второй — “Формирующий”(ноябрь 2001 года — июнь 2004 года), третий — “Заключительный”(сентябрь 2004 — сентябрь 2005 года). Дети за это время прошли путь от первого класса по четвертый. С сентября 2005 года при переходе в среднюю школу эксперимент продолжен. Создана программа опытно-экспериментальной работы по здоровьесберегающим педагогическим технологиям до 2010 года в 5—9 классах.
Школа работает в тесной связи с санэпидстанцией, педиатром, хирургом Александрийской участковой больницы. В школе не реже двух раз в год проводится профосмотр учащихся педиатром и медсестрой. Начиная с 2002 года в школе проходит обследование “Мониторинг психосоматического здоровья школьников”. Также начато компьютерное диагностирование “Снижение работоспособностей и коррекции нервной системы”. Эту работу осуществляет Н.Д. Шаров из Пятигорской клиники БИ. Обследование состоит из четырех этапов, два из них уже пройдены и получены первые результаты. Классным руководителям, учителям и родителям даны рекомендации по сохранению и коррекции здоровья детей.
В школе создана программа по сохранению здоровья. В реализации участвует не только педколлектив, но и родители. Оздоровительная модель состоит из следующих компонентов: аэроионотерапия — 2 раза в год; аромотерапия — 2 раза в год; звукотерапия — по мере необходимости в учебном процессе; приём кислородных коктейлей; школьный оздоровительный лагерь и оздоровительные площадки при школе в летний период.
В экспериментальных классах дети занимаются в режиме динамических поз: сидя за партой и стоя за конторкой. Занятия в таком режиме улучшают психическое и физическое развитие за счёт снижения напряжённости и утомляемости учащихся.
На потолках начерчены схемы зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеров). На уроках дети работают в режиме дальнего зрения. Текст пишется на листе ватмана. При этом каждый ученик находится строго на своей зрительной дистанции (если ему отойти на шаг назад, то чёткость написанного начнёт исчезать). Общая продолжительность таких упражнений в течение учебного часа составляет не менее 10 минут. На уроках чтения проводится речевая разминка, в которую включены скороговорки, поговорки, стихи, небольшие тексты, которые читаются в разном темпе выразительно или заучиваются наизусть в зависимости от цели, поставленной перед детьми. Эта работа проводится в режиме шагового алгоритма. При этом текст для разминки дети фиксируют на специальной ручной “держалке”. В процессе такой работы у детей повышается автоматизм и скорость восприятия. Улучшаются внимание и память.
Практикуется проведение физкультминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей. В четырёх верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1—2—3—4. Все учащиеся поднимаются, и в положении свободного стояния под команду учителя начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующие картинки. Продолжительность тренажа — 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, в том числе скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях. В результате проводимых мероприятий наметились некоторые положительные сдвиги: сократились простудные заболевания; уменьшилось число пропусков по болезни. В школе уже пятый год осуществляется раздельное обучение мальчиков и девочек.
Для улучшения кровообращения в нижних конечностях используются специальные массажные коврики. В классных комнатах размещены сигнальные лампы в методике автоматизированных сенсорных тренажей, повышающие не только физическую, но и психологическую активность детей на уроках.
В учебно-воспитательном процессе в экспериментальных классах создается учебная среда, способствующая сохранению здоровья детей. На уроках проводятся физминутки, направленные на расслабление (релаксацию), узкоспециализированные упражнения для глаз, “мудры”— сплетения пальцев, которые помогают снять любую боль, усталость, сонливость, переутомление.
Уроки физкультуры проводятся учителями начальных классов в основном на воздухе. При плохой погоде уроки физкультуры проходят в рекреации, там же проводятся подвижные перемены. В специально отведенной рекреации есть шведская стенка, на полу краской выполнены змейки, классики, домики, расчерчена шагово—метрическая сетка, на стенах — схемы, направленные на развитие логического мышления. В ГПД проводятся динамические часы. В школе введен третий урок физкультуры.
Во внеклассной работе большое место отводится соревнованиям, прогулкам, конкурсам и т. д. с привлечением к этой работе и родителей (соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”). Дети выступают с концертными программами (танцы, хоровое пение).
В школе обучение детей здоровью ведется по плану, направленному на профилактику зависимостей. Темы подобраны дифференцировано. Для 1 и 2 классов тема “Мое здоровье”, для 3 класса — “Опасные и безопасные вещества”, 4 класс — “Зависимость”, 5 класс — “Я во взрослом мире”, 6 класс — “Сложные ситуации в жизни: стресс и его последствия”, 7 класс — “Взаимодействие социума и средств зависимости”, 8 класс — “Здоровый образ жизни — личный выбор каждого человека”, 9 класс — “Экстремальные и стрессовые события в жизни”, 10 класс — “Конфликты и пути их решения”, 11 класс — “Планирование жизни”. Создана программа “Здоровье”, направленная на создание условий для поддержания и улучшения здоровья учащихся в режиме школьного дня. В ней предусмотрена и диспансеризация учащихся, организация и проведение дней здоровья, дозировка домашних заданий, выполнение санитарно-гигиенического режима в школе и т. д. Кроме того, группа учителей работает над темой “Валеологическое образование”. Формы и виды работы разнообразные.
В эту программу включены игротерапия и танцетворчество, саморегуляция, антистрессовая программа. Еженедельно проводятся уроки здоровья, в программу введен спецкурс “Здоровый образ жизни”. В занятия родительского лектория включены темы по здоровьесбережению и путях его реализации; на классных родительских собраниях ведется учеба родителей.
В основе здоровьесберегающей педагогической технологии лежат методические рекомендации, разработанные В. Ф. Базарным, дополненные наработками учителей школы и района.
В школе создан банк данных о здоровье за все 4 года обучения детей в начальной школе. Регулярно проводились обследования детей с целью влияния организации учебного процесса на их здоровье.
Школа является краевой экспериментальной площадкой и работает по теме “Оптимизация учебных нагрузок через здоровьесберегающие организации педагогического процесса в сельской школе”, кроме этого, с 2001 года ведётся раздельное обучение мальчиков и девочек.
В 2002—2003 учебном году была проведена сравнительная характеристика психологической деятельности школьников. Её осуществила врач-педиатр государственной медицинской академии города Ставрополя О.С. Федосиади. Согласно структуре “поло-личностного воспитания” девочки и мальчики обучаются раздельно (соответственно 26 и 21 человек в классе). У детей исследовались продуктивность, устойчивость, распределение, переключение и объём внимания (корректурная проба), оперативная зрительная память и определение понятий, выявление причин, выявление сходства и различий в объектах, то есть операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребёнка интеллектуальных процессов. Для этого использовались методы психодиагностики младших школьников, предложенные Р.С. Немовым (2000).
Анализ полученных данных показал, что продуктивность, устойчивость и переключение внимания выше у девочек независимо от методики обучения.
Средние показатели распределения внимания имеют 100% детей смешанного класса. В обоих экспериментальных классах есть высокие, средние и низкие показатели, но у девочек результаты лучше. Наиболее высокий объём внимания имеют мальчики из смешанного класса, наименьший — девочки из того же класса. Оперативная зрительная память несколько лучше у девочек, чем у мальчиков вне зависимости от методики обучения. При определении понятий, выявлении причин выше результаты у мальчиков, чем у девочек, наилучшие — у мальчиков, занимающихся по инновационной программе, что является существенным аргументом в поддержку данного эксперимента. Таким образом, по основным параметрам психологической деятельности девочки опережают мальчиков, что оправдывает предложенное В.Ф. Базарным “параллельно-раздельное” обучение детей. Несмотря на отсутствие существенных различий в психологическом состоянии учащихся в зависимости от методики обучения, для более объективной оценки необходимо сравнительное динамическое исследование влияния инновационной методики на физическое, интеллектуальное и психологическое состояние школьников.
Полученные сравнительные результаты обследования учащихся за период с 2001 по 2004 год имеют ярко выраженную положительную динамику. Дети подросли в среднем на 2—3 см. Это говорит о том, что дети развиваются правильно. Отдельные показатели выше нормы. Состояние здоровья детей находится на уровне нормы и выше. Сделан сравнительный анализ обследования учащихся на конец 2002—2003 года и начало 2003—2004 учебного года и доведен до сведения родителей. Кроме этого подведён анализ болезненности между одновозрастными классами за период с 2001 по 2003 год, который показал: процент детей, не пропустивших по болезни ни одного дня, в 2001 году составил — 38%, в 2002-м — 45%, 2003-м — 50%, 2005-м — 50%.
Детей, пропустивших по болезни 1—2 раза, в 2001 году было 38, в 2002-м — 32, в 2003-м — 30% , в 2005-м — 30%. Детей, пропустивших по болезни 3 раза и более в 2001 году — 24, 2002 — 23, в 2003-м — 20, 2005 — 20%. Эти показатели наглядно показывают стабильное улучшение здоровья школьников.
Анализируя наблюдение за учащимися, можно сделать вывод о том, что дети стали более открытыми, с лёгкостью рассказывают о себе, речь стала более грамотной, увеличился запас слов, используемый в разговоре, изменилась область интересов ребят.
По трём экспериментальным классам была проведена работа по выяснению уровня физического развития детей. Выяснилось, что развитие детей соответствует норме. При сравнении класса девочек и класса мальчиков надо отметить, что показатели по длине, массе тела, весо-ростовому индексу гораздо выше у девочек, чем у мальчиков. Но в сравнении с контрольным классом выяснилось, что показатели гораздо выше в контрольном классе, чем в классе девочек. Если сравнивать болезненность, то показатели лучше в классе девочек. 19 человек, т.е. 83% за первое полугодие не болели ни разу. При анализе самооценки выяснилось, что средний показатель значительно снизился и составляет 1—1,1. Снизился или остался прежним уровень тревожности.
Результаты оценки школьной мотивации показывают значительный рост показателей. Из 65 человек высокий уровень школьной мотивации у 40 учеников, у 25 — хороший уровень школьной мотивации и лишь у двоих — положительный уровень мотивации.
Важное место в опытно-экспериментальной работе отведено физкультурно-спортивной деятельности. Все учащиеся школы ведут дневники учета уровня физического развития школьников. Эти дневники разработаны учителем Нижнезольской СОШ Стрельченко В.Ф. и служат не только для учета уровня физического развития детей в школе, но и помогают родителям видеть достижения своего ребенка и помочь ему подтянуться в домашних условиях по отдельным видам физических упражнений.
Сравнительный анализ успеваемости по экспериментальным классам
с 2001-2002 учебного года по 2004— 2005учебный год.
оценки | Контрольный (смешанный) класс | Класс девочек | Класс мальчиков | |||||||||
5 | 4 | 3 | – | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | |
2001-2002 1 класс | Не аттестуются | |||||||||||
2002-2003 2 класс | 3 | 14 | 5 | – | 2 | 12 | 9 | – | 4 | 9 | 7 | – |
2003-2004 3 класс | 3 | 16 | 3 | – | 2 | 12 | 9 | – | 4 | 10 | 6 | – |
2004-20054 класс | 3 | 16 | 3 | – | 2 | 12 | 10 | – | 4 | 9 | 7 | – |
Существующий Базисный учебный план, на наш взгляд, препятствует сохранению и укреплению здоровья. Во-первых, большая учебная нагрузка не способствует укреплению здоровья, во-вторых, нет часов в учебном плане для ликвидации этого недостатка. Хорошо было бы ввести обязательный курс валеологии в учебный план или предмет по обучению сохранения и укрепления здоровья. Но в примерном учебном плане на региональный компонент со 2 по 11 класс отводится 0,5 часа, на компонент общеобразовательного учреждения тоже 0,5 часа. При таком количестве времени вопросы обучению здоровью отходят на второй план, т.к. неизвестно куда и кому отдавать это время.
В работе педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе школа имеет положительные отзывы от отдела образования ГТГА, Георгиевской территориальной государственной администрации, медицинских работников ГУЗ “Александрийская участковая больница”, комитета по физкультуре, спорту и туризму Георгиевской территориальной государственной администрации, администрации Александрийского сельсовета.
Глава сельского совета всячески поддерживает нашу программу, по возможности оказывает помощь в приобретении спортинвентаря.
В 2001 году, когда эксперимент только набирал силу, родители относились настороженно к этому новшеству. Но сейчас картина резко изменилась. Всем ясна крайняя необходимость сохранения здоровья детей, учёба детей и родителей по поставленной теме.
На данном этапе вся работа по здоровьесбережению с родителями спланирована. Вопросы и темы подобраны дифференцированно в соответствии с возрастом ребенка. Работа проводится на классных и общешкольных родительских собраниях с приглашением медицинских работников, на родительских лекториях.
В учебно-воспитательном процессе школы с 2001/02 учебного года используются педагогические технологии В.Ф. Базарного. Подготовительную работу в этом направлении начал директор школы. Был создан координационный совет. Затем прошёл этап подбора и расстановки кадров, формирование классов. Были заключены договоры с медицинскими учреждениями по медицинскому обслуживанию учащихся, организована работа родительского лектория по проблеме сохранения и улучшения состояния здоровья детей. Все годы эксперимента руководство школы обеспечивало материальную и экономическую базу проведения эксперимента, организовывало благоприятные общие и физические условия труда учащихся и педагогического коллектива.
Заместитель директора по УВР Галина Николаевна Железовская участвовала в разработке идеи эксперимента, определении темы с учётом её актуальности, научно-практической значимости и перспективы внедрения. Она определяла методологический подход к разработке темы: оказывала практическую помощь в разработке концептуальных основ и программы, осуществляла отбор адекватных методик исследования, осуществляла совместно с директором школы планирование и координацию исследовательской работы участников эксперимента. В период проведения эксперимента не хватало методической литературы, необходима была более расширенная подготовка учителей специалистами разного профиля. Очень малое финансирование эксперимента также препятствовало качественной работе по здоровьесбережению.
Жуков В.М., директор cредней школы № 24, ст. Александрийская, Георгиевский район, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.