Надо быть творцами своей судьбы
В нашей школе обучаются дети с различными способностями и возможностями. Пять лет мы являемся экспериментальной площадкой по направлению “Валеологическое и эколого-этическое образование детей младшего школьного возраста”, а последний год педколлектив работает в режиме Школы здоровья.
Модель школы здоровья разработана исходя из конкретных педагогических и социокультурных условий, созданных в образовательном учреждении, микрорайоне, городе.
“Обучение дает детям общую картину мира на основе ценностей науки, литературы и искусства. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьников при обязательном сохранении здоровья”, поэтому жизненная позиция педагогов, от которых зависит будущее детей, следующая: “Сегодняшний день — ради завтрашнего дня”.
Под здоровьем детей учителя нашей школы понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней.
В школе уже сложилась традиция делать процесс обучения радостным. В основу работы коллектива положены принципы гуманистической педагогики сотрудничества. Это помогает создать особый мир детства, школу с новым положением в ней ребенка.
Забота о здоровье — важнейший труд. Мы считаем, что ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Если мы не можем изменить себя, нам нечего и надеяться изменить кого-то, а тем более изменить мир, поэтому работу мы начали с учителей. В коллективе активно изучались здоровьесберегающие технологии, внедрялись в учебно-воспитательный процесс. Приоритетным в работе стало эколого-валеологическое образование и воспитание.
Медицина, психология, педагогика, физическая культура — 4 составляющих, на которых строится работа по укреплению здоровья.
Занятия ЛФК, проводимые на базе школы специалистами поликлиники № 1 помогают бороться с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием. В школе действует фитобар “Калинка”. Фитосырье для работы фитобара поставляет Белореченская фирма “Агроберес”. Профилактике близорукости, улучшению зрения способствуют проводимые педагогами школы тренировочные занятия для глаз.
Психологом осуществляется дифференцированная коррекция психологических нарушений. Коррекционно-развивающие занятия, адаптивные тренинги, релаксационно-оздоровительные сеансы сказкотерапии, имаготерапии по программе Азовцевой проводятся в школьном зимнем саду, в котором около 300 видов экзотических растений. Занятие идут под пение птиц, журчание ручейка, берущего свое начало с макета ледниковых горных вершин и водопада, под шум падающей воды в бассейне с фонтаном, в котором плещутся золотые рыбки.
Наиболее важный путь решения проблемы здоровья состоит в приобщении детей к занятиям физической культурой, хореографией, ритмикой, карате-до.
Одна из важнейших задач — это обучение школьников самостоятельным занятиям физической культурой и методам закаливания.
Особое внимание обращается на: соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики дома и в школе, проведение физкультминуток и физкультпауз, динамических пауз на свежем воздухе, выполнение домашних заданий по физической культуре, на организацию активного отдыха, посещение секций по карате-до, кружков ритмики, хореографии, занятий ЛФК, ОФП и др.
Сложившаяся система работы по реализации программы “Наше здоровье — в наших руках” была представлена на республиканский, а затем на Всероссийский конкурс “Школа — территория здоровья”, где стала победителем и награждена комплектом спортивно-оздоровительного оборудования на сумму около 200000 рублей. В него входят 16 многофункциональных спортивных тренажеров 8 наименований американской фирмы из штата Атланта. Преподаватели и дети успешно их освоили.
Использование тренажеров помогает нам в борьбе с гиподинамией и улучшает физическую подготовку наших детей и учителей, способствует реализации правила “Движение — это жизнь”. Кроме тренажеров мы получили в подарок установку для очистки питьевой воды “Изумруд” и 3 безфильтровых системы очистки воздуха американского производства.
Воздухоочистительные системы воспроизводят природные условия в закрытых помещениях. Прибор создает в помещении воздушную среду,
которая сама себе очищает, вырабатывает озон и большое количество отрицательных и положительных ионов. В естественной среде такой воздух образуется во время грозы, в результате разряда молнии и после дождя.
И совсем недавно поступил еще один подарок — аппарат “Форбис”, предназначенный для исследования бинокулярных функций остроты зрения на близком расстоянии с набором цветовых и текстовых тест-объектов. После определения остроты зрения проводится оптимальная коррекция близкого видения.
В школе успешно применяется лечебная педагогика, основанная на принципах гуманизма, оптимизма, индивидуально-личностного подхода.
На сегодняшний день освоено и применяется 14 методов лечебной педагогики. Остановимся лишь на некоторых.
Метод драматической психоэлевации способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей. Основополагающий принцип — не лечение отдельного невротического симптома, а стремление гармонизировать деформированную психику.
“Elevare” — по латыни — “поднимать”, “восходить”. Недостаток, присущий данному ребенку, можно скорректировать, возвысить до уровня достоинства. Можно постепенно превратить:
— жадность — в бережливость,
— агрессивность — в активность,
— медлительность — в обстоятельность.
Метод не относится к разряду групповых, скорее его можно определить как индивидуально-групповой. Любой ребенок идет по своей, ему предписанной программе в условиях группы.
Задача в том, чтобы встретиться со сложным душевным миром ребенка и, не упрощая этот мир, сделать его гармоничным. Театр — не горькое лекарство. Учителю этот метод по плечу.
Анималотерапия — лечение животными. Для использования этого метода в школе создан живой уголок. Ребята с удовольствием ухаживают за питомцами, ведут наблюдения. Ни для кого не секрет, что общение с животными помогает выйти из депрессии и даже комы.
Родителям учащихся мы говорим о том, что домашние животные, кошки и собаки обладают болеутоляющими свойствами, снимают отрицательную энергетику, лечат радикулит.
Определенную пользу могут принести даже изображения животных. Поэтому если нет возможности завести хвостатого друга, повесьте фотографию или рисунок и лечитесь себе на здоровье.
Вокалотерапия — секрет долголетия. Она помогает дольше оставаться здоровым и молодым. Полчаса пения, и вы почувствуете приток свежих сил. Пение повышает настроение. Эти медицинские рекомендации руководителя научно-исследовательского центра музыкальной терапии при Российском центре восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, доктора медицинских наук Сергея Шунгараджана мы взяли на вооружение. В школе дети поют не только на уроках музыки, но и на занятиях кружка сольного, вокального и хорового пения. Звук, благодаря своей волновой природе, благотворно влияет на организм. Воздействием на клетки звуками определенной частоты и длительности можно изменить их активность, а значит корректировать состояние кожи, мышц, внутренних органов, нервной системы и даже влиять на раковые клетки. Механизм вокалотерапии достаточно прост: пение требует от нас дыхания диафрагмы, которое в отличие от грудного естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, вызывает приток крови к внутренним органам. Все это благотворно влияет на организм человека, сохраняет и укрепляет его здоровье.
В этом учебном году мы открыли кабинет валеологии. На занятиях валеологии, которые проводятся в нем, дети узнают о том, что “человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души, архитектором своей судьбы” (М.Л. Лазарев).
Комплексный подход к решению проблемы здоровья позволяет достигнуть определенных результатов. Проводимый мониторинг показал, что индекс здоровья детей за 3 года увеличился на 21%. Улучшилась физическая подготовка. Значительно уменьшилась общая и острая заболеваемость, сократилось количество детей с хроническими заболеваниями.
Комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья удовлетворены родители. Дети идут в школу с большим желанием.
Поддержку и помощь оказывают администрация г. Майкопа, комитет по образованию, министерство образования и науки, институт физической культуры и дзю-до при АГУ, детская поликлиника № 1.
Иначе и нельзя: для всех нас самой важной задачей является воспитание и обучение здорового, физически крепкого, всесторонне развитого и образованного человека, способного быть творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Коршунова Л.Н. директор МОУ “Начальная общеобразовательная школа № 30”, Почетный работник общего образования, г. Майкоп, Республика Адыгея.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.