Исследование общих способностей учащихся 6-х классов при раздельной и традиционной формах обучения
Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В этот период продолжается развитие общих и специальных способностей.
Под общими способностями в данном случае будет пониматься совокупность познавательных процессов.
Развитие познавательных процессов, в данном случае интеллекта, в подростковом возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов. Таким образом, наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдается именно в интеллектуальной сфере.
Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека (восприятие, внимание, память, воображение, мышление). Общие интеллектуальные способности (особенно понятийно-теоретическое мышление) формируются в учении. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Подростковый возраст является достаточно сенситивным для развития этих способностей.
Нами проведено исследование, направленное на сравнительный анализ общих способностей учащихся 6-х классов при раздельной и традиционной формах обучения.
Исследование представляется актуальным, поскольку развитие у школьников общих способностей — одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.
Наше предположение о том, что в условиях раздельной и традиционной формы обучения подростки достигают разного уровня развития общих способностей, подтвердилось проведенным исследованием.
Инструментом исследования послужил Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), предназначенный для группового обследования умственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов). Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены кандидатами психологических наук М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой.
Тест содержит 7 субтестов: 1 — исполнение инструкции, 2 — арифметические задачи, 3 — дополнение предложений, 4 — определение сходства и различия понятий, 5 — числовые ряды, 6 — установление аналогии, 7 — символы.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
В исследовании принимали участие учащиеся 6-х классов (класс мальчиков, класс девочек — раздельные классы (Р)); класс традиционной формы обучения (С). Общее число испытуемых составило 72 человека, из них 19 мальчиков и 17 девочек из классов с раздельной формой обучения и 19 мальчиков и 17 девочек из класса традиционной формы обучения.
При обработке методики ГИТ были получены следующие результаты.
Общий результат:
Девочки (Р) 6 “А”
Высокий уровень умственного развития — 10 чел. — 59 %
Возрастная норма — 3 чел. — 18 %
Немного ниже нормы — 2 чел. — 11,5 %
Низкий уровень умственного развития — 0 — 0 %
Очень низкий уровень умственного развития — 2 чел. — 11,5 %
Ошибки:
Среднее количество — 14 чел.
Большое количество — 3 чел.
Мальчики (Р) 6 “В”
Высокий уровень умственного развития — 6 чел. — 32 %
Возрастная норма — 7 чел. — 37 %
Немного ниже нормы — 3 чел. — 15,5 %
Низкий уровень умственного развития — 3 чел. — 15,5 %
Очень низкий уровень умственного развития — 0 — 0 %
Ошибки:
Мало — 1 чел.
Среднее количество — 10 чел.
Большое количество — 5 чел.
Очень большое количество — 3 чел.
Девочки (С) 6 “Б”
Высокий уровень умственного развития — 6 чел. — 35 %
Возрастная норма — 5 чел. — 29 %
Немного ниже нормы — 4 чел. — 24 %
Низкий уровень умственного развития — 2 чел — 12 %
Очень низкий уровень умственного развития — 0 чел. — 0%
Ошибки:
Мало — 4 чел
Среднее количество — 12 чел.
Большое количество — 1 чел.
Мальчики (С) 6 “Б”
Высокий уровень умственного развития — 3 чел. — 16 %
Возрастная норма — 3 чел. — 16 %
Немного ниже нормы — 6 чел. — 32 %
Низкий уровень умственного развития — 4 чел. — 20 %
Очень низкий уровень умственного развития — 3 чел. — 16 %
Ошибки:
Мало — 4 чел.
Среднее количество — 8 чел.
Большое количество — 3 чел.
Очень большое количество — 4 чел.
Из представленных данных видно, что у девочек раздельной формы обучения 77% показали хорошие результаты (возрастная норма и высокий уровень умственного развития). У мальчиков раздельный формы обучения этот показатель равен 69%. Чуть меньше показатель у девочек, обучающихся традиционно (совместный класс) — 64%. Что касается мальчиков, обучающихся традиционно, то их показатель гораздо меньше, он составляет 32%. Кроме того, было просуммировано количество ошибок, сделанное каждым учащимся. Результаты показаны выше. Однако показатель ошибок не повлиял на результат, иными словами, оказался нерелевантным.
Сравнительный анализ общих способностей произведен с помощью статистического метода. Сравнение выборок проведено по t-критерию Стьюдента. После анализа общих результатов выборки и результатов по субтестам можно отметить, что выявлено существенное различие между мальчиками раздельной и традиционной формы обучения, первая выборка оказались более успешной.
Уровень общих способностей у мальчиков, обучающихся раздельно, — выше. Между девочками раздельного и совместного класса, существенность различия не доказана, хотя полученное значение t = 1,81 достаточно близко к требуемому уровню. Анализ результатов субтестов показал, что мальчики раздельного обучения показали более высокие результаты, чем мальчики обучения совместного, что позволяет говорить о лучшем развитии у первых процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. То есть, у мальчиков, обучающихся раздельно, выше уровень умения анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков, что подтверждает результат субтеста № 4 (различия); более развита способность оперировать числами и чувство ритма — субтест № 5 (числовые ряды); лучше развиты комбинаторные способности, чувство языка, способность находить приблизительные решения — субтест № 6 (аналогии); более высокий уровень работоспособности — субтест № 7 (символы). В субтестах № 1 (инструкции), направленных на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, № 2 (арифметика) — развитие практического математического мышления, сформированность математических навыков, легкость оперирования числовым материалом, произвольная концентрация активного внимания, № 3 (предложения) — понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами — существенных различий не выявлено, но везде первичный показатель выше у мальчиков раздельного класса.
Между девочками раздельной и традиционной формы обучения в субтестах №№ 1—6 (инструкции, арифметика, предложения, различия, числовые ряды, аналогии соответственно) — существенных различий не выявлено, в субтесте № 7 (символы) выявлено существенное различие в пользу девочек раздельной формы обучения, что говорит о том, что в условиях раздельного обучения у девочек значительно повышается работоспособность, сосредоточенность, углубленность в деятельность.
Наши исследования показали, что при раздельной форме обучения уровень общих способностей выше, чем при обучении традиционном (в данном случае у учащихся 6-х классов). Развитие познавательных процессов происходит более успешно, особенно для мальчиков. Получены экспериментальные данные о том, что у мальчиков раздельной формы обучения лучше развито комбинаторно-логическое, понятийное, индуктивное, математическое мышление, что позволяет говорить о лучшем осознании закономерных связей между предметами и явлениями, а также о познании общих и существенных свойств предметов и явлений.
У мальчиков раздельного обучения выше уровень направленности, сосредоточенности на объектах, что в свою очередь предполагает повышение уровня интеллектуальной активности. Другими словами, испытуемые лучше удерживают внимание на одном объекте (или одной деятельности), у них лучше развита способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, они способны дольше не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте. Все вышеперечисленные свойства (концентрированность, гибкость, устойчивость) относятся к такому познавательному процессу, как внимание. Лучше развита способность восприятия, как процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего мира как совокупности предметов и явлений. Кроме того, у мальчиков раздельного обучения лучше развито воображение, процесс которого протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами — мышлением (о котором было сказано выше) и памятью. Более успешное развитие языковых навыков и чувство языка.
Что касается девочек, то хотя существенных различий не выявлено, небольшая разница все-таки имеется, и именно в пользу раздельного обучения. Так же, как и мальчики, девочки, обучающиеся раздельно, лучше удерживают внимание на одном объекте, у них лучше развита способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, они способны дольше не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте. Все это говорит о развитии такого познавательного процесса, как внимание.
Различия мальчиков и девочек в мышлении и восприятии мира, а также особенности в организации мозга, позволяют говорить об эффективности такой формы обучения, как раздельная. Данное исследование подтвердило, что мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек, поскольку уровень общих способностей и школьная успеваемость тесно взаимосвязаны. Раздельное обучение позволяет мальчикам полнее раскрыть свои способности и более подготовлено и гармонично перейти на следующий этап развития личности. И в завершении необходимо подчеркнуть, что необходимы дальнейшее изучение этой проблемы и проведение различных экспериментальных исследований в этой области.
Яковлева С.В., Соколова И.В., Срeдняя общeобразоватeльная школа (лаборатория) № 760 им. А.П. Маресьева, г. Москва.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.