Одной из главных задач нашего Центра является создание новой научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (ФЗПО), подобно той, которая функционировала в Московской области с 1991-го по 2009-й год.
Краткая справка: Лаборатория, созданная в 1991 году как межведомственное научно-практическое подразделение при Администрации Московской области, осуществляла фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам физиолого-здравоохранительной структуры, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса, методологии образования и прикладной педагогики, а также вела экспериментальную и внедренческую работу.
Стратегической целью деятельности лаборатории является разработка и реализация целостной межведомственной программы по формированию государственной политики “Здорового гармонично раскрепощённого развития детей и подростков России”, направленной на спасение возрастающих поколений страны (детей, подростков и молодёжи) от нарастающей популяционно-биологической и духовно-нравственной катастрофы, обусловленной в первую очередь “традиционной” системой воспитания и обучения детей в семье и школе.
Для достижения этой цели лаборатория должна решать следующие задачи и осуществлять следующие направления деятельности:
1.Научно-исследовательская работа.
- раскрытие физиологической структуры и содержания процессов раскрепощения физического, психического и интеллектуального развития детей и подростков;
- проведение медико-педагогической экпертизы дидактических технологий, содержания традиционных и экспериментальных учебных планов, программ и технологий с точки зрения их соответствия структуре психофизиологических процессов;
- разработка природосообразных, адекватных законам функционирования сенсорных систем ребёнка структуры, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса;
- разработка научных подходов к индивидуальному проектированию учебно-воспитательных программ с учётом конституциональных, половых, этноэкологических и этнокультурных особенностей развития детей;
- разработка физиологических аспектов проблемы непрерывности в дошкольном и школьном воспитании и обучении;
- проектирование Среды обитания, мебели, оборудования, средств сенсорной дидактики, обеспечивающих здоровое развитие детей в процессе учебной деятельности;
- проведение исследований в области методологии образования и прикладной педагогики;
- организация экспериментальной работы в детских дошкольных учреждениях и школах;
- разработка критериев и технологии оценки эффективности работы дошкольных учреждений и школ по физическому, психическому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию детей.
2.Внедренческая деятельность.
- разработка принципов региональной (государственной) политики “Здорового гармонично раскрепощённого развития детей и подростков”;
- выработка действенных механизмов осуществления такой политики на базе реализации межведомственной программы внедрения в систему народного образования (воспитания и обучения детей и подростков) здравоохранительных технологий и создания всех необходимых условий для здорового гармонично-раскрепощённого развития детей и подростков как на уровне субъектов Федерации, так и в масштабах всей страны;
- создание на местах (в том числе на уровне отдельных образовательных учреждений) эффективных механизмов управления и самоуправления по реализации данной программы, а также механизмов контроля общества и государства за полученными результатами;
- разработка и запуск целостной программы массовой экспресс-диагностики, качества и эффективности нравственного, психического и телесно-физического развития детей и подростков в регионах – субъектах Федерации;
- на основе выборочного репрезентативного метода организация и осуществление научных исследований в различных регионах Российской Федерации с целью оценки происходящих во времени сдвигов в нравственном, психическом и теслесно-физическом развитии и здоровье детей и подростков детей; подготовка оперативной и стратегической информации руководителям регионов и Правительству Российской Федерации о динамике нравственного, психического и телесного развития и здоровья детей и подростков в различных регионах Российской Федерации и в целом по стране.
- оказание научной, консультативно-методической и организационной помощи регионам Российской Федерации в реализации программы “Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей и подростков”;
- сравнительная оценка эффективности работы администраций субъектов Федерации по здоровому гармонично-раскрепощённому воспитанию и обучению детей и подростков;
- организация запуска в серийное производство запатентованных технологий и технических средств, разработанных д.м.н. В.Ф.Базарным и его сотрудниками и предназначенных для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”;
- работа с иностранными государствами по патентованию изобретений д.м.н. В.Ф.Базарного и его сотрудников, а также продажа технологий и технических средств, предназначенных для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”.
3.Издательская, культурно-просветительская, образовательная, рекламная и др. информационная деятельность.
- подготовка и издание научных тематических сборников, брошюр, учебных программ, учебных и методических пособий и т.д.;
- производство, эксплуатация и распространение (в том числе на коммерческой основе) кино-, аудио- и видеопродукции (создание учебных, научно-популярных и документальных кино- и видеофильмов и программ);
- подготовка и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и “круглых столов”, посвященных актуальным проблемам разработки и внедрения в систему народного образования природосообразных здравоохранительных педагогических технологий;
- подготовка и переподготовка кадров для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”;
- участие в разработке и реализации российских национальных и международных гуманитарных программ и проектов в сфере обеспечения духовно-нравственного, психического, интеллектуального и телесно-физического здоровья человека и условий его полноценной жизни.
В.Ф. Базарный имеет 44 патента на открытия и изобретения. Его разработки применяются в сотнях учебных заведений в России и за рубежом, неизменно давая положительные результаты.