Здоровье — высшая ценность. Так считают 89% наших учеников
В 2001 году мы проанализировали состояние здоровья наших учеников и были поражены результатами: за три года количество хронически больных детей в школе возросло в три раза. Оказалось, что мы очень мало занимаемся воспитанием у ребят потребности в здоровье, не формируем глубокого научного понимания здорового образа жизни, его житейской ценности. Мы поняли, что школа должна работать над сохранением и укреплением здоровья учеников.
В марте 2001 года педагогическим коллективом была создана и принята единогласно на педсовете программа “Школа здоровья и развития”. В 2002 году программа была утверждена на экспертном совете при управлении образования. Школе был присвоен статус районной экспериментальной площадки.
Мы хотим, чтобы развитие детей ни в коей мере не отражалось негативно на их здоровье. И стараемся в нашей небольшой семье формировать потребности в здоровье и здоровом образе жизни у 425-ти учеников, их родителей и 36-ти педагогов.
За четыре года работы общими усилиями педколлектива, родителей школьников и наших социальных партнеров удалось сделать многое.
Ежегодно мы проводим косметический ремонт. В школе стало уютно, красиво. В коридорах и холлах появилось много зелени. Вся школьная мебель промаркирована, подобрана каждому ребенку по росту. Тепловой, воздушный и световой режимы соответствует требованиям СанПиН.
По утрам ребята делают зарядку, а в течение учебного дня мы проводим физкультпаузы. В начальной школе введен дополнительный урок физкультуры, который обязательно проводится на свежем воздухе. Спортивный зал открыт для учеников каждую перемену, школьные коридоры оборудованы теннисными столами.
В обучении младших школьников используем здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. Сейчас по этой технологии занимается половина малышей начальной школы. Особенно нас заинтересовала возможность коррекции осанки и зрения. Администрация школы приняла решение провести эксперимент в занковском классе, обеспечила организационную и методическую поддержку. На педсоветах и в рабочем порядке были изучены статьи Базарного В.Ф. “Главная опасность для цивилизации” (“Народное образование”, 1998 г., № 9), “Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз”, (“Здоровье наших детей”, 2002 г., № 1, статья С.В. Морозова). “В классе — и парты и конторки” (“Народное образование”, 1998 г., № 9-10 и др.). В феврале 2004 года мы участвовали в областной научно-практической конференции “Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей”, организованной Департаментом образования Ярославской области.
Для профилактики близорукости мы используем методику “зрительных горизонтов” В.Ф. Базарного. Воспринимаемое ребёнком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к близорукости. Чтобы этого не допустить, дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. В пространстве классной комнаты (на стенах, потолке, люстрах) располагаются карточки. На них -мелкие изображения предметов: буквы, цифры и т.д. Размер картинок от 1,5 до 3 см. По просьбе учителя дети отыскивают в классе нужное изображение.
Для выполнения тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий на стенах выше уровня глаз размещены плакаты размером 0,6 х 2,0 м. с изображением фигур: овал, “восьмёрка”, волна, спираль (толщина линий 1 см). По просьбе учителя дети встают и изображают глазами, как кружится листочек, плывет по волнам кораблик, вьются снежинки и т.д. Глазки “пробегают” спираль или “восьмерку”, тренируются.
Для каждого ребёнка определена его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.
Для коррекции осанки уроки проводим в режиме “динамических поз”. На каждой парте стоит конторка, соответствующая росту ученика, с углом наклона 14-18 градусов. Дети стоят в носках на ковриках из естественной ткани. Используется звуковой сигнал – фрагменты из детских песенок и световой – под потолком расположены “бегущие огоньки”. По сигналам дети встают. Учитель считает: “1 – 2 – 3 – 4”. Дети фиксируют взгляд на соответствующей картинке, цифре и т.д., совершая движения головой, туловищем, глазами (на одно изображение отводится полсекунды). Продолжительность физкультминутки 1,5-2 мин. После этого дети переходят из статической закрепощённой позы “сидя” в активную свободную позу “стоя” и наоборот.
Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного оптимально сочетается с принципами обучения по системе Л.В. Занкова. А главное — ее использование дает потрясающие результаты. В 2002/03 учебном году 40% учащихся класса занимались в основной физкультурной группе, а в 2003/ 04 учебном году состав основной группы увеличился на 10% за счет улучшения зрения.
Первое время нас понимали не все родители. Но после первого года работы по данной технологии практически все родители стали её горячими сторонниками, потому что увидели, что их дети стали здоровее и веселее. Мамы и папы даже помогли нам изготовить конторки и коврики, строго следуя инструкции. К сожалению, нельзя говорить о полном соответствии требованиям технологии самодельной мебели, поэтому нашей мечтой остается приобретение специализированной “конторки доктора Базарного”.
Прошел цикл педсоветов, посвященный проблеме соответствия учебной нагрузки возрастным и психофизиологическим особенностям школьников. Для профилактики утомления и перегруженности учащихся постоянно корректируется расписание и объём домашних заданий. Расписание уроков составляется в соответствии с требованиями СаНПиН. За счет факультативов, индивидуальных и групповых занятий стараемся обеспечить ученикам минимально возможную нагрузку.
Понимая, что формировать ценности здоровья способен только педагог, имеющий активную позицию по отношению к собственному здоровью и компетентный в вопросах охраны здоровья школьников, мы организовали для учителей цикл семинаров по здоровьесберегающей педагогике и направили их на курсы Института развития образования “Здоровьесберегающие образовательные технологии”. В штат введен педагог-валеолог. Изменились подходы к организации урока. Теперь урок анализируется прежде всего с валеологических, а затем уже методических позиций. Большое внимание уделяется валеологической и психологической компетентности учителя.
Внимательно изучая специальную литературу, мы и сами нередко публикуемся на страницах районной газеты “Наш край”, выступаем на ежегодной педагогической конференции, районных семинарах директоров школ.
Мы не только пропагандируем здоровый образ жизни, но и поощряем стремление к нему. Сотрудник школы, проработавший год без больничного листа, получает дополнительно три дня к отпуску. По итогам 2004/05 учебного года этим правом воспользовался 61% наших работников.
Важнейшим аспектом работы школы стала лечебно-профилактическая деятельность. Мы заключили договор с Центральной районной больницей о сотрудничестве по обеспечению здоровья и развития учащихся.
В школе работает медсестра и на 0,5 ставки врач. Медицинское сопровождение школьников осуществляется на каждом возрастном этапе. Ежегодно проводится обследование функционального состояния и резервов здоровья детей, диагностика физической подготовленности, психофизиологического развития. На основании полученных данных оформляются индивидуальные паспорта здоровья учащихся. Сейчас такие паспорта имеют все ученики 1—5-х классов. В них ведется динамическое наблюдение за состоянием здоровья ребенка, даются рекомендации родителям.
Для ослабленных детей созданы специальные группы по медицинским показателям. Специалист по лечебной физкультуре проводит занятия в кабинете ЛФК, созданном на базе школы и оснащенном необходимым оборудованием. В 2001 г. в школе обучалось 45 детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медгруппе “а”. Сейчас группа сократилась до 22 человек. Практически все ребята к концу учебного года значительно улучшают свои физические показатели.
Серьезное внимание уделяется обеспечению психического и психологического здоровья школьников. Создана социально-психологическая служба. Стараемся снижать уровень тревожности, корректировать эмоциональное состояние учащихся. Работает кабинет психоэмоциональной разгрузки, в котором с удовольствием занимаются не только ученики, но и педагоги. Мы стараемся сделать нашу школу психологически безопасной и комфортной.
Ежегодно мы проводим мониторинг состояния здоровья учащихся. Рассчитывается “индекс здоровья” каждого класса, ведется динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка.
В целом по результатам мониторинга можно отметить следующие положительные тенденции:
• рост показателей физического развития учащихся специальных медицинских групп;
• уменьшение количества учащихся с нарушениями зрения и опорнодвигательной системы;
• повышение эффективности учебного процесса (качество успеваемости выросло на 10—15%).
Администрация муниципального округа оценивает нашу работу положительно, выделяет средства на приобретение спортивного инвентаря и оборудования. В то же время значительную финансовую поддержку нашей деятельности оказывают спонсоры.
С нами активно сотрудничают образовательные учреждения муниципального округа. Мы делимся опытом с коллегами из нашего и соседних муниципальных округов на семинарах, во время единых методических дней, на собраниях районных методобъединений. Особый интерес вызывает работа по здоровьеразвивающей технологии Базарного, занятия в кабинетах лечебной физкультуры и психоэмоциональной разгрузки, мониторинг состояния здоровья учащихся в динамике.
Радует, что главными нашими помощниками и союзниками в борьбе за сохранение и укрепление здоровья стали дети и их родители. Результаты опроса показали, что 89% учеников среднего звена на первое место по важности среди жизненных ценностей ставят именно здоровье, а не материальное благополучие. А 86% родителей оценили работу школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся как эффективную и результативную.
Соловьёва Н.В., директор Любимской основной общеобразовательной школы, Смирнова А.В., учитель начальныx классов, г. Любим, Ярославская область.
Материалы нашей конференции: