Годы сотрудничества и открытий
Лицей №103 раздельного обучения “Гармония” (Ассоциированная школа ЮНЕСКО) — образовательное учреждение принципиально нового типа, созданное впервые в педагогической практике Красноярского края. В ходе работы над проблемой “Воспитание гармоничной, социально-активной личности”, коллектив Лицея пришел к выводу, что традиционная образовательная система не способствует формированию правильной системы отношений с миром и самим собой. Раздельное обучение — один из заказов родителей, который Лицей получил в 1989 году и на протяжении 16 лет успешно и творчески реализует.
Эти годы стали для коллектива школы годами радостной, напряженной работы, взаимопонимания и самопознания, интересного сотрудничества и открытий.
Поверить в собственные силы помогла поддержка педагогов-ученых Санкт-Петербурга: доктора биологических наук Т.П. Хризман и нейропсихолога, кандидата наук В.Д. Еремеевой. Поддержка через печать самой идеи раздельного обучения в России доктора психологических наук, профессора А.М. Зимичева тоже оказала нам неоценимую помощь.
Вдохновил школу и благословил на развитие идеи раздельного обучения доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный. Целевое обследование учащихся школы (мальчиков и девочек) в 1992—1994 гг., проведенное на базе НИИ (г. Красноярск) медицинских проблем Севера в лаборатории сенсорных систем, руководимой В.Ф. Базарным, и его неоднократный приезд в школу помогли избежать педагогам множества проблем в перестройке существующей системы образования через обновление содержания и выбор технологии — раздельное обучение.
Институт образования взрослых РАО (Санкт-Петербург) на базе Лицея провел семинар “Нейропсихология, нейропедагогика как основа дифференцированного обучения”. Переподготовку прошли практически все учителя, работающие в классах раздельного обучения. Лицей принимал участие в Международном научно-практическом семинаре “Нейропедагогика: мальчики и девочки — два разных мира, две стратегии развития”, организованном вышеназванным институтом. Кроме того, ежегодно Лицей проводит на своей базе научно-практические конференции и семинары по проблеме раздельного обучения, на которые приезжают со всех уголков России заинтересованные данной проблемой специалисты: педагоги, медики, культурные работники.
Последняя конференция проходила 11 декабря 2004 года по теме: “Девочки: образование и развитие”. Гости смогли побывать более чем на 20 уроках в классах девочек. Вот, например, какие цели ставила учитель МХК Н.Г. Серветник, готовясь к уроку в 8 классе: “Что такое целомудрие и почему оно является основой русской духовности? Что происходит с Россией? Тянемся к Западу — теряем Отечество, ищем земное — теряем вечное. Как зажечь путеводные лампадки в сердцах девочек в наше весьма “нецеломудренное” время? Ибо от будущих матерей, от их нравственной чистоты зависит судьба России. Заглянув в драгоценный ларец православной культуры, может быть, дрогнет юное сердце, почувствовав острую тоску по евангельской высоте, к которой всегда стремилась душа русского человека”.
Главным и ключевым моментом в организации деятельности классов раздельного обучения является глубокое, систематическое диагностирование функционального развития мозга, интеллектуального, психического здоровья, межличностных отношений в коллективе мальчиков — девочек. В системе ведется и работа в плане преемственности.
В едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются классы смешанного типа. Такое сочетание дает возможность для исследования и анализа процесса обучения и его результатов. Исследования говорят о том, что раздельное обучение является достаточно перспективным направлением.
Что же показала шестнадцатилетняя практика работы Лицея? Результаты говорят сами за себя. В классах раздельного обучения качество образования на высоком уровне.
Кроме того, в классах раздельного обучения сохраняется и улучшается здоровье школьников.
Годность к службе в армии
Выпускники | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Раздельное обучение | 96% | 92% | 100% | 100% | 96% |
Смешанное обучение | 46% | 51% | 48% | 52% | 46% |
Наши учителя говорят о том, что в классах мальчиков легче воспитывать уважение к девочке и женщине. Если в смешанном классе мальчикам говорят, что девочки — это воплощение нежности, что они хрупкие, слабые, то мальчишки возмущаются: “Эти-то верзилы нежные и слабые?”. Действительно, шестиклассницы, семиклассницы обычно крупнее, выше и даже, возможно, сильнее мальчиков. Да и девочки удивляются, когда им говорят, что мальчики — опора в жизни. “Эти мелкие троечники — опора?”. В раздельных классах такое временное несоответствие не так заметно.
Когда в классе нет девочек, учитель вдруг с удивлением понимает, что в смешанном классе учил преимущественно девочек, а мальчиков надо учить по-другому. Разумеется, первые месяцы работы в таких классах тяжелы для учителя. Но зато как раскрываются дети!
Важно отметить, что учителя, поработавшие в раздельных классах, вернувшись в смешанный класс, уже по-другому видят и мальчиков, и девочек, по-другому работают с ними.
Итак, накопленный опыт позволяет утверждать: раздельное обучение мальчиков и девочек в общей школе дает возможность каждому полу полнее реализовать познавательные способности, оптимальнее использовать те типы восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются особенностями развития женского и мужского мозга. Все те отрицательные моменты, которые существуют при изолированном обучении и воспитании детей разного пола, сводятся к минимуму, если классы мальчиков и девочек организованы в одной и той же школе, где созданы условия для их нормального общения.
Работа в режиме эксперимента заставляет педагогов по-новому оценивать себя. Например, если учитель слишком эмоционален, нелогичен — класс мальчиков может и не принять такого преподавателя. Зато девочки будут таким преподавателем довольны — они увлечены как раз этой эмоциональностью.
Главным моментом в организации деятельности классов раздельного обучения стало постоянное диагностирование физического, интеллектуального, психического здоровья детей. Каждый класс имеет свой паспорт развития, который ведется с первого класса. Его ведут психологи, педагоги, администраторы, врачи, физиологи. На основании этих данных мы делаем выводы о развитии школьников.
Переход большого количества классов на систему раздельного обучения потребовал переосмысления, углубления педагогической деятельности, комплексности воздействия всех факторов (мастерство учителя, поддержка родителей, влияние на развитие личности духа школы).
Это умеренный и разумный эксперимент, но мы не хотим, чтобы общественность решила, что педагоги взялись решать социальные проблемы, которые находятся вне досягаемости школы. Идея раздельного обучения может стать опасной, только если ее возведут в ранг панацеи от кризиса в нашей стране, который затрагивает более глубокие проблемы, чем организация школьной жизни. Конечно, сегодня есть классы, где мальчики и девочки, обучаясь совместно, преуспевают, но, если присутствуют элементы “хорошего образования”: небольшие классы, психологическое сопровождение, высокопрофессиональные учителя, сфокусированный учебный курс.
С идеей раздельного обучения можно соглашаться или не соглашаться, но нам надо понять главное: “гендерное равенство” не означает одинакового отношения к девочкам и мальчикам, нужно разумно управлять процессом обучения и воспитания.
Было бы опрометчиво претендовать на некую окончательность представленных материалов и выводов по раздельному обучению. Раздельное обучение — это слишком молодая отрасль знаний в нашей 16-летней практической деятельности, чтобы кто-то мог сказать в ней последнее слово.
Лицей №103 г. Железногорска с оптимизмом смотрит в будущее, достойно решая поставленные перед ним проблемы, среди которых самая главная — обучение, воспитание и сохранение интеллектуального, физического, нравственного здоровья учащихся.
Дубровская E.Н., директор Лицея №103 раздельного обучения “Гармония”, заслуженный учитель России, заслуженный учитель Красноярского края, г. Железногорск, Красноярский край.
2005 г.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.
Дубровская Е.Н. о работе с профессором Базарным В.Ф. и многолетнем опыте применения его технологий
Дубровская Е.Н. о работе с профессором Базарным В.Ф. и многолетнем опыте применения его технологий