Здоровьесбережение — магистральный путь модернизации школы
Состояние здоровья детей в большинстве регионов России расценивается специалистами как неблагоприятное. Особенно тревожным в этом отношении считается период обучения в школе, когда число здоровых детей уменьшается в четыре раза, а к одиннадцатому классу их количество не превышает 10%.
Сегодня общепризнанным фактором влияния на физическое и психическое здоровье является система образования. Школа призвана давать детям не только предметные знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. По мнению многих авторов, образовательная среда во многом определяет характер поведения человека.
На протяжении ряда лет наша школа решала проблему сохранения здоровья учеников в рамках социального проекта ЗАТО Северска по теме “Комплексный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка”.
Организация межпрофессионального взаимодействия участников образовательного процесса: педагог, психолог, медик являются определяющим условием успешности и слаженности действий всех школьных специалистов. Технология сопровождения осуществляется через медико-психолого-педагогические консилиумы. Формой представления результатов консилиума является паспорт класса, включающий оценку психофизического и социально-педагогического аспектов здоровья, рекомендации для оказания необходимой помощи ребенку.
Особую роль в организации межпрофессионального сотрудничества играет Центр содействия сохранению и укреплению здоровья, который органично вписался в структуру школы и взял на себя основные функции по реализации программы медико-психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям.
Комплексная диагностика состояния здоровья учащихся. Оценка показателей функционального состояния организма, функциональных резервов организма и параметров физического развития; мониторинг физического здоровья учащихся.
Коррекционные мероприятия. Группы ЛФК, массаж, витаминотерапия, коррекция зрения у слабовидящих (специальные коррекционные классы 4 вида). Организация рационального режима двигательной активности на уроках, включение динамических пауз, гимнастики, оздоровительная направленность уроков физического воспитания.
Психологическое сопровождение. Комплексная диагностика психического здоровья учащихся, психокоррекция, реализация образовательных и воспитательных проектов.
Непрерывность системы здоровьесберегающего образования позволяет решать вопросы сохранения и укрепления здоровья на всех этапах становления и взросления ребенка (детский сад — школа). Задачи преемственности наша школа решала совместно с детским дошкольным учреждением № 33. Школа и детский сад расположены рядом друг с другом, были построены в одно время. Такое близкое соседство диктовало нам теснейшее сотрудничество. Мы сделали акцент на развивающее обучение (его методическим развитием является программа “Школа 2100”).
Образовательная деятельность не ограничивается деятельностью только по данной программе. Разработкой системы здоровьесберегающего образования и воспитания занимались школа и детский сад в рамках своих образовательных программ. На определенном этапе возникла потребность в обмене имеющимся опытом и координации деятельности. Для работников дошкольного учреждения были проведены годичные курсы повышения квалификации сотрудниками школы и нашими научными руководителями. В детском саду разработаны, наполнены методически и регулярно проводятся “Уроки здоровья”. Их продолжением стала программа валеологического образования и воспитания для начальной школы. Таким образом, обеспечена преемственность образовательных курсов здоровьесберегающего направления. Для полноценного сотрудничества в детском саду проводят консультации сотрудники школьного Центра содействия здоровью. Подготовлена и реализуется единая система мониторинга физического и психологического состояния детей, формируется единый банк биометрических и физиометрических показателей, характеризующих региональные и общие закономерности роста и развития детей в критические периоды онтогенеза.
Таким образом, была определена главная цель деятельности школы: создание условий для сохранения здоровья и личностно-ориентированного развития ребенка на всех этапах обучения с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей.
За прошедший период деятельности разработаны и реализуются программы:
— “Здоровьесберегающего образования и воспитания в школе”;
— спортивно-оздоровительной работы;
— психологических, лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий;
— медико-психологических семинаров для педагогов школы с целью повышения их компетенции по вопросам здоровья;
— непрерывного здоровьесберегающего образования и воспитания детский сад — школа;
— “Открытый мир” для детей с патологией зрения;
— здоровьесберегающие технологии в школе.
В школе реализуются здоровьесберегающие технологии, а именно: организация учебного процесса с учетом основных психогигиенических положений и рекомендаций. Учебные программы применяются с учетом возрастных и функциональных возможностей ребенка, происходит чередование учебных нагрузок разных уровней интенсивности.
Воспитательная работа в школе осуществляется через проектную деятельность. Главное отличие проектирования от традиционно принятого планирования учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы, во-первых, самым детальным образом задать воспитательные цели на диагностической основе; во-вторых, на основе определенных целей построить соответствующие технологии — алгоритмизированный процесс, гарантирующий достижения спроектированных воспитательный целей.
Опыт работы педколлектива, в том числе исследовательский и методический, позволил открыть на базе школы курсы повышения квалификации для педагогических работников учреждений образования и социальной сферы города по вопросам здоровьесберегающего образования.
Педколлектив рассматривает здоровьесберегающее образование как основное направление модернизации школы. Система работы школы по организации здоровьесберегающего образования является универсальной и может действовать в любом образовательном учреждении.
Сенникова И.А., директор МОУ СОШ № 84, кандидат педагогических наyк, г. Северск, Томская область.
Материалы нашей конференции: