Обучение дошкольников в режиме дистантного зрения
Влияние конторок и режима динамических поз на развитие таза (детородной конституции) у девочек
Крым, г. Ялта, школа №7
Наша школа работает по здоровьесберегающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. с 1996 года. За этот период было сделано 10 выпусков учащихся, обучающихся по технологии «сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Соблюдая чистоту данной технологии, мы получили результаты, подтверждающие, что все психические процессы осуществляются не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом и всей моторной телесностью.
В школе создана здоровьесберегающая среда, позволяющая сохранять физическое, душевное и социальное благополучие школьников.
Работа по технологии В.Ф.Базарного даёт сохранение физических и психических параметров здоровья школьников и положительно влияет на познавательную сферу учащихся, т. к. учебно-воспитательный процесс организован в условиях моторной активности и режиме динамических поз, а весь педагогический коллектив школы уделяет большое внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, создает климат комфорта и доброжелательности, работает в режиме «учитель-мать», поэтому дети болеют реже, чем в других школах (учет заболеваемости школьников ведется на основании диагностики и заключений врачей, зафиксированных в медицинских карточках). Динамика физических параметров здоровья учащихся МКОУ «ЯСШ №7» показывает наши результаты с 1996г. по 2016год.
Нарушение остроты зрения в %
Класс |
обучения |
Конец обучения |
Динамика |
1996-2006(э) |
45 |
14 |
+31 |
1997-2007(э/к) |
33 |
8 |
+25 |
1998-2008(э) |
1 |
1 |
+ 1 |
1999-2009(э) |
50 |
14 |
+36 |
2000-2010(э) |
50 |
40 |
+10 |
2001-2012(э/к) |
25 |
11 |
+14 |
2002-2013(э/к) |
43 |
25 |
+18 |
2003-2014(э) |
57 |
6 |
+51 |
2004-2015(э) |
40 |
9 |
+31 |
2005-2016(э) |
45 |
27 |
+18 |
Нарушение осанки I-II степени в %
|
Начало |
Конец |
|
Класс |
обучения |
обучения |
Динамика |
1996-2006(з) |
100 |
28 |
+72 |
1997-2007(з/к) |
96 |
33 |
+63 |
1998-2008(з) |
75 |
2 |
+75 |
1999-2009(з) |
78 |
19 |
+59 |
2000-2010(э) |
78 |
30 |
+48 |
2001-2012(э/к) |
36 |
18 |
+18 |
2002-2013(э/к) |
40 |
18 |
+22 |
2003-2014(э) |
57 |
31 |
+26 |
2004-2015(э) |
40 |
9 |
+31 |
2005-2016(э) |
59 |
4 |
+55 |
Зрительно ручная координация в %
|
Начало |
Конец |
|
Класс |
обучения |
обучения |
Динамика |
1996-2006(з) |
43 |
80 |
+37 |
1997-2007(з/к) |
29 |
40 |
+11 |
1998-2008(з) |
50 |
100 |
+50 |
1999-2009(э) |
28 |
71 |
+43 |
2000-2010(э) |
22 |
50 |
+23 |
2001-2012(э/к) |
39 |
43 |
+4 |
2002-2013(э/к) |
24 |
44 |
+20 |
2003-2014(э) |
20 |
44 |
+22 |
2004-2015(э) |
23 |
82 |
+59 |
2005-2016(э) |
45 |
59 |
+14 |
Здоровьесберегающая технология плюс человеческий фактор: эмпатия, профессионализм и любовь к детям дают возможность получить положительные результаты. Создав традиции семейного воспитания, мы в праве говорить, что здоровье – это ресурс, а не цель жизни, работая над проблемой сохранения здоровья детей, мы работаем над будущим нашей страны.
А с 2011 года МКОУ «Ялтинская средняя школа №7» работает по теме экспериментально исследовательской работы «Реализация интегрированного обучения на основе сюжетного построения учебных занятий как средство сохранения здоровья школьников».
Эта тема является логическим продолжением работы педагогического коллектива в рамках здоровьесберегающей технологии обучения и воспитания д.м.н., профессора Базарного В.Ф., т.к. ещё в 90-е годы XX в. Владимир Филиппович обсуждал с нашим коллективом проблему, что в школе дети получают массу разрозненной информации и нужна новая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая бы формировала у детей единую картину мира.
Действующие программы предлагают учащимся усвоить огромное количество понятий, которые выступают как разрозненные элементы знаний. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Изучив определённое понятие, например, на физике, учащемуся кажется, что эти знания ни коим образом не пригодятся ему на уроках химии, географии, информатики. Но это далеко не так.
И сегодня, когда ФГОС требуют формирования УУД, единственным спасательным кругом является интеграция. При чём, наивысшая её ступень – межпредметная интеграция, т.е. объединение учебных предметом в единое целое для создания единой картины мира.
Возможно ли это в рамках школы при основной форме организации учебного процесса – уроке? Конечно, нет.
Поэтому педагоги школы апробируют инновационную форму организации учебного процесса – логически завершённый день. Это особая форма организации учебного дня, при которой путем совокупных действий по всем предметам (согласно расписанию учебного дня) раскрывается содержание одной общей темы, создавая тем самым наиболее полную и единую картину окружающего мира.
Примером данной формы организации учебного процесса является изучение темы «Чёрное море». Учащиеся 8 класса начинали учебный день уроком географии на свежем воздухе (на набережной Ялты). Учитель познакомила школьников с тем, как образовалось Чёрное море, как и почему по-разному называлось, каковы его климатические и физические особенности, был произведён контрольный забор воды для определения химического состава воды на уроке химии. Вернувшись в школу, учащиеся продолжили изучение общей темы на уроке информатики. Выполняя практическую работу «Разработка и отладка программ со вложенными циклами», ребята совершили виртуальную экскурсию по побережью Чёрного моря и рассчитали, сколько можно посетить музеев, театров и других туристически интересных мест в каждом городе (Сочи, Сухум, Батуми, Зонгулдак, Варна, Бургас и др.). Продолжился увлекательный учебный день уроком химии и определением состава воды у прибрежной зоны Ялты. На уроке русского языка восьмиклассники обратили внимание на экологические проблемы Чёрного моря, а завершился день уроком литературы, где учащиеся увидели прекрасное родное море в произведении А. Грина «Алые паруса». Итогом учебного дня стала презентация выпуска школьной газеты «Старт», полностью посвящённого Чёрному морю.
Конечно, такое всестороннее изучение определённых тем программы на протяжении всего учебного дня позволяет учащимся преодолеть разобщенность научного знания по дисциплинам, обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых в школе предметов, способствуют выполнению образовательных целей и задач, стоящих перед каждым учебным предметом, стимулирует развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта расширяющего социальное пространство личности, создаёт условия для сохранности здоровья за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.
В целом, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания и межпредметная интеграция положительно влияют на здоровье школьников. Учащиеся школы разносторонне развиты и образованы, что показывают результаты участия во многих конкурсах, соревнованиях и проектах. За последние три года команда школы становилась победителем муниципального этапа соревнований «Школа безопасности», «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры – 2015», призёром соревнований «Безопасное колесо-2016» и конкурса «Ученик года». Команда учащихся нашей школы стала победителем первых в Крыму «Богатырских игр – 2016» (1 общекомандное место). Пять лет подряд танцевальный коллектив школы неизменно побеждает на муниципальном этапе фестиваля-конкурса «Крымский вальс». В 2015 году шестиклассник Меджитов К. стал победителем республиканского этапа и финалистом Всероссийского этапа конкурса «Живая классика». Учащиеся школы являются призёрами республиканского конкурса «Дорога глазами детей», Крымского республиканского военно-патриотического слёта. 2 учащихся являются действительными членами МАН и 6 учащихся — кандидаты в действительные члены МАН. Многие учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами олимпиад по различным предметам. В 2015 и 2016 году все выпускники успешно прошли государственную итоговую аттестацию и поступили в высшие учебные заведения. За последние три года 16% выпускников получили «золотые» медали.
Такой уровень результатов развития физического, умственного и социального здоровья учащихся школы вселяет в педагогический коллектив школы уверенность, что необходимо продолжать работу по здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. и обобщить опыт по внедрению логически завершённых дней – инновационной формы организации учебного процесса.
БЕЛОРУСИЯ, г.Минск, из опыта работы школы №83
Доц. Л.Б.Гапанович, кандидат медицинских наук В.П.Биран, из журнала ’’Здравоохранение Белорусии”, N 1, 1988г, с. 61-63
“В начале 1986 учебного года с классными руководителями 15 начальных классов C11I N 83 был проведен семинар. Преподавателям было поручено ежедневно в процессе учебы со школьниками ( через каждый час в течение 1,5-2 мин) проводить упражнения по В.Ф.Базарному с соавторами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперементалыюй школе N 83 выявлено 25 (6,8%) учащихся с пониженным зрением ( 7 – на оба глаза, 9 – на правый глаз и 9 – на левый). В школе N 118 выявлено 42 (13,1%) школьника с пониженным зрением, в том числе 27 – на оба глаза, 7 – на правый, 8 – на левый.
В школе N 75 обнаружено 27 (18,6%) школьников с пониженным зрением (12 – на оба глаза, 5 – на правый и 10 – на левый глаз).
ВЫВОДЫ
В начальных классах СШ N 83, где проводятся физкультминутки, острота зрения у школьников в 1,9 раза выше по сравнению со школьниками СШ N 118 и в 2,7 раза выше по сравнению со школьниками СШ N 75″
Белорусия, г. Гродно, из опыта работы средней школы №24
Щербинина В.П. – преподаватель начальных классов.
Количество детей из класса, пропустивших учебные занятия по болезни в 1990-1991 учебном году (из официального отчета):
|
Учебная четверть |
Итого за учебный год |
|||
Класс |
|
|
|
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
|
2В |
3 |
6 |
6 |
1 |
16 |
2А |
11 |
11 |
19 |
14 |
55 |
2Б |
5 |
15 |
14 |
13 |
43 |
2Г |
6 |
5 |
11 |
5 |
27 |
2Д |
9 |
13 |
9 |
4 |
35 |
2Е |
2 |
6 |
12 |
6 |
26 |
2Ж |
8 |
9 |
13 |
19 |
49 |
23 |
5 |
9 |
17 |
8 |
39 |
2И |
12 |
16 |
19 |
7 |
54 |
Примечание:
2В – дети, занимавшиеся в режиме динамических поз по методу В.Ф. Базарного; ,
2 А, 2 Б, 2 Г, 2 Д;2Е, 2Ж, 23, 2И – дети, занимавшиеся в традиционном режиме.
Красноярский край, из опыта работы сельской школы пос. Курагино
Кандидат медицинских наук В.И. Кирсанова-Прохорова (Доцент красноярского института повашения квалификации педагогических кадров),учитель Н.Г. Калинина.
Динамика остроты зрения среди учащихся в 1992-94 учебных годах, занимавшихся в режиме методологии ’’Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” д.м.н. В.Ф.Базарного
Ф.И. учеников |
1992 |
1993 |
1994 |
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Байбарак Лена |
1,5-1Д |
1,8-1,6 |
2,0-2,0 |
Базаров Андрей |
1,6-1,0 |
2,0-1,2 |
2,0-1,6 |
Давыдченко Игорь |
1,4-1,4 |
1,5-1,7 |
2,0-2,0 |
Донцов Андрей |
1,4-1,7 |
1.7-2,0 |
2,0-2,0 |
Зойко Андрей |
1,4-1,3 |
2,0-1,7 |
2,0-2,0 |
Крылов Вова |
1,8-1,7 |
2,0-2,0 |
2,0-2,0 |
Кучмейчук Света |
1,3-1,5 |
1,7-1,6 |
1,7-2,0 |
Логинова Юля |
1,2-1,0 |
1,7-1,2 |
1,8-1,7 |
Лункевич Иаташа |
2,0-1,9 |
2,0-1,8 |
– |
Манвейлер Рома |
1,5-1,7 |
1,9-2,0 |
2,0-2,0 |
Пастухова Таня |
1,3-1,0 |
2,0-1,6 |
2,0-2,0 |
Петров Валера |
– |
1,7-1,7 |
2,0-2,0 |
Прудникова Наташа |
1,3-1,3 |
1,5-1,5 |
1,8-2,0 |
Случевская Лена |
1,0-1,0 |
1,3-1,1 |
2,0-1,9 |
Усова Аня |
1,7-1,4 |
1,8-1,5 |
2,0-1,8 |
Шлелев Юра |
1,4-1,3 |
1,4-1,6 |
1,6-1,7 |
Эрбис Аня |
1,3-1,3 |
2,0-2,0 |
1,9-1,5 |
Шмидт Андрей |
1,4-1,0 |
1,5-1,4 |
1,74,9 |
Янушкович Юте |
1,4-1,3 |
2,0-1,7 |
2,0-2,0 |
Красноярский край г. Красноярск, из опыта работы школы №17
Донент В. Ковалев – Красноярский Государственый Педагогический Университет
Итоговые состояния осанки у школьников, занимающихся занимающихся в течение 4 лет в режиме динамических поз по методу д.м.н. В.Ф.Базарного (грудно-плечевой тест)
№ |
Ф.И. учащихся |
ПРГ |
ЗРГ |
К |
1 |
Василевский Александр |
43 |
47 |
0,91 |
2 |
Никитина Марина |
43 |
43 |
1 |
3 |
Наумыкин Вадим |
45 |
47 |
0,957 |
4 |
Оберенко Елена |
42 |
45 |
0,93 |
5 |
Ефанов Евгений |
43 |
43 |
1 |
6 |
Токмаков Алексей |
7 46 |
46 |
1 |
7 |
Лукашев Александр |
46 |
46 |
1 |
8 |
Остапкович Елена |
43 |
46 |
0,13 |
9 |
Горелов Максим |
43 |
43 |
1 |
10 |
Белова Екатергпга |
45 |
44 |
1,02 |
11 |
Власенко Гера |
48 |
49 |
0,98 |
12 |
Безносова Екатерина |
46 |
44 |
1,04 |
13 |
Терехова Наталья |
44 |
47 |
0,94 |
14 |
Нивнев Дмитрий |
40 |
46 |
0,86 |
15 |
Липко Павел |
45 |
44 |
1,02 |
16 |
Мешков Максим |
45 |
43 |
1,04 |
17 |
Мешков Владимир |
45 |
45 |
1 |
18 |
Михайлов Денис |
47 |
48 |
0,98 |
Примечание: ПРГ – передний размер груди, ЗРГ- задний размер груди, К – коэффициент, полученный от деления переднего,, размера груди на задний (в норме 0,9-1,0).
Динамика остроты зрения школьников на этапе 4-7 классов, занимавшихся с 1-го класса в режимах “Сенсорной свободы”.
Ф.И.О. учащихся |
4 класс острота зрения |
5 класс острота зрения |
7 класс острота зрени |
|||
лев. глаз |
прав.глаз |
лев. глаз |
прав, глаз |
лев. глаз |
прав.глаз |
|
Баштанов а Аля |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
2 |
|
|
Боева Оля |
2 |
2 |
1,5 |
1,6 |
более2 |
более 2 |
Вяткин Юра |
1,2 |
2 |
1,5 |
1 1,6 |
2 |
2 |
Г анонов Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
выбыл |
|
Гусев Руслан |
2 |
.2 |
2 |
2 |
более 2 |
более 2 |
Горбачев Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
более 2 |
более2 |
Гизинская Оля |
2 |
1,4 |
1,2 |
0,9 |
0.8 |
0,9 |
Катаев Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
более2 |
более 2 |
Ковалева Настя |
1,8 |
2 |
1,7 |
2 |
2 |
0,9 |
Кудрявых Андрей |
1,6 |
1,9 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
2 |
Куприенко Алена |
1,7 |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
2 |
2 |
Лену Света |
2 |
2 |
1,7 |
1,9 |
выбыла |
|
Наумов Виталик |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
более 2 |
РузановаАня |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,9 |
2 |
Рыбина Люда |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
более 2 |
Солдатенко Андрей |
2 |
2 |
2 |
2 |
более 2 |
более 2 |
Хитяева Наташа |
2 |
2 |
2 |
2 |
более 2 |
более 2 |
Шамрай Надя |
2 |
1.9 |
2 |
2 |
выбыла |
|
Шлюнд Лена |
1,6 |
1,7 |
1,9 |
2 |
выбыла |
|
Шустов Витя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Якушева Света |
2 |
2: |
2 |
1,9 |
более 2 |
более 2 |
Гусев Виталик |
– |
– |
– |
– |
1,9 |
1,6 |
Колобова Лена |
2 |
2 |
– |
– |
– |
– |
Половинко Вадик |
– |
– |
– |
– |
более 2 |
более 2 |
Московская область г.Сергиев Посад, из опыта работы детского сада №32
З.Кузнецова – методист детского сада №32
Из газеты “Вперед” от 21 сентября 1993 года
ОТ РЕДАКЦИИ. Оздоровительная методика В.Ф.Базарного интересна и эффективна. В этом убеждают результаты ее применения в детском саду N 32 и ряде других. По, однако, внедряется она в практику туго. Может быть, познакомившись с опытом работы по этой методике в детском саду N 32 сумеют взглянуть по-новому на воспитательный и оздоровительный процессы в тех детских учреждениях и начальных школах, где велико тяготение к традиционному. Может быть, появится инициатива и со стороны родителей по поводу взаимного сотрудничества самьи, детского сада и школы. Пока же родители в большинстве своем инертно относятся к этому важному элементу в деле воспитания и образования детей. А между тем, база для работы по новым методикам, в том числе и базарновской, есть (и будет укрепляться) благодаря активным усилиям 1 оРОНО заботе о здоровье маленьких граждан района.
Московская область г.Сергиев Посад, из опыта работы детского сада №3
Языком цифр
Снижение заболеваемости за 1 полугодие |
1991 г. |
1993 г. |
Младший возраст (3-4 года) |
73 |
20 |
Средний возраст (4-5 лег) |
222 |
108 |
Старший возраст (5-6 лет) |
154 |
99 |
Улучшение остроты зрения |
||
Младший возраст |
3 |
1 |
Средний возраст |
3 |
1 |
Старший возраст |
1 |
0 |
Нарушение осанки |
||
Младшая группа |
6 |
1 |
Средняя группа |
2 |
0 |
Число пропусков по болезни одним ребенком | ||
Младшая группа |
5,1% |
1,9% |
Средняя группа |
7,4% |
4,4% |
Подготовительная группа |
2,3% |
0,5% |
И.Зенина – воспитатель яслей-сада №3
Из газеты “Вперед ” от 27 июня 1992 года
* Новое в педагогике: НАШИ ДЕТИ РИСУЮТ ПЕРОМ
С тех пор, как в детских яслях-саде N 3 приняли за основу в воспитании детей методику д.м.н.В.Ф.Базарного, многое изменилось там… И прежде всего, снизилась заболеваемость.
Работа по методике В.Ф. Базарного проводится во всех группах. И нашим детям нравится заниматься по новой системе. Они стали более эмоциональными, внимательными, не устают на занятиях. Как-то враз подросли и умственно, и физически. Свободно воспринимают довольно сложную информацию. Наши дети могут показать на глобусе океаны, моря страны, знают, для чего предназначен микроскоп, компас. Находят части света, страны на карте. Могут показать, созвездия нашего неба… Из 27 детей, часто болеющих, 10 человек в эту зиму не болели. Снизилось число осложнений после ОРЗ (бронхиты, отиты, антны и т.д), улучшилось зрение детей. На 1991 год было 89 человек с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Сейчас 20 из них подлежат снятию с ‘’Д”-учета. Положительные отзывы родителей, благодарность безграничны…
Весь коллектив во главе с заведующей В.М.Костриковой работает, решая две главные задачи – укрепление здоровья детей и ненавязчивая подготовка детей к школе. Конечно, много дополнительной работы – ведь нужен дидактический материал, но это очень и очень интересно!
Амурская область из опыта работы средних школ №10, 11
Из статьи М.Полевской – зав кабинетом начального обучения областного института усовершенствования учителей, заслуженный учитель РСФСР (”Амурская правда” от 13 марта 1990 года)
”Я недавно побывала в первых классах шестилеток школы N 11 у Валентины Григорьевны Хохловой и в средней школе N 10 у Татьяны Александровны Иващенко. Эти учителя своей первой задачей ставят заботу о здоровье малышей. Валентина Григорьевна постоянно чередует виды деятельности, предусматривающие занятия стоя и сидя, координацию движений, включает специальные упражнения, разработ анные доктором медицинских наук В.Ф.Базарным для развития остроты зрения. Дети с интересом воспринимают зрительные образы героев сказок. Учитель такие занятия планирует заранее.
Со стороны кажется: на уроке непорядок, шумно. А на деле? Каждый ребенок учится творческому взгляду на окружающее. Можно сесть порисовать, сделать запись в тетради или почитать вместе с учителем. А с каким азартом многие дети занимаются под музыку! Смех, улыбки… Некоторые ребята увлеченно рисуют, двое – в спортивном уголке, несколько человек читают. Да, я не оговорилась. Ребята Татьяны Александровны Иващенко за один месяц изучают все буквы алфавита. Изучают на ходу различные игровые ситуации (даже сами не заметили, как их запомнили ) и уже с октября начали читать. Опережение в обучении составило 7-8 месяцев. Учебник “Азбука” в обычных классах читают до конца года. А наши первоклассники под руководством учителя прочитали уже не одну книгу и знают многих авторов.
Ленинградская область, из опыта работы школы N 7 г. Кириши
Ольга Ворожейкина – главный специалист Министерства образовния Ленинградской области
Из журнала “Народное образование”, N 7,1994г, с.44-45
’’Для своевременной профилактики и коррекции нарушений осанки и рас-сзроиства зрения наряду с известными мерами заслуживает внимания предложенное в последние годы построение учебного процесса в режиме “динамических поз” (метод В.Ф.Базарного с соавторами). Его успешно используют в работе педагоги 7-ой школы г. Кириши.
В классах, работающих по методике профессора Базарного, несколько раз в течение урока меняется поза ученика с использованием специальной конторки, регулируемой по высоте. Конторка по ширине равна половине парты и позволяет ученику в течение 10-15 минут читать и писать стоя. Ноги ученика (только в носках) находятся на рельефном резиновом коврике и в течение этого времени получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп. Затем конторка сдвигается на другую сторону парты, ученик садится, а его сосед начинает работать стоя. Затем конторка сдвигается на другую сторону парты, ученик садится, а его сосед начинает работать стоя. ’’Динамические позы” препятствуют чрезмерному наклону головы при чтении и письмо, что снижает fwnyinonw ог’лнки, искривление позвоночника, яссимет-рию плеч. Массаж подошвенной поверхности стопы уменьшает вероятность плоскостопия. Для снятия зрительного утомления в школе используют коллективные офтальмотренажеры.
г.Тольятти, из опыта работы школы-комплекса N 35
Людмила Сураева – директор 35-ой школы-комплекса. Из “Учительской газеты”, N 47-48 от 28.11.1994г.
В основу своей работы педагогический коллектив школы положил систему доктора медицинских наук Владимира Базарного, его здоровьеразвивающие принципы (причем в широком смысле физическое и духовное, нравственное здоровье и развитие он понимает в полном единстве). Основные принципы его системы: строить занятия в режиме “подвижных объектов” и “зрительных горизонтов” в детском саду и начальной школе. Это первый. И второй: повышение активности детей с помощью построения занятий в режиме динамических поз.
Следующий принцип Базарного заключается в том, что импульсно-нажимное письмо перьевой ручкой – универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей; Этот принцип, правда, мы еще не освоили, подробно не разработали механизм его внедрения. Займемся этим в будущем году.
Четвертый принцип развития здоровья – это методика сенсорных тренажей на любом уроке. Офтальмотренажер, состоящий из четырех светильников, создает эффект “бегущего” огонька, за которым дети внимательно следят, сочетая движения глаз с движениями головы и туловища Длительность работы его всего полторы минуты, но за это время полностью снимается напряжение, возникающее у детей уже через 20 минут интенсивной умственной работы.
В большинстве кабинетов нашей школы на боковой стене висит схема траекторий для гимнастики глаз в положении “стоя” без движения головой и туловищем. Схема содержит пять упражнений. Выполнив каждое по 10-15 раз за полторы минуты, ребенок полностью снимает утомляемость глаз. Учебно -познавательный процесс у нас сформирован гак, что он сам по себе носит раскрепощающий и развивающий здоровье характер.
г.Пенза, из опыта работы школ N 44,73
Н.Бугаева – старший преподаватель Института повышения квалификации педагогических кадров. Из газеты “Наша Пенза” N 33, 1994г.
Почему дети в школу идут розовощёкими, а через некоторое время они уп авшие и синюшные? Почему же в сложившейся ситуации бездействуют родители? Давайте будем вместе спасать здоровье наших детей. Поверьте, чтоб пригласить Владимира Филипповича к нам, в Пензу, было потрачено немало усилий. Его приглашают за 1раницу, приглашений много, поскольку система оздоровления и развития, которую он предлагает, рассчитана на конечный результат, то есгь на стопроцентное здоровье ребенка. II результаты действительно не заставляют себя ждать.
В школе те дети, которые занимаются по данной системе, не замечают звонков на перемены. Они не прогуливают уроков. Программу 4-х начальных классов осваивают за 2,5-3 года. Начинают сочинять музыку и стихи. I Прекрасно рисуют. Качество письма – высокое. ,
В нашем городе учителя-новаторы интуитивно стали внедрять эту систему, руководствуясь лишь публикациями в журналы. lid результаты у них тоже есть. В школе N 44 работают дети за конторками у преподавателя Надежды Николаевны Маненьковой, в школе N 73 в классе у Александры Викторовны Багдоевой. У них вся начальная школа в новом учебном году переходит на этот режим работы…
К нам Владимир Филиппович приезжал второй раз по приглашению городской администрации. В Заречном заключен с ним договор о внедрении мето-дих и -гехнолУ «их дети будут здоровы. Л нам разве это не нужно? Гопрос решается. Как-то он будет решен? И д-ида? Учебный год не за горами. Нужно успеть закупить конторки.^Наладить их выпуск в Пензе. Нужны средства, не очень много.
Поэтому я хочу обратиться к родителям. Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки. Давайте попробуем сообща организовать детям здоровое детство. Давайте создадим союз родителей в защиту прав детей, как это уже существует во многих городах.
Московская область, из интервью ’’Учительской газеты” ( N 41,1994) с заместителем Председателя Совета Федерации А.В. Долголаптевым.
… Вопрос: слухами полнится земля Московской области о начатых здесь невероятных педагогических экспериментах. Рассказывают, например, о детских садиках, из которых, с Вашего благословления, исчезли стульчики, дети теперь тут не сидят, а стоят за конторками.
Ответ: а Вам нравятся дети, замершие на стульях со сложенными руками? Пусть малыши ходят, стоят на полу, стоят за этими самыми конторками. II не в том даже дело, что дети в этом случае растут раскомплексованными, а в том, что благодаря движению в этих садах они болеют вдвое-втрое реже, чем прежде.
Этой и многим другим новаторским методикам область широко распахнула двери детсадов и школ.
Вопрос: интересно, тем более, что детсады с высоты Вашего кресла вообще мало у кого попадают в поле зрения.
Ответ: мы как раз сделали акцент именно на раннем развитии детей. Если упустить этот возраст, очень скоро не с кем бедет строить новую жизнь. На наш взгляд, формирование человека для реформ важнее, чем даже сами эти реформы. Сегодня многим уже ясно, что прежняя система воспитания и образования ’’пекла” ту продукцию, которую заказывало время. Об этом сегодня вздыхают многие, а как исправить дело, не знают.
Поэтому мы с группой единомышленников (теперь это Координационный совет по раннему развитию и воспитанию детей) проанализировали ситуацию, составили конструктивную программу и по эскизам взялись возводить неновое здание… Разумеется. Вместе с нами работают специалисты. Как известно, “на ловца и зверь бежит”. На одной из педагогических конференций узнаем, что есть в Красноярске доктор медицинских (не иедаюги-ческих!) наук В.Ф.Базарный, уже раборающий в нужном направлении. Сенсорика, как главное, на чем стоит делать акцент в раннем возрасте, – вот в двух словах суть его подхода. Вокруг ребят много двигающегося, яркого, дети сами все время в движении. Они не учатся тут, а просто живут по нормальным законам детства… Мы сделали все, что бы доктор Базарный перебрался в Подмосковье, сегодня эксперимент, начатый в Сергиевом Посаде, повтрен во многих базовых детсадах, намечено шесть районов области для его распространения.
Вопрос: в чем же еще особенность нынешнего подхода?
Ответ: тронулось с месга, задвигалось все вокруг, а у представителей власти по-прежнему ощущение, что миры должны , вращаться вокруг них.Мы сами идем в детские сады и школы. Причем прокладываем тропинки не только по вертикали, но и по горизонтали: чтобы подробное видение проблем формировалось не только у нас и в наших районных региональных службах, но также и в министерствах образования, высшей школы, науки, с которыми мы рабогаем в контакте.
Мы идем по линии долгой работы со всеми, кто может влиять на процесс. И хотим, чтобы Московская область стала полигоном достойных начинаний… То есть хочу еще и еще раз подчеркнуть, что именно, исходя их логики и роли образования, заниматься нм должны первые лица в регионах. Равно как и в стране.
Причем не в смысле повышения зарплаты педагогам. Борьба за это не должна быть исчерпывающим содержанием желанных перемен в образовании. Лишь, кажется, что основная учительская проблема сводится к этому. Если даже повысить зарплату впятеро, учителя лучше учить не станут. Хотя я бы обязательно сделат это, но из других соображений: чтобы, захлебываясь в безденежье, не выплескивали своего раздражения на детей. Но приоритеты – другие!