Эксперимент — зеркало работы
С 2001 года наша школа является краевой экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, работает над темой: “Личностно-ориентированные подходы к оздоровлению, образованию, воспитанию и развитию детей в условиях школы”.
Что же побудило коллектив взяться за решение этой проблемы? Дети — наше будущее, и от того, каким будет их здоровье сегодня, зависит наша завтрашняя жизнь. Ежедневно, от 4 до 6 часов учащиеся 1-11 классов проводят за столом. В большинстве случаев это период малой подвижности, и, как следствие, появляются повышенная утомляемость, вялость, неправильная осанка, нарушение сердечно-сосудистой деятельности.
Нельзя забывать, что организм ребёнка в этот период только формируется. “Школьный фактор”, влияющий на здоровье детей, самый значимый по силе воздействия и продолжительности.
Чтобы сделать вывод об эффективности предлагаемых методик оздоровления, в школе создали контрольный и экспериментальный классы. В эксперименте участвовали учащиеся начальной школы. В 2001 году в школу набрали четыре первых класса. В 1 “Б” и 1 “В” здоровых детей (по медицинским картам) было лишь по 24%, все остальные — с различными патологиями.
В 1 “Б” классе (контрольном) проводилась комплексная работа по здоровьесбережению. Она включала в себя использование элементов систем А.Ф. Пазухина (“Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности”), А.Л. Сиротюк (обучение с учетом психофизиологии детей), Г.П. и Е.В. Воронковых (“Единство умственного и физического развития”). Кроме того, уроки проводились с учётом возрастно-половых особенностей внимания, динамики работоспособности детей; обучение строилось с учётом гигиенически-рационального построения урока (по Н.К. Смирнову); программа включала “30 уроков здоровья для первоклассников” (34 часа), альтернативные упражнения и спецкурс “Познай себя” (34 часа).
В 1 “В” классе (экспериментальном) учителем С.А. Роевой вводились элементы методики В.Ф. Базарного (“смена динамических поз”, использование конторок, офтальмотренажеров, ковриков для массажа стопы, сенсорных крестов). Здесь же была введена программа “Здоровье” В.Н. Касаткина (34 часа).
Общим дополнением к этим технологиям в обоих классах стало повышение двигательной активности, обеспечение горячим питанием, обучение педагогов и родителей подходам к сохранению здоровья детей в школе и дома, введение в учебный план уроков ритмики, хореографии, театрального искусства, шахматного всеобуча, экологии. В расписании появился 3-й урок физической культуры “Подвижные игры”, была изменена структура учебного года (5 —6 недель учебных занятий и 1 неделя – тематические каникулы “Здоровье” — “Здоровье и спорт”, “Игры народов мира”, “Твоё свободное время и твоё здоровье”, “Молодёжь за здоровый образ жизни”, “Мы выбираем здоровье”).
Теперь эти дети окончили начальную школу, и по результатам контрольной компьютерной диагностики специальной программой “Вари-кард”, проведённой специалистами лаборатории здоровья СКИПКРО, детей с отклонением в здоровье в обоих классах стало лишь 11%.
Анализируя результаты компьютерной диагностики, можно сделать вывод, что у обследуемых учащихся показатель активности регуляторных систем (ПАРС) в среднем 4,88 (по 10-балльной системе) что соответствует норме – донозологическому состоянию, т.е. имеются функциональные резервы, причём у контрольного класса диапазон функциональных состояний несколько выше — 31% (2 балла — 2 чел., 3 балла — 6 чел.) и средняя оценка — 4,576, а в экспериментальном классе средняя оценка — 5,185, диапазон отличной оценки — 11% (2 балла — нет, 3 балла — 3 чел.).
Таким образом, дети условно разделены на 3 группы:
— имеют отличное здоровье в 4 “В” (эксп.) — 11 %, в 4 “Б” (контр.) — 31%;
— практически здоровы в 4 “В” (эксп.) — 78%, в 4 “Б” (контр.) — 58%;
— имеют отклонения (больны) в 4 “В” (эксп.) — 11%, в 4 “Б” (контр.) – 11%.
По результатам обследования экспериментального и контрольного 4 “В” и 4 “Б” классов было отмечено повышение уровня физической подготовленности: на 43% в экспериментальном и на 9% – в контрольном. Уровень физического развития повысился на 23% в экспериментальном, и на 45% в контрольном классе. К концу второго класса не оказалось ни одного второклассника с уровнем физического развития ниже среднего. Коэффициент здоровья повысился у 50% учащихся, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии системы кровообращения.
Высокий уровень работоспособности отмечается у 20% детей, удовлетворительный — у 30 % экспериментального класса и 41% контрольного.
Учащиеся экспериментального и контрольного классов усвоили учебную программу начальной школы успешно, занимались стабильно, успешно выступали на школьных интеллектуальных марафонах. Результаты окончания начальной школы свидетельствуют, что учащиеся классов, участвующих в эксперименте, усвоили учебную программу успешно, качество знаний и успеваемость стабильны и составляют соответственно 67% и 100% (в экспериментальном) и 46% и 100% (в контрольном). По начальной школе качество знаний составило 57%, по четвёртым классам в среднем по школе – 61%.
Заметим, что контингент учащихся в течение 4 лет не менялся: стабильно 32 человека в экспериментальном и незначительные изменения в 4 “Б” – контрольном классе.
На протяжении четырех лет медицинская сестра (врач-педиатр с 40летним стажем врачебной практики) И.П. Аверьянова и врач физиотерапевт-педиатр высшей категории С.В. Индиенко наблюдали за развитием детей, проводили обследования, осуществляли мониторинг и коррекцию их здоровья. Дети имели возможность принять физиопроцедуры в школьном оздоровительном центре “Буратино” и физиокабинете детской поликлиники. Занятия ЛФК и массаж проводились в детской поликлинике, главный врач В.М. Старых уделяла пристальное внимание ходу эксперимента, по возможности оказывалась медицинская, консультативная помощь, направлялась бригада врачей-специалистов для диспансерного осмотра детей.
Для укрепления здоровья учащихся и профилактики заболеваний в школе создан оздоровительно-реабилитационный центр, включающий в себя спортивные залы (их в школе два), школьный стадион с различного рода площадками, комнату фитоаэроионотерапии, фитобар, физиокабинет, медицинский и стоматологический кабинеты. Школьники получают стоматологическую помощь, из лечебно-реабилитационных процедур: ингаляции, магнитотерапию, КУФ, коррекцию зрения. В школьном оздоровительном центре ежегодно увеличивается количество процедур, причём, если в начале предпочтения отдавались ингаляциям, то в прошлом учебном году — КУФу и магнитотерапии, а в этом имели возможность проводить электромассаж и фототерапию с помощью аппарата “Дюна”.
Количество процедур удалось увеличить за счёт выделенного министерством образования края аппарата КУФ, приобретённых школой второго аппарата “Алмаг”, “Маг”, “Дюна”.
Для детей с нарушением осанки планируется работа групп корректирующей гимнастики. В практику работы школы органично вошла гимнастика до начала занятий, обязательными стали физкультурные минутки, гимнастика для глаз на каждом уроке. Открыта группа продленного дня для учащихся 4-х классов, медицинские профилактические мероприятия в пришкольном оздоровительном центре (физио, фито и фототерапия), индивидуальные занятия с логопедом городского центра “Лира” и психологом школы.
В кабинете экспериментального класса по методике В.Ф. Базарного есть одноместные столы-конторки, самодельные коврики для ног, на стёклах чёрные точки для фокусирования зрения, на потолке — офтальмотренажер (в 36 кабинетах школы — офтальмотренажеры на листах ватмана, изготовленные учениками на уроках черчения), имеется сменное экологическое панно, сенсорные кресты. Отсутствуют сенсомоторные тренажеры, бегущие огоньки. Оборудования недостаточно. Хотелось бы иметь в школе: разнообразные спортивные тренажеры, оборудование для сенсорной комнаты, комнаты релаксации, мини-спортивный зал для корректирующей гимнастики; оборудование биологической обратной связи; приборы для инфразвукового пневмомассажа и аппарат “ЛОТ—1 “для коррекции зрения; установки для создания микроклимата типа “Маримед”; установку для кислородного коктейля.
Школа включена в выполнение долгосрочной программы в виде проектов: “Мы вместе”, “Здоровая школа”, “Спорт против наркотиков”, “Здоровый учитель — здоровый ученик”, “Медицинская служба в образовании”, “Одарённые дети”, “Каникулы”, “Нам жить в 21-м веке”, “Экология детства”, “Я и мы”. Реализация этих проектов направлена на создание условий, необходимых для полноценного обучения, воспитания и развития детей и родителей.
В школе используются такие формы работы, как типографское издание школьной газеты, выпуск бюллетеней, работа клуба 14-летних, постоянно действующего семинара по повышению квалификации педагогов и сотрудников, родительский всеобуч, интегрированные уроки ОБЖ, экологии, спортивно-массовая работа в школе и по месту жительства, дни здоровья. Мы сотрудничаем с Общественным благотворительным фондом “Выбор” (по профилактике табакокурения и наркомании), с городской детской поликлиникой (диспансеризация, массаж), с городским центром по туризму, с Центром “Лира” (по оказанию психологической помощи и проведению родительских собраний).
Школа является методическим центром по внедрению здоровьесберегающих технологий среди учебных заведений города. Наш опыт используют в школах № 3, 4, 8 в Кировском районе и в Центре психологической реабилитации микрорайона.
Школа принимает активное участие в подготовке краевых и городских родительских собраний. Подготовлен фильм о деятельности школы по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Наш опыт представлен на XI краевой научно-практической конференции школьников; на городской научно-практической конференции; на 3-м Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов “Человек на Земле” имени академика Н.Н. Моисеева (диплом IV степени); на Всероссийском конкурсе на соискание Национальной премии “Здоровое поколение XXI”, на краевом конкурсе “Школа — территория здоровья” (Диплом), на 4 конференции при Московской заочной физико-математической школе. Школа – победитель конкурса школьных дворов, комнаты школьника и опытных участков.
В заключение хочется сказать, что в начале эксперимента мы даже не представляли всей его важности, действовали как бы вслепую, ведомые своим научным руководителем Т.Г. Олешкевич. Сегодня мы уже пытаемся создать модель своей школы, содействующей здоровью, исходя из наших потребностей, целей и возможностей. Уже сейчас очевидны позитивные изменения во внутреннем социально-психологическом климате — улучшились отношения и качество совместной деятельности с различными группами школьного сообщества. Школа старается участвовать во всех конкурсах, фестивалях и экспериментах. На нашей базе успешно работают 3 экспериментальные площадки: две региональные — по здоровьесбережению и информационным технологиям, и одна муниципальная — по эстетическому воспитанию.
В этом учебном году мы начинаем работу по теме: “Личностно-ориентированный подход к укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни на основе использования информационных технологий”.
Надеемся, что участие в Форуме школ здорового развития даст новый толчок к научно-исследовательской и экспериментальной работе. В нашей школе открыт межшкольный методический центр в рамках Федеральной программы ИСО (информатизация системы образования). Считаем, что необходимо исследовать роль и влияние информационных технологий на здоровье человека и формирование здорового образа жизни.
Калабина Н.П., директор средней школы № 29, г. Георгиевск, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.