Весь район — в эксперименте
Здоровые, полноценно развитые дети — вот задача современного образования. Ситуация со здоровьем детей в городе, как и в крае, да и в России в целом остается главной проблемой в наши дни. Эта проблема не только города Будённовска.
Правительство Ставрополья, Министерство образования края одним из приоритетных направлений работы считают проблему сохранения и укрепления здоровья детей, о чём свидетельствует принятая в 2001 году краевая целевая программа “Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001—2004 годы”. Она стала основанием для разработки целевой программы по сохранению здоровья детей города. Принятию данных программ предшествовали решения краевой и городской родительских конференций.
С 2001 года учителя взялись за работу по апробации и внедрению эксперимента по совершенствованию образовательного процесса в части сохранения и укрепления здоровья детей. Главой города была утверждена комплексная целевая программа. Отдел образования города с 2001 года стал краевой экспериментальной площадкой с темой исследования: “Организация управления здоровьесберегающими технологиями в общеобразовательных учреждениях города”.
На первом этапе экспериментальной работы был осуществлён ряд организационно-управленческих преобразований, что позволило скоординировать межведомственное взаимодействие заинтересованных служб и ведомств, органов местного самоуправления, общественности.
При главе города был создан межведомственный координационный совет и утверждён план мероприятий по реализации его деятельности.
В состав межведомственного координационного совета вошли представители: органов здравоохранения, центра санитарно-эпидемиологического надзора, служб социальной защиты населения, комитета по физической культуре и спорту, военкомата, отдела внутренних дел.
Отдел образования взял на себя системообразующую функцию деятельности координационного совета.
В рамках межведомственного взаимодействия был создан и успешно реализован план — программа взаимодействия со СМИ по проблемам пропаганды здоровья, здорового образа жизни, инновационного опыта здоровьесбережения. В газете “Будённовск сегодня” введены рубрики “Здоровый образ жизни”, “Образование”, “Спортивные новости”. В 2002 году городская газета заняла первое место в краевом конкурсе СМИ в номинации за лучшее освещение вопросов, связанных с пропагандой здорового образа жизни и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Теоретическую и методическую разработку проблем внедрения эксперимента, а также мониторинг результатов эксперимента обеспечил СКИПКРО.
Для изучения закономерности влияния современной школы на здоровье детей, разработки системы сохранения и формирования здоровья учащихся, имеющих различные режимы учебной деятельности, были определены опорные образовательные учреждения: 2 детских сада (№ 22, 25), начальная школа № 10 и гимназия № 9. На базе ОУ города созданы центры содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Реализация целевой программы сопровождалась изменениями в финансировании ОУ, улучшением их материально-технической базы и материального обеспечения. Выделенные средства были направлены на создание здоровьесберегающей среды и условий в ОУ. Получена ростомерная мебель, инвентарь для спортзалов, оборудование для медицинских и стоматологических кабинетов, изготовлены конторки и другие приспособления для организации урока по технологиям В.Ф. Базарного.
За период эксперимента финансирование составило — 549100 рублей. Из них: средства краевого бюджета — 271750 руб.; средства местного бюджета – 263590 руб.; спонсорская помощь – 13760 руб.
Большая помощь была оказана МДОУ и ОУ города родительской общественностью, так как часть оборудования была изготовлена самостоятельно (“восьмёрки”, крестовины, индивидуальные коврики и массажные дорожки, экологические панно). На сегодняшний момент все ОУ имеют медицинские кабинеты, в штатное расписание введены 3 ставки врачей и 10 ставок медицинских сестёр, 12 ставок психологов и социальных педагогов.
Для обучения педагогов был проведен ряд семинаров с участием специалистов МО СК, СКИПКРО, в проведении двух семинаров принял участие В.Ф. Базарный.
Основу опытно-экспериментальной работы в ОУ составляет учебно-воспитательный процесс, который претерпел определённые изменения в связи с внедрением здоровьесберегающих технологий. Учебный план, школьное расписание, объём учебной нагрузки (количество уроков, их продолжительность), нагрузка от дополнительных занятий в школе были регламентированы в соответствии с нормами СанПиНа.
Учебные планы составлены в соответствии с обязательным базисным компонентом образования, с учётом региональных и национальных образовательных, социокультурных потребностей. Отмечается рациональная сбалансированность в учебных планах федерального, регионального и школьного компонентов, между циклами предметов, между обязательными предметами и предметами по выбору.
Среди проведённых преобразований, связанных с внедрением здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), можно отметить следующее — введение в учебный план ОУ (за счёт перераспределения часов вариативной части БУП) новых предметов и факультативных занятий, третьего урока физкультуры, интегрированных курсов (курс ОБЖ + труд, ОБЖ + окружающий мир — в гимназии № 9, курс “Валеология”, спецкурс “Ритмическая мозаика” в СОШ № 6, курс “Азбука здоровья” в СОШ № 3, спецкурс “Формирование ЗОЖ через этнокультурное воспитание” в НОШ № 10, курс “Основы ЗОЖ” в СОШ № 5), изменение условий школьной среды, режима работы школ (введение динамических пауз), переход образовательных учреждений города на работу в одну смену, организация работы ОУ как “Школы полного дня” (гимназия № 9).
Общепризнанно, что важнейшим фактором здоровья и развития ребёнка является оптимальный уровень двигательной активности.
Был предпринят ряд мер, которые позволили оптимизировать двигательный режим в ОУ и тем самым способствовать улучшению здоровья детей. Во всех ОУ города стали обязательными музыкальные перемены, перемены на свежем воздухе, динамические паузы во время уроков, утренняя зарядка, открыты и работают на территориях школ кружки рукотворчества, спортивные секции и т.д. В 10 ОУ города действуют 18 спортивных залов, работают 67 спортивных секций и кружков, которые посещают 2153 ребёнка. Кроме того, большое внимание уделяется лечебно-оздоровительной физкультуре — занятиям в группе корригирующей гимнастики, бассейне, группах закаливания и ЛФК. Всего в ОУ города действуют 16 групп ЛФК, которые посещают 449 детей.
Данные профилактических осмотров показали, что проведённые мероприятия дают положительные результаты в решении проблемы сохранения здоровья детей.
Расширена сеть учреждений дополнительного образования. С 2001 года открыты Центр детского юношеского туризма и экскурсий, спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва по волейболу. Администрация города поставила перед собой задачу привести в порядок спортивные площадки школ и микрорайонов города, школьные дворы и спортивные учреждения. В связи с введением в учебный план третьего часа физкультуры, наиболее полно стали использоваться возможности школьных стадионов, площадок, городских скверов и парков.
Большое внимание в городе уделяется развитию психологической службы. Руководители ОУ, родители всё больше осознают необходимость и важность работы педагога-психолога.
В городе действует совет психологической службы, объединяющий педагогов-психологов для развития единого психологического пространства в городе. Координатором выступает действующий с 2000 года центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Росток” (ЦППРК). Второй год практикуется работа специалистов центра в пришкольных лагерях во время каникул.
Отслеживание эффективности внедрения опытно-экспериментальной работы, проводимой в ОУ, не могло осуществляться без мониторинга здоровья детей в динамике обучения. Мониторинг физического здоровья осуществлялся с помощью медицинских работников, психофизическое и социальное здоровье детей отслеживали специалисты ЦППРК “Росток”. Ими был создан единый банк данных, они приняли участие в методическом обеспечении эксперимента.
Одним из принципов здорового образа жизни является организация рационального питания, отвечающего физиологическим потребностям детского организма. С 2003 года создан отдел питания, во все школы введены дополнительные ставки поваров.
В связи с реорганизацией школьного питания охват школьников горячим питанием на 05.09.2005 года составил 81,5% (что на 1, 5% выше, чем в 2004/05 учебном году), 1400 учащихся из малообеспеченных семей, опекаемые, инвалиды детства, сироты, учащиеся классов КРО и детского дома питаются на 5 руб. (1 руб. 50 коп. из бюджета края и 3 руб. 50 коп. из местного бюджета по решению Думы города).
Расходы на питание детей в 2005/06 учебном году в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются за счёт средств муниципального бюджета и за счёт родительской платы. Учащимся предлагается свободный выбор завтраков и обедов по цене 10 — 15 рублей (согласно меню).
По заявлению родителей учащиеся получают диетическое питание, до 20% детей получают витаминизированные напитки.
Дефицит йода в питании приводит к нарушению синтеза тироидных гормонов и развитию целого ряда состояний, объединённых общим термином — йододефицитные заболевания. Для профилактики данных состояний в образовательных учреждениях города используется только йодированная соль, хлеб, молоко и напитки.
В ходе реализации городской программы по здоровьесбережению ежегодно в ОУ проводится месячник здоровья. В 2005 году администрацией города с 1 января был объявлен городской фестиваль-марафон “За здоровый образ жизни” среди обучающихся, результаты которого были подведены 1 сентября.
Подтверждением соответствия современным требованиям и эффективности работы учреждений города явился Всероссийский конкурс “Школа — территория здоровья”. Победитель краевого этапа конкурса — гимназия № 9 стала лауреатом Всероссийского конкурса.
В вопросе сохранения здоровья детей всегда есть проблемы и нерешённые задачи:
— не допустить снижения уровня здоровья учащихся;
— усилить профилактическую работу в ОУ по всем направлениям;
— при переходе на профильное обучение обратить внимание на проблему сохранения и укрепления здоровья детей в условиях предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения;
— продолжить работу по формированию духовно-нравственного здоровья детей и подростков;
— уделять должное внимание организации рационального питания учащихся;
— проводить систематическую работу по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни в семье и школе;
— продолжить работу по созданию банка данных инновационных технологий по формированию здоровья, здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности людей.
Мы будем рады, если опытом работы наших образовательных учреждений заинтересуются коллеги. Надеемся на сотрудничество в решении этой чрезвычайно важной проблемы.
Семенченко Л.В., заведующая отделом образования администрации города Будённовска, Ставропольский край.