Влияние психологического благополучия педагогов на адаптацию и здоровье школьников
В последние годы все большее внимание уделяется проблеме здоровья подрастающего поколения и факторам, оказывающим на него позитивное или негативное воздействие. Активно изучается и влияние современного образовательного процесса, школы на здоровье учащихся. От элементарных представлений о необходимости соблюдения гигиенических условий и требований возрастной физиологии современная наука и медико-педагогическая практика перешла к разработке и реализации комплексных здоровьесберегающих образовательных технологий, основанных на принципах здоровьесберегающей педагогики, реально «зазвучавшей» в нашем образовательном пространстве в начале «нулевых» годов (Смирнов Н.К., 2002).
Основное внимание уделяется пока изучению и устранению факторов, оказывающих неблагоприятное (патогенное) воздействие главным образом на физическое здоровье учащихся. И это понятно, поскольку имеющиеся в распоряжении исследователей и организаторов образовательного процесса методики и теоретические конструкты позволяют установить лишь самые очевидные причинно-следственные отношения между теми или иными «внутришкольными» факторами и последствиями их воздействия на здоровье учащихся. По данным НИИ возрастной физиологии РАО, в общей структуре патогенных воздействий на здоровье школьников «внутришкольные» факторы составляют около 1/3. Но вопрос о внутренней структуре этих факторов, удельном весе каждого из них, их взаимосвязи остается пока открытым для исследований.
Очевидно, что значительную часть этих факторов составляют патогенные воздействия психологической природы, определяющие формирование не только соматических расстройств, но и большой группы психогенных нарушений здоровья, включая широкий спектр психоэмоциональных, психофизиологических нарушений, функциональных психосоматических расстройств и заболеваний. При их обозначении уместно пользоваться понятием «дидактогении», пока еще мало знакомым широкой педагогической общественности (по нашим наблюдениям, лишь 10 – 15% учителей знакомы с этим понятием). Под дидактогениями следует понимать психотравмирующие воздействия, наносимые ребёнку учителем или образовательным процессом в целом.
По результатам наших исследований (2003), не менее половины всех здоровьеразрушающих воздействий школы приходится на воздействия учителя, обусловленные его профессиональной некомпетентностью, низким уровнем общей культуры, психологической профнепригодностью, нелюбовью к своей работе и детям вообще.
Практический опыт и косвенные результаты немногочисленных исследований дают основание считать, что уровень профессионального мастерства, психофизическое состояние и здоровье учителя оказывает существенное влияние на состояние здоровья его учеников. Речь идет не только о формальных показателях качества работы учителя (выполнение плана урока, уровень реализации педагогических технологий и т.п.), определяемые его работоспособностью и уровнем профессиональной квалификации, неизбежно отражающихся на здоровье учащихся, или о воздействиях, связанных с инфекционным заболеванием педагога, что определяются объективно. Но речь идёт и о дидактогениях, приводящих к снижению адаптационных ресурсов организма ребенка, его повышенной утомляемости, ухудшению успеваемости, дисциплины и т.п. Нельзя забывать и о воспитательном воздействии учителя на своих учеников в направлении формирования у них культуры здоровья на собственном позитивном примере, или, наоборот, в невольном формировании у них безответственного и безграмотного отношения к собственному здоровью (Багнетова Е. А., 2004 и др.).
Проблема, как отмечалось выше, состоит в сложности вычленения влияния именно педагогических дидактических воздействий на ребёнка в общей массе потенциальных патогенов. Поэтому, как правило, приходится ориентироваться или на косвенные доказательства, вытекающие из огромной массы исследований в области психофизиологии, психогигиены, психосоматики, предполагая, что такие воздействия сыграли свою роль, или исследовать отдельные случаи выраженных психотравматических воздействий применительно к конкретному ребенку.
Важность оценки воздействия различных патогенных и условно патогенных факторов на здоровье учащихся, вычленения их из общей совокупности здоровьеразрушающих воздействий в последние годы возросло и в связи с задачами проведения мониторинга и экспертизы работы образовательных учреждений по охране здоровья учащихся (Смирнов Н. К., 2004).
В данной работе была предпринята попытка оценить взаимосвязь совокупности показателей, определяющих психологическое неблагополучие (нездоровье) педагогов, с показателями их воздействия на психологическое состояние, учебную адаптацию, отражающиеся на здоровье школьников, при осуществлении образовательного процесса. Исследования проводились в школах, с которыми сотрудничает кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППРО, поэтому общая установка на сотрудничество и адекватную оценку получаемых результатов у большинства педагогов имелась. Особое внимание при организации и проведении исследований уделялось предупреждению возможности негативного воздействия проводимых исследований на психологический климат в школе.
Психологическое благополучие педагогов рассматривалось, в соответствии с дефиницией здоровья, данной экспертами ВОЗ, как условие и некий аналог понятия психологического здоровья (psychology health). Для оценки уровня этого показателя учителя (114 человек – 92 женщины и 22 мужчины – в возрасте от 25 до 60 лет) прошли исследование по батарее тестов, включающих опросники MMPI, Тейлор, тест Люшера, методику САН, тест-анкету самооценки, дополняемую результатами беседы. Результаты тестирования были приведены к единой шкале Т- баллов, что позволило выделить три равновеликие группы с количественной границей между ними, условно обозначенные как «благополучные», «неблагополучные» и «промежуточная группа».
Для оценки характера и степени воздействия учителей на здоровье своих учеников на уроках использовались два взаимодополняющих подхода. Первый состоял в экспертной оценке воздействия учителей на психологическое состояние и здоровье учащихся. Использовалась программа экспертизы урока по совокупности критериев, разработанная нами (2004, при участии Аносовой М. В.) и успешно используемая на практике. В частности, использовались данные включенного наблюдения за ходом урока и видеомониторинга уроков, что позволяло дать объективную оценку исследуемым процессам. Полученные данные были представлены в количественном выражении, на основании чего все учителя были ранжированы по итоговым величинам своих показателей и разбиты по трем равновеликим группам, названным «группой использующей здоровьесберегающие технологии», «группой использующей здоровьеразрушающие технологии» и «промежуточная группа». Подчеркнем условность этих обозначений, отсутствие качественной границы между группами и сфокусированность оценок на наблюдаемых изменениях психологического (психофизиологического, психоэмоционального) состояния учащихся, их адаптационных проявлениях.
Второй подход основывался на результатах анкетирования школьников 6 – 10 классов, которым предлагались анкеты, включающие широкий круг вопросов о школе, досуге, здоровье, ценностных ориентациях. В анкеты были вкраплены вопросы, позволяющие вычленить мнения учащихся о влиянии разных уроков на их самочувствие, степень утомляемости, уровень стрессированности, состояние психологического комфорта или дискомфорта, на здоровье в целом (по их мнению), а также о педагогических приемах учителей, которые помогали им повысить свою работоспособность, преодолеть утомление на уроке. С целью исключить влияние фактора симпатии/антипатии в отношении конкретных учителей, в анкетах требовалось называть не имена учителей, а названия учебных предметов. Персонификация проводилась уже на этапе обработки материалов.
Обработка полученных данных позволила вывести суммарную балльную оценку воздействия каждого из отмеченных школьниками учителей на психологическое состояние учащихся. Проведенное ранжирование позволило, как и в предыдущем случае, отнести учителей к одной из трех групп, обозначенных аналогичным образом.
Корреляция между персональными составами этих групп составила 76%., что свидетельствует о сопоставимости используемых подходов оценки воздействия учителя на психологическое состояние учащихся и целесообразности взаимодополняющего использования этих подходов в практической работе.
При сравнении групп учителей, выделенных по критерию их психологического благополучия с персональным составом групп, характеризующих модальность воздействия на учащихся, была установлена корреляция на уровне 88%.
Таким образом, можно констатировать, что психологическое неблагополучие (нездоровье) педагогов оказывает прямое негативное влияние на эмоциональное и психологическое состояние, учебную адаптацию учащихся, что неизбежно отражается на их здоровье. Также показано, что использование данных методологических подходов может применяться для вычленения психологической составляющей воздействия учителя на состояние и здоровье учащихся. Это тем более важно учитывать в практике работы школ и управлений образования сейчас, когда вводятся новые системы оценки и оплаты труда педагога с учетом качества, результатов его работы, в том числе и по показателям влияния на здоровье учащихся. Настало время перехода от здоровьесберегающей к здоровьеформирующей стратегии работы школы, направленной на благо здоровья подрастающего поколения.
Литература:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.
Психология и педагогика здоровья. – М., 2003.
Смирнов Н.К. Мониторинг и экспертиза деятельности образовательных учреждений по охране здоровья учащихся. – М., 2004
Багнетова Е.А. Автореферат канд. диссертации, Сургут, 2004
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.
Смирнов Н. К., к.м.н., профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО Минобразования России.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012