Эксперимент показал: дети стали лучше видеть
С 2001 года школа стала краевой экспериментальной площадкой. Работа по здоровьесбережению в школе определилась постановлением губернатора Ставропольского края № 19 от 24.01.2001 года “О краевой целевой программе “Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей в 2001-2004 годах”, приказами, рекомендациями Министерства образования Ставропольского края, СКИПКРО, программой ОЭР школы и подпрограммами “Здоровье – основа развития личности”, “Профилактика зависимости от психоактивных веществ”, “Экологическое воспитание школьников”, “Система воспитательной работы с одарёнными детьми”.
Существенным компонентом обеспечения реализации данной проблемы стало межведомственное взаимодействие и координация деятельности школы с Министерством образования Ставропольского края, отделом образования Красногвардейской районной администрации, Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования (кафедрой педагогики и психологии здоровья). Школа взаимодействует с различными учреждениями: администрацией района и села, СЭС, учреждениями культуры (районный музей, сельский Дом культуры, музыкальная и художественная школа), детскими садами, спортивной школой, службой социальной защиты и службой занятости, с районной и сельской поликлиниками.
В школе работают две квалифицированные медсестры, привлекается врач-стоматолог, педиатр. Имеется медицинский кабинет, оснащённый стоматологическим креслом и бормашиной, комната “Здоровья” (комната психофизиологической разгрузки) с необходимым оборудованием для осуществления мониторинга психосоматического развития и состояния адаптационных систем учащихся. Медицинская комната оснащена ростомером, медицинскими весами, тонометром, динамометром кистевым, спирометром, медицинским шкафом, имеются люстра Чижевского, тубус. Медицинская сестра проводит с детьми сеансы аэроионотерапии (люстра Чижевского). В течение 4 лет проводятся практические и теоретические занятия с детьми по точечному массажу, дыхательной гимнастике; осуществляется обучение навыкам бесконфликтного общения, коррекции систем притязаний, ценностей образа жизни детей.
В целях совершенствования ранней диагностики и своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детей и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ проводится Всероссийская диспансеризация. В мае 2005 года осуществлена диагностика ССЗ на аппарате “Варикард”.
В школе проводится “Смотр кабинетов”, при проведении которого обязательно проверяются: размещение мебели соответственно требованиям СанПиН, окраска стен, освещённость, размещение наглядных пособий. Внутришкольный контроль помогает своевременно выявлять нарушение санитарно-гигиенических норм и устранять их.
Учебная деятельность школьников организована рационально, с учётом требований СанПиН и направлена на снижение утомляемости. Для предупреждения перегрузок учащихся составляется “График проведения контрольных и лабораторных работ”.
Образовательное пространство гибко моделируется. В школе созданы комнаты “Здоровья”, “беспарточные” классы.
В начальной школе обучение ведётся по программе Л.В. Занкова, “Школа 2100”, “Гармония”. Апробированы междисциплинарные программы “Здоровье”, “Разговор о правильном питании”, “Все цвета, кроме чёрного”. На уроках применяются технология С.Н. Лысенковой “Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении”; “Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе”, “Гуманно-личностная технология” Ш.А. Амонашвили, элементы методики чтения А.М. Кушнира, орфографическое чтение П.И. Тоцкого, элементы методики динамического чтения Т.Н. Швайко.
В учебные планы введены ритмика и танец. Первые классы находятся в детском саду, где созданы все условия по теме эксперимента: хорошо оборудованы классы, спальни, игровые комнаты, спортзал, беседка для отдыха. Организовано трёхразовое питание детей. Это создаёт возможность для успешной адаптации учащихся к школе, так как происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
В экспериментальных классах большие возможности по сохранению и укреплению здоровья имеют уроки, построенные по технологиям В.Ф. Базарного. В школе также применяются элементы здоровьесберегающих технологий В.Н. Касаткина, В. Травинки, В.М. Кабаевой, А.А. Сиротюк, И.М. Воротилкиной.
Во всех начальных классах, кроме контрольных, обучение организовано в режиме “динамических поз”. На уроках дети учатся, стоя за конторкой или сидя за столом, работая на ковре. Это позволяет им снять напряжение с позвоночника, тем самым сохранить правильную осанку, почувствовать себя более раскрепощёнными. Обучение учащихся в экспериментальных классах проходит в условиях расширения зрительно-пространственной активности (для этой цели используются зрительно-двигательные тренажёры, которые представляют собой комплекс специально подобранных движений глаз по зрительным траекториям офтальмотренажеров), используются экологические панно, сенсорные кресты, с помощью которых учащиеся начальных классов снимает зрительно-моторное напряжение. На уроках во время динамических пауз для активизации рефлекторных зон стопы, профилактики плоскостопия используются массажные коврики и дорожки.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики рук детей посредством систематических занятий конструированием, рукоделием, техническим творчеством.
Учебные занятия чередуются с динамическими переменами на свежем воздухе, где организуются подвижные игры. Уроки физической культуры в 1—4 классах проводятся на улице в форме “Урок — игра”. В режим дня учащихся введён спортивный час в группах продлённого дня.
Наблюдения показывают, что режим моторной свободы и динамических поз улучшает уровень психической активности детей, качество внимания, мотивационно-волевую сферу и ряд других характеристик умственной деятельности учащихся.
На старшей ступени обучения осуществляется профильная подготовка через профили: математический, гуманитарный, технологический. По окончании школы учащиеся получат профессии “Водитель автотранспортных средств категории “ВС” и “Тракторист III класса”.
В качестве здоровьесберегающих педагогических технологий учителями применяются элементы адаптированного обучения П.П. Третьякова, адаптивной системы обучения А.С. Границкой, системы В.В. Гузеева, продуктивного обучения А.В. Хуторского, проблемного и развивающего обучения В.М. Монахова. Широкое распространение в школе получил метод проектов. Регулярно этот метод используют учителя иностранного языка (немецкого), работающие по учебному комплекту И.А. Бим, в структуре которого заложена проектная деятельность школьников. Метод проектов применяют учителя технологии, экологии и др.
Большое влияние на детей оказывают занятия в развивающих школах, участие в научно-практических конференциях. Из 87 учеников старшей школы 32 учащихся занимаются в краевой экологической школе КЭБЦ, 2 — в “Поиске”, 1 ученик по результатам заочной физической олимпиады зачислен в московский лицей “Авангард”. Ученик 10 класса — участник краевой открытой научной конференции школьников.
В учебный план школы введены спецкурсы и факультативы: “Ритмика и танец” (1—2 классы), “Экономика” (1— 4 классы), “Информатика” (5 классы), “Природоведение” (5 классы), “Наглядно-практическая геометрия” (6 класс), “Мир физики” (6 класс), “О чём рассказывают названия растений” (6 класс), Пропедевтический курс химии “Введение в химию” (7 класс), “Жизнь растений и животных” (7 класс), “За страницами учебника математики” (8 класс), “Химия вокруг нас” (8 класс), “Здоровье окружающей среды” (8 класс), “Автодело” (10-11 классы).
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариантов форм построения системы учебного процесса, например, имитационно-моделирующих игр.
Здоровьесберегающий процесс эффективен при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. Примером такого сотрудничества является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Его цель – выявление дезадаптированных детей к школьному обучению, установление причин этого процесса, коррекционная работа, консультативная помощь детям и их родителям, направление на консультацию к узким специалистам, на краевую ЛМК. В составе консилиума: зам. директора школы по УВР, по ВР, логопед, социальный педагог, психолог, врач-педиатр.
На ребёнка, прошедшего консультацию, заводится “Карта развития ребёнка”, где собраны данные его обследования педагогом, логопедом, психологом и листы индивидуальной коррекционной работы с ним. В школе 4 года ведётся мониторинг “Успешности обучения”, который помогает администрации вовремя скорректировать учебно-воспитательный процесс.
Физкультурно-оздоровительная работа – приоритетная форма сохранения и укрепления здоровья.
Для повышения двигательной активности в школе введён третий час физической культуры. В 1-7 классах используются физкультминутки, динамические паузы, динамические позы, на переменах – подвижные игры, спортивный час в ГПД, занятия в спортивных секциях, ДЮСШ, туризм, спортивные соревнования и др.
Школа работает в тесном контакте со спортивной школой, 5% детей имеют 1-й взрослый разряд по художественной гимнастике, 4% — 1-й юношеский разряд и 2% — кандидаты в мастера спорта. В школе работают спортивные кружки и секции, в которых задействовано 73% детей.
В основу воспитательной работы положена система коллективных творческих дел В.А. Караковского. В школе проходят Дни здоровья, зимние спартакиады, месячник экологической безопасности и т.д.
Хоровое и сольное пение является одной из методик оздоровления детей. Ученики школы принимают активное участие в смотрах художественной самодеятельности.
На протяжении четырех лет в школе проводится мониторинг состояния развития учащихся. Это позволяет не только определить текущее состояние дел, но и прогнозировать тенденции и факты риска, разрабатывать и реализовывать нормативную базу по единой системе образования и здоровья. Диагностику физического здоровья осуществляют медработники и преподаватели физической культуры, диагностику психо-гигиенического здоровья осуществляет психолог школы, социального – социальный педагог.
Режим моторной свободы и динамических поз положительно влияет на уровень физического, психического и умственного развития детей. Успешность обучения в экспериментальных классах имеет положительную динамику по всем предметам (отмечено высокое качество знаний в сравнении с контрольными). Ученики экспериментальных классов не болели гриппом. Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных систем школьников показал положительную динамику развития учащихся.
Отслеживая и сравнивая результаты состояния здоровья детей 2001-2002 гг. и 2004-2005 гг., можно отметить, что у учащихся экспериментального класса наблюдается улучшение состояния органов зрения. Так, число детей, имеющих заболевания, сократилось с 21% до 8%, что говорит о правильно выбранном направлении в укреплении мышц глаз при работе с офтальмотренажером, гимнастике для глаз и т.д. Анализируя состояние опорно-двигательного аппарата школьников экспериментальных классов, в результате работы по применению ЗСТ (физкультминутки на уроках, подвижные игры, смена динамических поз и т.д.) снят диагноз “сколиоз” у 1 ученика, с которым он поступил в 1-й класс, а нарушение осанки заметно снизилось с 23% до 8% учащихся.
Анализируя состояние здоровья детей в целом по школе за последние 4 года, можно заметить, что ведущими в структуре заболеваемости являются простудные заболевания верхних дыхательных путей. Заболеваемость органов пищеварения снизились на 0,3%, отсутствует заболеваемость кишечными инфекциями. Динамика состояния здоровья детей, находящихся на диспансерном учёте, показывает уменьшение количества детей по заболеваниям желудочно-кишечного тракта (0,3%), эндокринной системы (на 1,2%), нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата (на 2,9%).
В 2003/04 учебном году, участвуя в краевом фестивале экспериментальных площадок “Школа – территория здоровья”, школа была награждена дипломом и комплектом ростомерной мебели. В 2004/05 году награждена знаком “Серебряный Орден “Отличник качества Ставрополья” Правительства Ставропольского края.
Школа является районным методическим центром по проблеме здоровьесбережения. У нас регулярно проводятся районные практические семинары: “Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы. Личностно-ориентированный подход”, “Научно-методическое обеспечение процесса внедрения здоровьесберегающих технологий: опыт, проблемы, перспективы”, “Вопросы комплексного подхода к решению задач по формированию, укреплению и сохранению здоровья школьников”.
В школе действует родительский лекторий, целью которого является вовлечение семьи в воспитательный процесс. Новой формой совместной работы стало проведение “Месячника семьи”, направленного на формирование ценности здорового образа жизни, семейных традиций. В результате проведённых мероприятий выявлено, что родители нашли поддержку в изменении образа жизни своей семьи (39%), возможность улучшения здоровья своих детей и других членов семьи (28%), возможность ближе узнать детей, лучше их понимать (33%).
Денисенко А.И., директор МОУ “Cредняя общеобразовательная школа № 2”, Рогачёва В.А., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, Первышова А.И., методист школы, Олешкевич Т.Г., научный руководитель, с. Ладовская Балка, Красногвардейский район, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.