Шесть лет работы в санаторных классах: дети и родители довольны
Наша школа — городская и федеральная экспериментальная площадка. Мы работаем по теме “Стимулирование достижения успеха учащимися в культурно-образовательном пространстве школы”.
Нами разработана здоровьесберегающая программа, цель которой — развитие у детей навыков здорового образа жизни. Она включает в себя следующие направления.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса. Наряду с отбором содержания образования и применением здоровьесберегающих технологий предполагается создание психологического комфорта для учащихся и учителей; рациональный, с точки зрения ученика, режим работы школы; организация образовательного процесса на основе творчества.
Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе — учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.
Творчество рассматривается нами как один из путей к здоровьесберегающему образовательному процессу. Когда учителю интересно учить, а ученику — учиться, то это способствует сохранению их здоровья. Принцип индивидуализации обучения и построения образовательного процесса на основе творчества реализуется в нашей школе через применение образовательных технологий, ориентированных на личность ребенка; применение методов модульно-интегрированного подхода (разработаны и применяются модули “Познаю природу” и “История становления человека”, объединяющие естествознание, историю, изобразительное искусство и труд) в начальном звене и т.д. Мы считаем, что применение интеграции способствует организации здоровьесберегающего образовательного процесса, так как дает возможность учителям обучать творчески, а детям — работать увлеченно и с экономией времени; кроме того, школьники имеют возможность работать в творческих мастерских.
Медико-профилактическая работа предполагает создание для учащихся условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья школьников и профилактическую деятельность, включающую в себя: витаминизацию с применением лекарственных трав; профилактику воспалительных заболеваний горла; профилактику и коррекцию лорзаболеваний и астмы.
Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример родителей, друзей, школы, средства массовой информации. Поведение ребенка формируется на основе того, что он слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно корректируется и изменяется в результате сознательного обучения.
Обследуя детей, приходящих в 1-й класс нашей школы, мы видим, что из года в год растет количество дошкольников с нарушениями здоровья. Одним из широко распространенных заболеваний является бронхиальная астма и заболевания верхних дыхательных путей. Психологи школы, проводя тестирование таких учащихся, пришли к выводу, что дети испытывают психологический дискомфорт, чувствуют ущербность, так как во время приступов и с целью профилактики они пользуются индивидуальными ингаляторами, пропускают много занятий из-за болезни и в связи с этим отстают в учебе. Обучение на дому лишает детей возможности реализовать собственные наклонности и способности в системе дополнительного образования и в выборе профессии. Возникла идея создания в нашей школе санаторных классов, чтобы приблизить специализированную пульмонологическую помощь к детям, страдающим астмой, к тому же школа расположена рядом с уникальным медицинским комплексом — водогрязелечебницей, где можно осуществлять лечение и оздоровление. С этой инициативой мы выступили перед городским отделом образования и методическим кабинетом гороно.
Подготовленный проект был поддержан главой администрации ЗАТО Северск Николаем Ивановичем Кузьменко. Постановлением от 23.02.1999 года за № 355 в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ “Об образовании” было принято решение об открытии первого класса для детей с заболеваниями органов дыхания в школе № 80 с 1 сентября 1999 года. Сама жизнь определила социальный заказ на создание таких классов, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врачами обучаться и лечиться непрерывно в комфортной и привычной среде. В связи с открытием санаторных классов администрацией города было выделено дополнительное финансирование для введения в штатное расписание учителей и воспитателей с доплатой 15% к ставкам заработной платы, врача-пульмонолога и медицинской сестры. Оборудованы помещения, приспособленные для занятий, отдыха, лечебно-профилактической работы, заключен договор с медсанчастью на оказание бесплатных для детей медицинских услуг водогрязелечебницей.
В санаторные классы дети направляются врачом-пульмонологом и медико-педагогической комиссией. Средняя наполняемость — 12 учащихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения. Для них организовано полноценное двухразовое бесплатное питание и полдник за счет родительских средств, т.к. это классы полного дня. Учителя и воспитатели используют технологию личностно-ориентированного обучения: опора на способности, склонности, интересы ученика, его ценностные ориентации и субъективный опыт. Обеспечение условий для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных, душевных и духовных сил способствует сохранению их здоровья. Учитывая тот факт, что отрицательное влияние на здоровье оказывает обучение в режиме “готового знания”, широко используется принцип проблемного обучения, диалоговая форма работы, проектно-исследовательская деятельность, технологии интегративного и интерактивного обучения. В некоторых классах обучение ведется по программе “Школа 2100” А.А. Леонтьева.
Во время занятий детям разрешается свободное перемещение по классу, проводятся физминутки, направленные на восстановление и соблюдение ритма дыхания. До уроков и в группе продленного дня проводится дыхательная гимнастика, а на переменах подвижные игры. В режиме дня есть прогулки и динамические паузы с целью использования природных факторов и стимулирование двигательной активности.
Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, лепить, вышивать, петь, танцевать. Они более чувствительны к миру природы. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно-эстетическому образованию. Это средство для развития интеллекта, творческих способностей, интереса к окружающему, путь к созданию ситуаций успеха и признания. Учитывая этот факт, мы вводим в вариативную часть учебного плана музыкальные часы по методике Карла Орфа, хореографию, оригами. Дети посещают эти занятия по выбору. В группе продленного дня, в рамках клубных занятий, воспитатели проводят часы творчества “Сотвори своими руками”. Дети используют различные техники: тестопластику, вышивку нитками и бисером, плетение, флористику, бумажную пластику.
Благоприятный психологический микроклимат в коллективе, комфортность, эстетически оформленная микросреда, создание ситуации успеха для каждого ребенка снимают психоэмоциональное напряжение и дают положительные результаты в обучении, лечении и профилактике обострения заболеваний. Особое значение мы придаем контролю утомляемости, ее профилактике путем рационального построения учебного расписания, определения объема и содержания домашних заданий и индивидуальной, дозированной учебной нагрузки.
Расписание составляется по методике В.Г. Пайкеса с учетом “Шкалы трудности предметов”, соблюдением всех требований СанПиНа, рациональности хронобиологической организации учебного процесса, медицинского и психологического сопровождения. Расписание обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся. Слабоуспевающим детям мы предоставляем возможность консультаций, занятий с педагогом во внеурочное время.
Для детей санаторных классов школы ежегодно составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий. Все учащиеся находятся под наблюдением врача-терапевта, два раза в год осматриваются ЛОР-врачом, проводятся лабораторные обследования и медицинские осмотры. Врач-пульмонолог еженедельно осматривает каждого ребенка, проводит коррекцию лечения бронхиальной астмы, ежедневно проводится пикфлоуметрия. На базе водогрязелечебницы осуществляется физиолечение (иглорефлексотерапия, гало-инголяция, ЛФК, лечебная физкультура, ингаляции с минеральной водой, массаж). При медицинском кабинете в школе проводится фитотерапия, респираторная терапия (с использованием аппарата Фролова), витаминотерапия, светолечение аппаратом “Дюна”.
Интеграция образовательной и оздоровительной деятельности в санаторных классах способствует восстановлению здоровья ребенка и его возрастной функциональной активности. Наблюдается положительная динамика, снизилась заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, дети с бронхиальной астмой достигли длительной ремиссии. Число случаев обострений бронхиальной астмы в нашей школе в 2000 году составляло 53,3%, в 2004 году — 6,7%. Положительная динамика очевидна.
Базисный учебный план для каждого санаторного класса мы изменяем, пользуясь вариативной частью. Изыскиваем возможности введения специальных занятий, способствующих сохранению здоровья, а также разнообразных элективных курсов по выбору, среди них — “Духовная музыка”, “Человековедение”, “Физика и человек”, “Мой путь к карьере” и т.п.
Проведенное анкетирование учащихся показало, что абсолютному большинству детей нравится в школе, так как им уютно и комфортно, их любят, хорошо к ним относятся и заботятся об их здоровье, помогая преодолеть болезнь. Все учащиеся считают, что в сохранении и укреплении здоровья особую помощь оказывают разнообразные лечебные процедуры, 89% учащихся называют занятия по интересам как фактор, влияющий на улучшение здоровья. В своих анкетах 78% родителей отмечают улучшение состояния здоровья у своих детей за время обучения; всех родителей удовлетворяют формы работы педагогов и медперсонала школы, направленные на сохранение здоровья. Они считают, что наличие санаторных классов — социально значимое и необходимое направление работы в современных условиях.
Позади шестилетний опыт, дающий нам возможность сделать вывод, что сохранить здоровье детей позволяет не только медикопрофилактическая деятельность, но и здоровьесберегающая организация всего образовательного процесса.
Метелькова Е.А., директор МУ ЗАТО Северск “СОШ № 80”, г. Северск, Томская область.
Материалы нашей конференции: