Учёт психологических и физиологических особенностей девочек при выборе УМК в условиях начальной школы «Женская Гимназия»
Нормальное интеллектуальное развитие, формирование умений и навыков неразрывно связаны с состоянием психологического развития и здоровья девочки. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен реализовываться с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей. Учитывая принципы природосообразности и личностной ориентации учебного процесса, необходимо его согласовывать, прежде всего, с гендерной психологией ребёнка. Для обеспечения дифференциации по признаку пола необходимы различные учебники по отдельным предметам, а также разные программы обучения. Ведь, обучая по одной и той же школьной методике мальчиков и девочек, мы вынуждаем их развиваться по некоей «бесполой» психологии. Вынуждаем осваивать одни и те же стандарты знаний, используя совершенно разные порой чуждые природе пола стратегии мышления, что связано с гендерными различиями в организации и работе мозга. К сожалению, нет специальных программ или методик дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек, как и не существует дифференцированных учебников по предметам.
Педагоги «Женской гимназии» осуществляют выбор из существующих общеобразовательных программ начального обучения, адаптируя их к условиям обучения в женской гимназии, то есть, учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности девочек, ориентируясь на развитие познавательных способностей и усиление гуманитарной направленности.
Так в 2005 – 2006 учебном году нами был проведен всесторонний анализ используемых в школе программ и учебников русского языка и литературного чтения с точки зрения их соответствия гендерным особенностям восприятия, в результате чего выбран УМК «Планета знаний», создающий оптимально комфортные условия для обучения девочек.
В условиях личностно – ориентированного обучения:
- девочка рассматривается как личность учебного процесса, и ей создаются условия для выбора деятельности;
- повышается эффективность практического усвоения стандарта начального общего образования (через использование деятельностного метода и проектной деятельности);
- повышается интерес к процессу обучения;
- создаются более благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья путем включения в учебный процесс интересующих девочек разнообразных видов учебно – познавательной деятельности;
- учебный процесс ориентирован на воспитание нравственности.
Данные целевые установки в полной мере соответствуют концепции «Женской гимназии», в которой приоритет отводится вопросам здоровья девочки, будущей невесты и матери.
Содержание учебников соответствует требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка, что особенно важно, так как девочки превосходят мальчиков именно в речевых способностях и имеют более развитую вербальную сферу.
Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают гендерную дифференциацию образования, что содействует индивидуальному развитию каждой девочки. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право на получение равного начального образования и индивидуальный темп развития.
Начиная с «Букваря» Т. М. Андриановой и «Прописей» В. А. Илюхиной, девочки вводятся в мир русского языка через речь, а сочетание речедвигательных ощущений (движение руки при письме с проговариванием во внешней речи) даёт возможность добиться не только чёткого каллиграфического навыка, но и развить орфографическую зоркость учениц. Усиленная гуманитарная направленность курса русского языка, предложенного Л.Я.Желтовской, соответствует психофизиологическим особенностям восприятия и усвоения материала девочками и способствует:
- ориентации девочки на зрительный контакт с учителем;
- организации работы по алгоритму; – вербальное закрепление всего изученного материала;
- ориентации на ближнее зрение;
- относительно быстрой «врабатываемости» у девочек;
- неспешному, размеренному темпу занятия, подачи нового материала;
- оптимальному количеству повторений (для лучшего усвоения);
- дозированию объема и разнообразия новой информации;
- увеличению количества типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
- эмоциональной окрашенности нового материала: движению от эмоций к логическому осмыслению;
- использованию коллективного способа обучения с акцентом на взаимопомощь;
- использованию большего количества наглядного материала на уроке, обучению с опорой на зрительную память;
- эмоционально окрашенной оценке любой выполненной работы с обозначением перспективы.
Учебники «Литературного чтения» автора Эллы Эльханоновны Кац способствуют формированию эстетического вкуса девочек и читательских предпочтений, содержат богатый теоретический материал, который знакомит девочек с изобразительно – выразительными средствами языка, с понятиями ритма, рифмы, размера. В программе Э. Э. Кац обращено внимание и на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью девочек к звуку и ритму, их эмоциональностью. Девочка вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Система заданий дает возможность для творческой работы, ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, развитию творческих способностей. Например, из учебника для 1-го класса: страница 43 – расскажи про какую-нибудь обычную или необычную вещь; 50 – опиши животное; 127 – о черемухе; 105 – сочини историю из жизни собачки Сони; 75 – сочини сказку про лису; 47 – представь, что в комнате появились и заплясали предметы. Учитывая, что творчество опирается на продуктивное воображение и литературно-творческие умения, в учебнике разработана система упражнений и заданий, которая позволяет шаг за шагом развивать у девочек творчески е способности. Дело в том, что девочки лучше выполняют творческие задания, чем исследовательские и поисковые. В заданиях часто используются вопросы: «какой», «какая», «какие», что ориентировано на мышление девочек. Иногда дается четкий алгоритм для ответа, что также соответствует особенностям познавательной сферы девочек. Приведём пример вопросов к рассказу М.Пришвина «Черемуха»: Если вы видели куст черемухи, расскажите, где и когда это было, каким был этот куст? Если вы нюхали черемуху, то расскажите, какой у нее запах: нежный, мягкий, резкий, легкий, тяжелый.
В рамках реализации личностно-ориентированного подхода эффективен также метод проектов, создающий условия для формирования у девочек универсальных умений, использования разносторонних знаний. В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности учащихся. В учебниках УМК имеются специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учениц, формирует у них умение работать с информацией, решать различные творческие задачи, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. Данная деятельность носит исключительно добровольный характер. Индивидуализация заключается в том, то дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Девочки, которые не участвуют в одном проекте, могут принять участие в следующем. Защита проектов происходит во внеурочное время и способствует объединению учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, превращаясь в интеллектуальный праздник, который создаёт прекрасное настроение и желание узнавать всё больше и больше нового. В течение учебного года ученицы выполняют по 2 – 4 проекта по предмету. С большим интересом ученицы 3 класса участвуют в читательских конференциях («Народные сказки», «Басни»), где имеются возможности для проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения.
Участвуя в проектной деятельности, девочки не только получают больше информации по интересующим их вопросам, но и учатся находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме; планировать работу над проектом; сотрудничать друг с другом (в парах, группах) при выполнении проекта; доводить начатое дело до конца.
Учебники курса «Окружающий мир» профессора И. В. Потапова, к. п. н. Г. Г. Ивченковой и к. ист. н. А. И. Саплина, Е. В. Саплиной обеспечивают полноценное соединение знаний и практических навыков, дают возможность раскрыться каждой девочке через систему творческих заданий и проектной деятельности.
В 2007 – 2008 учебном году нами был проведён анализ учебников математики, на основе которого в 2008 – 2009 учебном году написана методическая работа «Методические аспекты реализации гендерного подхода в преподавании математики в начальной школе в условиях раздельного обучения». В данной разработке описаны преимущества программы по математике Л. Г. Петерсон («Школа 2000…»).
По данной программе школа работает уже более 10-ти лет. Переработанный учебник полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, так как основан на деятельностном методе обучения, при котором ребёнок сам «открывает» новое знание, становящееся для него личностно значимым.
В программе Л. Г. Петерсон «Математика» учитываются сензитивные периоды девочек (наиболее благоприятные с психологической и физиологической точки зрения для усвоения того или иного содержания), имеется возможность для развития мышления на основе речевой деятельности, что также характерно для девочек.
Профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, доктор медицинских наук Куинджи Н.Н. считает период полового созревания девочек (с 10 до 13 лет) этапом снижения у них восприимчивости к учебным нагрузкам при увеличении физиологической стоимости таких нагрузок для девичьего организма.
По нашему мнению, усиление математического содержания в начальной школе обеспечивает реальные условия для того, чтобы наполнить обучение поистине здоровьесберегающим содержанием. Под таким содержанием мы понимаем приспособление учебного процесса к познавательно-функциональным возможностям организма девочки, адекватное его биологическим и социальным задачам.
Поскольку жизнь девочки неразрывно связана с эмоциями, то для неё личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3-ем классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов происходит легче, чем в 5-ом классе, за счет того, что детям нравится работать с длинными числами. К 4-му классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введению дробей. Новые числа, их свойства, алгоритмы действий (алгоритмичность – это ещё одна специфика организации мозга девочек) вызывают удивление, радость, а иногда и восторг от самостоятельных побед (чего не наблюдают учителя средней школы при изучении дробей в 5 – 6-х классах). Практика показывает, что темы «Дроби», «Смешанные числа», «Проценты», «Решение задач с дробями» усваиваются девочками в 4 классе на достаточно высоком уровне (справляемость с заданиями – 100 %, качество знаний – 77,4 – 87 %).
С помощью такого эмоционального подкрепления параллельно с изучением дробей осуществляется необходимый тренинг действий с натуральными числами, решение типовых задач. Как известно, девочки легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону даётся им с трудом. Достаточное количество повторений для лучшего усвоения, большое количество типовых заданий облегчает девочкам манипулирование полученными знаниями.
Учебник предполагает использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь. Девочки не любят соревнования, им трудна работа в парах, так как каждая считает себя лидером. В группах из четырех человек они работают хорошо. Содержание учебника позволяет широко использовать и индивидуальную форму работы, требующую ответственного отношения и удобную для организации контроля и самоконтроля с помощью математического диктанта, опорных конспектов, блиц-турниров, счет-тестов и других.
Помимо основного материала в учебнике содержится много дополнительных развивающих заданий. Имеется возможность для развития мышления на основе речевой деятельности, что также характерно для девочек.
Использование выбранных программ и УМК позволяет адаптировать учебный процесс к особенностям пола и помочь сделать школьную жизнь более плодотворной, личностно ориентированной и комфортной. В этих условиях:
– ученицы становятся объектом внимания и не чувствуют себя на вторых ролях, что положительно отражается на их Я-концепции и общем психическом развитии;
– они не ощущают психологического дискомфорта, когда задают вопросы, исследуют научные проблемы, отвечают у доски, совершают ошибки;
– они получают лучшие возможности для духовного и психического развития, для реализации творческой активности.
Результатом эффективности работы, проделанной педагогами МОУ «Женская гимназия», являются показатели итогового контроля успеваемости и качества знаний, количественные и качественные показатели участия учениц в олимпиадах и международных конкурсах. А методически грамотное построение и проведение уроков по выбранным УМК с использованием гендерного подхода даёт возможность добиться не только достаточно высоких результатов обучения девочек, но и большей комфортности учебно-воспитательного процесса и возможности развития природных способностей учениц без нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью.
Литература:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.
- Психология и педагогика здоровья. – М., 2003.
- Смирнов Н.К. Мониторинг и экспертиза деятельности образовательных учреждений по охране здоровья учащихся. – М., 2004
Мильто С.С., учитель, Муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Женская гимназия», г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012