Создание условий для здорового физического, психического и социального развития обучающихся в школьной среде
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одними из основополагающих принципов являются: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; а также разработка эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», являющейся основополагающим государственным документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года, указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся и студентов.
Особенности здоровьесберегающей деятельности школы по созданию условий для сохранения и развития физического, психического и социального здоровья обучающихся должна строиться на законах раскрепощения и укоренения телесно – моторных, функциональных, эмоционально – волевых, иммунологических, гендерных, психомоторных , творческих и духовно – психических потенциалов.
Наиболее близкое понятийное определение здоровья человека дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье определяется как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов организма.
В педагогической практике чаще отсутствует комплексный подход к решению проблемы сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья школьников. Если подобная работа и ведется, то чаще всего это попытки решения проблем физкультурной и спортивно-массовой направленности. Нельзя ожидать, что такой подход, не затрагивающий основу построения учебного процесса, обеспечит в полной мере сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательной среде школы.
Всем должно быть ясно: перспективы развития нашей страны и ее безопасность во многом зависит не только от уровня информационных знаний, но и от состояния здоровья и нравственного поведения подрастающего поколения. Между тем обращает на себя внимание распространенность в молодежной среде различных форм аддиктивных (табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ) и деликвентных (правонарушения, преступления) форм поведения (В. Ю. Салов, 2001; Ю. И. Евсеев, 2002; В. А. Таймазов, С. П. Евсеев, 2002; А. И. Ковалева, 2003; А. Б. Фомина, 2003 и др.).
В связи с этим проблема здорового образа жизни детей школьного возраста наиболее актуальна для профилактики заболеваний, улучшения физического состояния и коррекции асоциального поведения, так как именно их состояние здоровья и образ жизни составляют базис дальнейшего развития России.
Нам необходимо определить организационные, психолого-педагогические и медико-социальные меры, средства и технологии , с одной стороны, обеспечивающие в образовательной среде школы сохранение и укрепление здоровья обучающихся, с другой, повышали внутреннюю стойкость наших детей к внешним негативным соблазнам.
Изучение и реализация педагогических подходов, обеспечивающих здоровое физическое, психическое и социальное развитие и благополучия школьников в здоровьесберегающей образовательной среде позволит разработать перспективу развития школы как одного из главных субъектов здоровьесбережения и здоровьеформирования. Позволит, наконец, реализовать на практике статью 51 федерального закона «Об образовании», требующей: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день сложились предпосылки, позволяющие осуществить не только теоретическое осмысление сущности здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды школы, но и практически решить эту задачу.
Осмысление здоровья в общетеоретическом и методологическом плане значительный вклад внесли П. К. Анохин, В. П. Казначеев, А. Г. Асмолов, И. И. Брехман, А. А. Дубровский, В. М. Заенчик, Э.М. Казин, Г. А. Кураев, А. Е. Личко, Ф. Ф. Харисов, А. В. Яблоков и др.
Вместе с этим обоснована необходимость гуманизации школы, что позволит выпускникам при профессиональном становлении развивать в себе социально-значимые качества личности (Ш.А. Амонашвили, С.И. Вострокнутов, Э.М. Никитин, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, В.И. Степанов и др.).
Определена система философских и педагогических знаний о личностно-ориентированной концепции обучения и воспитания учащейся молодежи (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выгодский, И.А. Зимняя, П.Ф. Лесгафт, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.В. Анисимов, В.Г. Асеев, Н.А. Бердяев, Р. Бернс, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.К. Гребенкина, А.С. Запесоцкий, И.А. Зимняя, И.С. Кон, Т.К. Крикунова, В.А. Крутецкий, А.Е. Личко, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, А.М. Столяренко, В.Д. Шадриков, Ю.В. Щербатых, В. Франкл и др.);
Разработаны подходы к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школы и накоплен опыт в исследовании отдельных направлений их использования (В. Ф. Базарный, Н. К. Смирнов, И. И. Брехман, А. А. Дубровский, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов и др.).
Заложены продуктивные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях различного уровня с использованием здоровьесберегающих технологий (Р.А. Амасьянц, Л.Н. Антонова, Н.А. Бабушкина, Ю.Н. Бирюкова, Э.Н. Вайнер, Л.С. Елькова, Ю.П. Кобяков, А.К. Колесников, И.В. Кузнецова, А.В. Левченко, А.М. Митяева, И.А. Плохута, Г.И. Семикин, Л.В. Скокова, Н.К. Смирнов, Н.И. Соловьева, Л.А. Тараканова, В.А. Ясвин, S.A. Carter, M.L. Dushaw и др.).
Разработаны идеи системного подхода в исследовании социально-педагогических явлений и общей теории моделирования, а также принципы объективности, детерминизма, системности, развития и взаимодействия (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. К. Садовский и др.).
Безусловно, в этой сложной работе мы учителя, специализированные по предметам, не имеющим никакого отношения к законам развития и здоровья детей, должны опираться на существующие законы и официальные рекомендации министерства здравоохранения РФ. И прежде всего речь идёт о законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требующего:
1) В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
К сожалению, при наличии множества педагогических инноваций в стране имеется лишь единственная правовая здоровьеразвивающая программа строительства учебного процесса, разработанная коллективом учёных во главе с В. Ф. Базарным, утверждённая министерством здравоохранения и образования РФ, а так же получившая, как того требует вышеуказанный закон, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (№77.99.95.3.Т.000674.07.01). Более того, базовый элемент программы – занятия в режиме динамических поз на основе специальной мебели (конторок) включён в новый САН ПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Контроль же за реализацией САН ПиН возложен не только на санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора, но и на прокуратуру. Все это во многом пресекает продолжающие многие годы некомпетентные с точки зрения здоровья педагогические «инновации», которые нередко оказывались простыми экспериментами над детьми (типа скорость чтения под секундомер, формирование «педагогической усидчивости», смешение мальчиков и девочек по календарному возрасту и т. д.).
К разряду нерешенных проблем относятся вопросы о квалифицированном мониторинге здоровьесберегающей деятельности в школе, его месте и роли в оценке эффективности такой деятельности.
Продолжают оставаться актуальными и многие проблемы, связанные с дальнейшим поиском эффективных подходов и дидактических средств деятельности педагогических коллективов по сохранению и укреплению индивидуального здоровья.
Таким образом, в ходе анализа исследований, посвященных проблемам создания в образовательной среде школы для обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся, концепций формирования у школьников мотивации к здоровому образу жизни в процессе их обучения, были выявлены следующие противоречия:
– между регламентированными законами требованиями сертификации федеральной службой всех педагогических режимов и технологий обучения и сложившейся реальной практикой педагогических инноваций, осуществляемых без надлежащего медицинского контроля (мониторинга);
– между необходимостью внедрения новых образовательных стандартов с учетом сохранения и укрепления здоровья школьников и отсутствием комплексных финансируемых программ обеспечения физического, психического и социального здоровья обучающихся в здоровьесберегающей образовательной среде школы;
– между объективными потребностями современной школы в создании условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и отсутствием научного сопровождения психолого-педагогических, медико-социальных и организационных мер, средств и технологий, обеспечивающих продуктивное решение данной задачи;
-между современными концептуальными требованиями необходимости пропаганды здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения школьников и реальной социально – информационной средой, пропагандирующей нездоровый образ жизни и различные пороки;
– между необходимостью повышения квалификации педагогов школы в сфере здоровьесберегающей деятельности и недостаточностью научно-методического обеспечения такого обучения.
Для разрешения выявленных противоречий необходимо решить следующие задачи:
- На основе анализа существующих законов РФ, нормативно – правовых документов, современных теоретических подходов (средового, аксиологического, антропологического, рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного, системного, культурологического и др.) решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников муниципальных районов Ярославской области возможно только на основе финансируемых межведомственных программ обеспечения физического, психического и социального развития и благополучия детей и подростков в процессе их обучения.
- Из всех понятий: «здоровьесберегающая образовательная среда школы», «здоровьесберегающая деятельность субъектов образовательной среды школы», «здоровьесберегающая деятельность школьников», «здоровьесберегающие технологии» министерством здравоохранения РФ утверждена следующая формула «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах»
(Заместитель начальника Главного управления научных учреждений Л.С.Лукьянчикова и Заместитель министра здравоохранения РФ А.Г.Грачёва, 1989) - Сформулировать условия для обеспечения физического, психического и социального развития школьников в здоровьесберегающей образовательной среде школы.
- Выявить признаки здоровьеразвивающей деятельности субъектов образовательной среды школы – ее предмет, цель, задачи, средства, состав; определить ее роль и место в создании условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия школьников в образовательной среде школы; сформулировать требования, которые здоровьесберегающая деятельность предъявляет к субъектам данной среды.
- Определить програмно – финансируемые, организационные, психолого-педагогические и медико-социальные подходы, средства и технологии сохранения и укрепления здоровья обучающихся в здоровьесберегающей образовательной среде школы, включающие в себя совокупность целей, задач, форм и методов, условий эффективной реализации, а так же критерии оценки эффективности такой деятельности.
- Разработать систему межведомственного управления здоровьесберегающей деятельностью субъектов образовательной среды школы для достижения цели сохранения и укрепления здоровья детей в процессе их обучения в школе.
- Реализовать на практике доступную для тиражирования модель здоровьесберегающей деятельности школы по обеспечению физического, психического и социального развития и благополучия обучающихся.
Литература:
1.Базарный В. Ф. Здоровый образ жизни и учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах. — Тез. Всесоюзной научно-практической конференции “Физическая культура и здоровый образ жизни”. — Севастополь (16—21 февраля, 1995). – М., 1990.
2. Базарный В. Ф., Гуров В. А., Оладо Э. Я. Методология оздоровления детей и подростков. — Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни. – М., 1994. – С. 46-55.
3. Безруких М. М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся [Текст] / М. М. Безруких// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 8. – С. 65-74.
4. Сидорова Т. Т. Модель внутришкольной подготовки педагогического коллектива общеобразовательной школы к здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. Т. Сидорова// Управление качеством образования. – 2009.-№5.-С.61-90.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ, 2006.
Рощина Г.О., кандидат педагогических наук, руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012