Формирование системы здоровьесохранной педагогики образовательного учреждения
Аннотация: В данной статье представлен теоретический аспект и практический опыт деятельности образовательного учреждения по формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения средством здоровьесохранной педагогики.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…
В.А. Сухомлинский
Известно: образование может быть как глобальным ресурсом развития здоровья, так и всеобъемлющим его разрушителем. Образование и здоровье могут и должны идти параллельно. Осознание взаимосвязи здоровья и образования необходимо для формирования в обществе «здоровьеразвивающего общественного мнения» [4].
Школа, оказывая значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение – идеальное место для формирования культуры здоровья и безопасности. Требуется новая физиолого-эргономическая организация образовательного процесса, определяющая здоровье не только как цель, объект, результат педагогической деятельности, но и как критерий оценки её качества и эффективности. Сохранить и укрепить здоровье участников образовательного процесса возможно, с одной стороны, при условии создания активной среды, с другой, сообразных зрелости и природе ребёнка эргономических режимов построения учебного процесса. И только при такой организации учебного процесса обучение ребёнка может проходить не за счёт истощения ресурсов его здоровья, а, наоборот, за счёт из приумножения. Достичь такого результата возможно реализуя задачи совершенствования качества здоровьесберегающей среды и эффективного механизма управления данной средой, развития здоровьесберегающих компетенций всех субъектов культуры здорового и безопасного образа учебного процесса и жизни.
Создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды возможно посредством здоровьесберегающей педагогики как образовательной технологии, включающей систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни[2]. В педагогике здоровым считается человек, самостоятельно строящий своё собственное.
Здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Феномен «здоровье» – это не одномоментное состояние человека, а весь жизненный процесс его самосовершенствования. Быть здоровым – значит самостоятельно справляться с проблемами, которые есть у каждого[6]. Но всё отмеченное в полной мере относится лишь к зрелой личности. С детьми ситуация несколько иная. Их нужно организовать, вдохновить и увлечь.
Здоровьесберегающая педагогика предполагает высокий уровень понимания не только каждым учителем, но и управленцем реализации таких направлений как:
- формирование самостоятельного мышления обучающихся, понимающих, что сохранение здорового образа жизни является элементом общечеловеческой культуры;
- обеспечение образовательного процесса, и прежде всего его эмоциональной и моторной составляющих таким образом, что проблема обучения перестаёт быть тяжёлым, не интересным занятием для обучающихся;
- видение каждым учителем того, какое место занимает его предмет, его урок в решении единой задачи всего педагогического коллектива по здоровьесохранному, всестороннему развитию школьников;
- повышение не только информационной компетентности ученика, но и степени мотивационно – эмоционального восприятия им учебного материала и окружающего мира в целом;
- обязательное применение в учебно-воспитательном процессе здоровьеразвивающих технологий с целью формирования внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности [4].
Реализация данных направлений способствует созданию нового качественного состояния образовательного учреждения, имеющего следующую концептуальную основу здоровьесберегающей деятельности:
- Целенаправленный характер деятельности всего педагогического коллектива на формирование культуры здоровья обучающихся.
Достижение поставленных целей невозможно без коренного изменения ориентации образовательного процесса на законы развития и здоровья обучающихся, так как именно в учебном процессе эффективнее всего происходит выработка позитивного стереотипа поведения.
В рамках школьного компонента реализуются учебные предметы образовательной программы «За здоровый образ жизни» «Расти здоровым», «Азбука экологии», с 5-го класса введён предмет ОБЖ.
В реализации предпрофильной подготовки организованы курсы по выбору «Искусство быть здоровым и красивым», «Психология конфликта», «Тайны русской кулинарии», «Лаборатория здоровья», «Семейное воспитание», имеющие практико-ориентированный характер обучения. Тем самым, происходит включение «уроков здоровья» в учебный план школы, реализуется интеграция основ здоровьесбережения через учебные предметы.
- Целостность образовательного процесса, предполагающего, что все аспекты образовательного процесса должны быть направлены на здоровое развитие, а та же формирование культуры здоровья обучающихся.
Целостность подразумевает, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает обучение, развитие и воспитание детей, что в первую очередь отражается в функциях управления образованием: при планировании, организации, контроле и анализе образовательного процесса.
Действительность предъявляет новые требования к качеству управления образовательным учреждением и профессиональной компетентности руководителя, необходимости выработки новой системы управленческого мышления и деятельности – системы сотрудничества и координации. Продолжается постепенный переход от административных рычагов к правовым, нормативным, социально-психологическим и экономическим методам при одновременном укреплении вертикальной составляющей управления.
Целью управления является такая последовательность действий согласованной, эффективной здоровьесберегающей деятельности, которая создаёт систему условий сохранения и укрепления здоровья непосредственно в учебном процессе.
Здоровье, как объект, управления в педагогической системе рассматривается с разных позиций, но только как целостное состояние, как системное проявление характера жизнедеятельности индивида [6].
Управленческий цикл наделён следующими функциями:
- информационно-аналитическая функция – создание в каждой школе службы мониторинга здоровья и разработка системы диагностик физического, психического и социального здоровья школьников;
- мотивационно – волевая функция – определение и коррекция цели образовательного учреждения, мотивация субъектов образовательного процесса на их принятие и достижение;
- планово-прогностическая функция – создание комплексно – целевых финансируемых программ достижения целей ОУ в реализации здоровьесохранной педагогики;
- контрольно – диагностическая функция – сочетание административного и общественного контроля, самоанализа, самоконтроля и самооценки субъектами образовательного процесса состояния здоровья и его динамики в зависимости от изменений образа жизни;
- регулятивно – коррекционная функция – строится на основе диагностики, оперативного регулирования и коррекции всех сторон работы школы.
Одной из главных проблем современной школы является формирование оптимальной модели управления с четким распределением и согласованием компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов, поддержка их личной инициативы.
Каждый работник нашей школы в своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих законах РФ, а так же нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства. Применительно к школе – это ст.51 федерального закона «Об образовании», требующая: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Выполняя отмеченные выше установки на практике, руководитель образовательного учреждения неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение стоящих перед ним целей. Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой. Меняется позиция педагога, который становится инициатором, субъектом, ориентированным на сотрудничество в здоровьесохранной деятельности.
На этапе реализации наши сотрудники имеют возможность корректировки своей работы по здоровьесбережению с целью повышения ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на этапах целеполагания и проектирования.
Важную роль в реализации деятельности по сохранению и развитию здоровья обучающихся играет взаимообратная связь, служащая основой принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качества управления, опираясь на результативность обратной связи, удаётся найти рациональное соотношение управления и самоуправления. И такой обратной связью может быть только мониторинг за конкретными показателями развития и здоровья каждого ученика за каждый учебный год.
Безусловно, учителя, у которых дети выявили лучшие показатели сохранения и развития здоровья должны поощряться морально и материально. Их должны знать широкая родительская общественность.
Логически завершающим в системе управления данными процессами является учёт и контроль всех аспектов деятельности, которые при более тщательном анализе создает возможность для коррекции планирования деятельности и координации взаимодействия субъектов педагогического процесса, принятию своевременных управленческих решений.
- Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий, предполагающее не только насыщение новой информацией, но и критическое её усвоение и претворение в персональный опыт здоровой жизни, внедрение педагогики сотрудничества, определяющей здоровьесберегающий эффект учебной деятельности школьников [1].
Мотивация успехом, деятельностный подход, комфортные отношения между обучающимся и учителем, между самими школьниками, обучение на индивидуальном, посильном уровне, технология сотрудничества, глубинная заинтересованность к восхождению – вот что входит в содержание здоровьесберегающей методики, используемой педагогами во время образовательного процесса [4]. Это приводит к созданию благоприятного морально – психологического климата как в педагогическом коллективе, так и в отношениях «учитель – ученик», выработке субъектной позиции.
Одной из приоритетных технологий, используемых в образовательном процессе является программа здоровьеразвивающего раскрепощённого развития детей В.Ф. Базарного, позволяющая организовать обучение на основе высокой чувственной, ориентировочно – поисковой, моторной, эмоциональной активности ребёнка на академическом уроке, а так же активной сенсорно – развивающей среде. Анализ результативности использования данной технологии в образовательном процессе представляет неоспоримое преимущество показателей физического, эмоционального и духовно-нравственного развития и здоровья обучающихся в сравнении с традиционными подходами образовательного процесса. Системность и последовательность использования данной технологии будет иметь результат лишь в том случае, если гарантирована преемственность в реализации здоровьесберегающей технологии «детский сад – школа», что позволит интегрировать усилия, аккумулировать имеющиеся ресурсы (в частности информационные) и реализовать взаимодействие с учреждениями дошкольного образования.
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование её педагогических возможностей, предполагающей организацию моторной и эмоциональной активности детей, климата здоровья, культуры общения и доверия, личностного созидания.
Ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании рассматривается наличие федеральных региональных программ обеспечения необходимым здоровьеразвивающим оборудованием классов, профессиональная компетентность учителя, его моральная и материальная заинтересованность, а так же личная культура здоровья. Здоровьесозидающая деятельность педагогов заключается в использовании ими принципов и способов, позволяющих сохранить и развивать как собственное здоровье, так и здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета валеологическими знаниями, умениями, навыками с целью формирования у воспитанников поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, укрепление и развития индивидуального здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности, педагог обязан представлять рациональные образцы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество мотивационного обучения, воспитания и развития школьников, давать им конкретные рекомендации по сбережению и развитию индивидуального здоровья, направлять их на ведение здорового образа жизни [2].
Культура здоровья педагога рассматривается в качестве непрерывно трансформирующейся системы знаний, ценностно – смысловых установок, эмоционально – волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной на самопознание, развитие, совершенствование своего здоровья и обеспечения здоровья обучающихся, формирование у них здоровьеориентированного поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение – важнейшая составляющая образовательной среды, способствующая обеспечению современного качества образования, всестороннего, гармоничного развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Изучая психологические особенности каждого ребёнка, педагоги вместе со школьниками вырабатывают индивидуальную стратегию развития каждого, а так же оценку эффективности проводимых в данном направлении мероприятий. Это позволяет педагогическому коллективу формировать и развивать у обучающихся навыков собственной мотивации, контроля, познания, регуляции настроения и поведения на фоне негативного отношения к вредным привычкам.
Главным фактором здоровьесохранной среды ОУ служат объекты инфраструктуры для оздоровительной деятельности, где возникает потребность регулирования качества оборудования, особого внимания на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья. Постоянно происходит процесс дооснащения объектов школьной инфраструктуры в соответствие с нормами СанПиНа.
- Развитие двигательной активности и учёт индивидуально – личностных возможностей в условиях конкретного образовательного учреждения.
Организация двигательной активности и профилактика гиподинамии (педагогической усидчивости) проходит как на академическом уроке, так и на уроках физической культуры, где у ребёнка необходимо воспитать необходимые моторные навыки, скоростные и координационные функции, выносливость и культуру тела. Предмет физическая культура, тем самым, имеет три составляющие: знания, навыки, способы деятельности и физическое совершенствование, физическая подготовка, которые из цели превращаются в средство воспитания и развития.
Направления формирования базовой личностной физической культуры в учебных заведениях
- Обеспечение конкурентоспособности физической культуры и спорта среди других способов времяпрепровождения.
- Развитие творческих проявлений человека, его самообразование и самопознание в сфере физической культуры.
- Включение в состав показателей оценки качества деятельности образовательных учреждений интегральных показателей уровня физического развития и здоровья каждого школьника.
- Реализации деятельностного начала в процессе формирования физической культуры тела через развитие внеурочных и внешкольных массовых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего успешных детей (в т. ч. с наклонностью к одарённости) и детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны индивидуальные учебные планы и оздоровительные программы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Индивидуальные формы работы с обучающимися представлены как в урочном технологическом цикле, когда индивидуальный подход выделяется как целевая установка урока, так и во внеурочной, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога, реализовать физическую и творческую активность.
Педагогами апробирован авторский курс по физической культуре «Я способен, я смогу», предполагающий формирование у школьников двигательных умений и навыков средствами физической культуры и умение использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья.
Особенностью физкультурно-оздоровительной системы школы является интеграция физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой работы, представляющая новые формы, методики и подходы. Реализация программы «Тропинками здоровья и познания» предполагает формирование потребности бережного отношения к окружающей среде и навыков самообслуживания, умений жить и действовать в автономной ситуации.
- Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья предполагает не только учить, но и подавать личный пример здорового образа жизни педагогами, родителями, представителями общественности.
Все субъекты образовательного процесса: семья, педагоги, обучающиеся, социальные институты совместно взаимодействуют, оказывая благотворное влияние на формирование мотивации к здоровому образу жизни, выполняя каждый свои функции.
Для этого учителя:
- Разрабатывают интегрированные уроки и внедряют здоровьесберегающие технологии непосредственно в образовательный процесс, используют разнообразные формы и методы обучения, воспитания и развития мотивации к здоровьесберегающей деятельности у обучающихся в процессе проведения внеклассных и внешкольных физкультурно-оздоровительных, спортивно – массовых и информационно-просветительских мероприятий.
Родители:
- Способствуют закреплению знаний о здоровье, способах оздоровления (отработке умений и навыков) в домашней обстановке, поддерживают и стимулируют самостоятельность в здоровьесбережении;
- Активно участвуют в массовых физкультурно-оздоровительных спортивно – массовых и информационно-просветительских мероприятиях.
Обучающиеся:
- Активно усваивают знания о здоровье, его сохранности и формировании, вырабатывают потребность участия в здоровьесберегающей деятельности.
- Овладевают способами и методами оздоровления и повышения резервов здоровья как на академическом уроке, так и в повседневной жизни, проявляя активность и настойчивость в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья.
Социальные институты:
- Осуществляют материально-техническую поддержку для реализации здоровьесберегающих мероприятий (спонсорская помощь, предоставление помещений, аппаратуры и т.д.);
- Специалисты в области здравоохранения активно участвуют в проведении внеклассных и внешкольных мероприятий здоровьесберегающей направленности.
Безусловно, особенности личного развития обучающихся, сохранения и развития их здоровья, проявляются прежде всего на уровне воспитанности. Внедрение воспитательной технологии социального проектирования создает условия для формирования навыков гражданской активности, самореализации и социальной адаптации. Необходимость привлечения внимания каждого участника образовательного процесса к актуальным социальным проблемам местного сообщества позволяет включить школьников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими силами, формирования ответственной, социально компетентной позиции учащихся. В рамках Международного Общественного движения «Добрые Дети Мира» запущен проект «Здоровое поколение», где использовали новые форм и приёмы педагогики здоровья, такие как методы активного обучения, связи теории с практикой.
Растущий интерес школьников к проблемам здоровьесбережения реализуется в виде проектных и исследовательских работ в рамках научно – практических конференций и конкурсного движения. Лучшими на муниципальном и региональном уровне признаны исследовательские работы такие как «Быть здоровым здорово», «Дорога ложка к обеду», «Будь здоров, отличник!» и другие.
Тем самым, здоровье школьников находится в прямой зависимости от состояния школьной среды. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья способствует формированию здоровьесберегающих компетенций обучающихся.
Литература:
- «Здоровьесберегающее образование». Научно – практический журнал. – М, 2011, №2.
- «Здоровьесберегающее образование». Научно – практический журнал. – М, 2011, №3.
- Ковалько, В.И.. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М: «Вако», 2004.
- Коробейников, А.А. Актуальная европейская проблема: внедрение здоровьесберегающей педагогики. – М.,
- Павлова, М.А., Гришанова, О.С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг. – Волгоград: Учитель, 2010.248 с.
- Шамова, Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М: ООО «УЦ «Перспектива», 2008.
Степанюк Н. В., Шведова Е. А., МОУ СОШ №44, г. Рыбинск, Ярославская Область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012