Формирование здоровьесберегающей компетентности педагога в системе повышения профессиональной квалификации
Здоровьесберегающая компетентность является необходимым условием для осуществления комплексной подготовки будущих педагогов-воспитателей детей дошкольного и школьного возраста к многоплановой и творческой работе. Основная часть настоящей работы посвящена описанию опыта работы комиссии частных методик педколледжа по организации и проведению Дня науки по вопросам здоровьесбережения, проводимого со студентами выпускного курса специальности «Дошкольное образование».
Формой внеклассной работы выбрана деловая игра «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении», в ходе которой преподаватели знакомили участников игры с теоретическими аспектами организации работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию. В качестве гостей с презентацией и мастер-классом выступили руководители физического воспитания детских садов № 1 и №113. Подобный опыт внеклассной работы поможет студентам в формировании их здоровьесберегающей компетентности.
Формирование здоровьесберегающей компетенции следует считать универсальным качеством личности будущего педагога. Становление компетентности студентов педагогического колледжа в вопросах здоровьесбережения предполагает понимание будущими педагогами необходимости создания условий для многоплановой и творческой работы с детьми по вопросам их здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Успешность формирования здоровьесберегающей компетентности будущих педагогов невозможна без знаний целого ряда учебных дисциплин: педагогических, естественно-биологических, социальных. Студенты колледжа получают знания о том, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходят созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются произвольные движения, осанка, физические качества; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Готовясь к работе с детьми дошкольного возраста, студенты поэтапно реализуют знания о процессе здоровьесбережения своих воспитанников в ходе педагогической практики. На первых же занятиях в дошкольных образовательных учреждениях будущих педагогов знакомят с основными задачами охраны и укрепления здоровья детей:
- сохранить здоровье детей,
- создать условия для их своевременного и полноценного психофизического развития,
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни,
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период детства.
В содержание плана педагогической практики традиционно включаются специальные мероприятия по здоровьесбережению и здоровьеформированию детей дошкольного возраста (занятия физической культурой тела, утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, прогулки, самомассаж, элементы дыхательной, ортопедической, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию и др.).
В последнее время дошкольные образовательные учреждения города активно реализуют здоровьесберегающее направление в воспитательно-образовательном процессе. Нам хорошо известен опыт работы руководителей физического воспитания ДОУ №№ 1, 63, 102, 105, 113 и других.
Поделиться своими творческими находками, предложить студентам активнее использовать в работе элементы здоровьесберегающих технологий мы, преподаватели комиссии частных методик педколледжа, просили руководителей физического воспитания детских садов города.
И такие встречи состоялись в рамках Дня науки, который традиционно организуется в колледже 8 февраля. В 2009-10 учебном году мастер-класс и презентацию опыта работы по использованию фитболов для оздоровления дошкольников продемонстрировала Т. Н. Жаворонкова (ДОУ №1). Студенты не только наблюдали за показом упражнений на гимнастическом мяче, но и сами с нескрываемым удовольствием их выполняли. На экране студенты увидели эпизоды занятий фитбол-гимнастикой с детьми детского сада №1. Вместе с педагогом обсуждались вопросы о подготовке к таким занятиям, о мерах безопасности, технике выполнения упражнений и другие.
В 2010-11 учебном году, опять же в рамках Дня науки, в колледж для встречи со студентами специальности «Дошкольное образование» нами был приглашен руководитель физического воспитания ДОУ №113 Н. А. Елисеев. У педагога накоплен интересный опыт по организации активного отдыха с дошкольниками. Николай Александрович рассказал студентам и показал презентацию о проведенных под его руководством спортивных праздниках, в которых активное участие принимали и педагоги детских садов города, и родители воспитанников. Он дал понять студентам, насколько эффективна работа в данном направлении: дети получают на таких праздниках заряд физической и психической энергии, массу положительных эмоций; обогащают свой двигательный опыт. Такие праздники способствуют укреплению семейных отношений, прививают членам семьи потребность в ЗОЖ.
В комиссию частных методик колледжа входят преподаватели методик: физического воспитания, развития речи, музыкального развития, математического развития, экологического образования, изобразительной и театральной деятельности. В содержание Дня науки нами были включены различного рода задания для студентов, которые стали доказательством необходимости создания в ДОУ здоровьесберегающей среды.
Преподаватель методики изобразительной деятельности предложила студентам подобрать для групповой, спальной и раздевальной комнат детского сада соответствующий колор стен, который непосредственно бы соответствовал назначению этих помещений.
Преподаватель предмета «Художественная обработка материалов» с помощью практических заданий по вырезанию снежинок напомнила правила безопасного пользования ножницами.
Решая педагогические задачи, предложенные преподавателем экологического образования, студенты рассуждали, какие приемы обучения безопасному поведению в природе следует подбирать для детей разных возрастных групп.
Преподаватели методики развития речи и выразительного чтения провели со студентами элементы речевых занятий, в которые были включены «чистоговорки» и пальчиковые игры.
Совместно с преподавателем методики математического развития студенты выполняли физкультурные минутки, как обязательный компонент структуры математических занятий.
Преподаватель методики физического воспитания провела со студентами комплекс дыхательной гимнастики, который рекомендован детям после дневного сна.
Преподаватели театрального искусства и методики музыкального развития продемонстрировали элементы арттератии и технологии музыкального воздействия.
Таким образом, мы старались показать будущим педагогам, что воспитывая и обучая детей, следует всегда помнить и заботиться об их здоровье; знать о содержании здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Для решения данной цели мы предложили студентам ознакомиться с разнообразием технологий, предложенной А. М. Сивцовой. Здоровьесберегающие технологии она подразделила на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- технологии обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии.
День науки с таким содержанием комиссия частных методик проводила в форме деловой игры «Педагогический совет в ДОУ», в которой были определены роли заведующей, старшего воспитателя, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, воспитателей.
Подводя итоги деловой игры, проводимой в рамках Дня науки, студенты высказали свое отношение к вопросам здоровьесбережения детей. Они единодушно отметили, что каждый педагог – воспитатель детей дошкольного возраста должен быть готов к формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни, и должен сам быть примером для своих воспитанников.
Завершая нашу встречу, ведущий отметил, что, действительно, будущий специалист в области дошкольного образования должен позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоконтроля; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры; иметь многообразие двигательного опыта; знать факторы положительного влияния ЗОЖ на общее состояние организма; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств.
Здоровьесбережение по отношению к себе студенты признают как необходимое условие успешности освоения образовательной программы и подготовки к будущей работе с дошкольниками.
Таким образом, становление здоровьесберегающей компетентности студентов колледжа следует считать важнейшим этапом подготовки будущего педагога-воспитателя детей дошкольного возраста. Мы приходим к понятию «здоровье» как психофизическому и духовному состоянию человека, которое обеспечивает ему достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, адаптированности в меняющейся учебной, социальной и природной среде. Здоровье является ресурсом для дальнейшего развития личности.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, куда придут работать наши выпускники, должно нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучия жизни человека.
Литература:
- Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка» (новые стандарты), М., 2011 г.
- Елжова Н.В., «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Ростов-на-Дону, 2011 г.
- Селевко Г.К., «Современные образовательные технологии» (учебное пособие), М., 1998 г.
Прошкина Г.А., Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Рыбинский педагогический колледж, г. Рыбинск, Ярославская область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012